Кино

Евгений Миронов – вождь, космонавт, царь и чекист

Евгений Миронов – артист, кажется, безграничного диапазона. Он может быть злодеем в боевике («Охота на пиранью»), Харрисоном Фордом в ремейке «Беглеца» («Побег») или наивным поваром в северном портовом городке («Космос как предчувствие») – и везде придется к месту. По случаю 55-летия Евгения Витальевича из всех персонажей, им вдохновенно сыгранных, мы вспомнили тех, что основаны на реальных исторических фигурах. Каждая из которых, что примечательно, оставила заметный след в истории России.

Ф.М. Достоевский

«Достоевский» (2010)

Евгений Миронов в роли Федора Михайловича Достоевского – это то, что рано или поздно должно было случиться. До того он князя Мышкина в образцовой экранизации «Идиота» Владимира Бортко замечательно сыграл, что сразу стало понятно: если уж снимать кино про Достоевского, то непременно с Мироновым в главной роли.

Так и получилось. К предыдущей круглой годовщине со дня рождения писателя Владимир Хотиненко сделал обстоятельный биографический сериал. Сюжет которого охватывает около тридцати лет жизни классика – от прерванной в последний момент казни и до «Братьев Карамазовых».

За историческую недостоверность и откровенное фантазерство сериал в свое время нещадно пинали достоевисты и прочие сведущие люди, однако широкая публика, с биографией Достоевского знакомая в лучшем случае поверхностно, в целом осталась довольна. Отдельная в том заслуга, разумеется, Евгения Миронова: пускай его Федор Михайлович – всего лишь результат мифотворчества, но очень уж правдоподобный.

Николай II

«Глаз Божий» (2012)

Двухсерийный документальный проект Леонида Парфенова и Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина посвящен истории последнего. В смысле не Пушкина, а музея. Как и кем он создавался, откуда в нем столько прекрасного добра. Очень познавательно и живо – как и всегда у Парфенова.

Главный козырь фильма – игровые сценки, в которых приняли участие разные особо крупных размеров глыбы. Скажем, Ивана Цветаева, основателя ГМИИ, сыграл Олег Табаков. Владимир Познер – Пабло Пикассо. Владимир Этуш – Марка Шагала. Фрагменты, когда в кадре говорят на иностранных языках (французском в основном), озвучил сам Андрей Гаврилов, легенда VHS-эпохи. Ну а Евгений Миронов появляется в небольшой, но чрезвычайно важной роли Николая II.

Алексей Леонов

«Время первых» (2017)

Два всеми любимых артиста – Евгений Миронов и Константин Хабенский – в космическом бадди-муви об одной из ключевых вех космонавтики. Миронов – в роли Алексея Леонова, первого человека в открытом космосе. Хабенский – в роли его верного друга и напарника Павла Беляева (плюс Владимир Ильин в роли Сергея Королева).

Местами странновато, не без того. Теми местами, где Леонову чудится, как он в детстве убежал ночью в поле за птичкой и ударился головой. Вступительную часть, где про подготовку к полету, неплохо было бы ускорить. Но это так, придирки. Вообще «Время первых» – кино очень хорошее. Зрелищное, напряженное – и при этом теплое, трогательное. Детским восторгом по отношению к неведомым далеким звездам наполненное.

В.И. Ленин

«Демон революции» (2017)

Масштабный сериал уже ранее упоминавшегося Владимира Хотиненко существует в трех вариантах и под тремя заголовками: 6-серийном («Демон революции»), 8-серийном («Меморандум Парвуса») и полнометражном («Ленин. Неизбежность»). Во всех излагаются события, предшествовавшие Октябрьской революции и непосредственно приведшие к оной.

Историческая достоверность здесь не то что хромает, она в принципе отсутствует. Все факты либо перепутаны, либо заменены конспирологическими выдумками. Но таков был замысел: сделать не правдиво, а увлекательно. И в увлекательности «Демону революции» не откажешь – это вполне бодрый шпионско-политический триллер с убийствами, интригами, заговорами и предательствами. И с блистательным актерским составом. Где особо, конечно, ярко себя проявил как раз Миронов, изобразивший Ленина человеком прозорливым, жестким и не лишенным слабостей.

Яков Агранов

«Вмаяковский» (2018)

Экспериментальное кино, которое на самом-то деле и не совсем кино. Режиссер Александр Шейн решил, что негоже про Маяковского снимать обычный конформистский байопик. И трудно с этим мнением спорить. Вместо этого он попытался зафиксировать процесс рождения несуществующего байопика про Маяковского, собрав коллаж из записей репетиций, читок сценария, документальных кадров с националистического митинга и всякого другого.

Смотреть это не так, наверное, тяжело, как может показаться, и, кроме вычурной формы, ничего такого экстремально новаторского в фильме нет. Юрий Колокольников играет Юрия Колокольникова, который играет Маяковского. Чулпан Хаматова играет Чулпан Хаматову, которая играет Лилю Брик. И так далее. А на Якова Агранова, куратора творческой интеллигенции от ОГПУ, приходится сразу трое: Евгений Миронов, Никита Ефремов и Петр Верзилов.

Соответственно, Миронов в какой-то момент играет Миронова, который играет Якова Агранова. В этой трактовке – доброжелательного дядьку, в исключительно миролюбивой манере растолковывающего Маяковскому линию партии. Очень мило. Особенно с учетом дальнейшей судьбы чекиста и первого заместителя Ягоды, расстрелянного в 1938 году.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Событие года»: Журнал «КиноРепортер» назовет лучших в 2025 году

19 ноября 2025 года в Москве состоится церемония вручения премии «Событие года», которую ежегодно проводит «КиноРепортер». Торжественный вечер пройдет в…

7 часов назад

Премьера балета к 100-летию Майи Плисецкой в Кремлевском дворце

В Государственном Кремлевском дворце 19 ноября состоится премьера балетного спектакля «Майя. Сюита любви», подготовленного к 100-летнему юбилею народной артистки СССР…

9 часов назад

Самые важные российские фильмы 2000-х. Часть 1

Потихоньку, но все же 1990-е как объект художественной рефлексии на больших и малых экранах вытесняются следующим десятилетием. Оно среди прочего…

13 часов назад

Том Круз получил почетный «Оскар»

16 ноября на церемонии Governors Awards Американской киноакадемии Том Круз был удостоен почетного «Оскара» за выдающийся вклад в развитие кинематографа.…

14 часов назад

«Франкенштейн»: Анатомический театр Гильермо дель Торо

Середина XIX века. Датское исследовательское судно бороздит водные просторы, отыскивая путь к Северному полюсу, и накрепко застревает во льдах. В…

18 часов назад

Мишель Йео вручат почетного «Золотого медведя»

Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…

1 день назад