Наверняка найдутся зрители, которые помнят, как по вечерам перед вечерней программой «Новости» на Первом канале показывали бразильский сериал – такой длинный, что к концу года забываешь, с чего он начался. Так вот, этот жанр называется «теленовелла» и представляет собой целое культурное явление, которое, однако, уступило натиску стриминговых проектов. В порыве ностальгии рассказываем, как появились теленовеллы и почему бразильские страсти полюбились российским зрителям.
Теленовелла – это по сути своей длинный сериал с законченным сюжетом, у которого нет продолжений, спин-оффов и вторых сезонов. Как правило, в центре истории – один герой или пара, а главной темой всего повествования являются отношения, то есть в первую очередь именно романтика, а то и настоящая страсть развивают сюжет.
Для тех, кто знаком с телесериалами, длительность которых порой доходит до календарного года, «мыльная опера» – понятие известное. Однако путать не стоит: soap opera – обозначение именно для американских многосерийных проектов, которые отличаются от бразильских большим сюжетным разнообразием. При это «мыло» может растянуться гораздо больше чем на полгода: самый долгий американский сериал «Главная больница» (1963–2014), например, насчитывает свыше 14 тыс. эпизодов.
Сейчас бразильские телесериалы все чаще выходят в коротком формате: 1-й сезон содержит 7–10 эпизодов, и теленовеллой такой проект назвать уж точно нельзя. Зато их с охотой покупает, а то и производит Netflix для своей многомиллионной аудитории из разных стран.
Кстати, есть и другой жанр сериалов, свойственный в первую очередь южнокорейскому кинематографу, – дорама, о которой мы недавно рассказали буквально все.
Все началось с радио: новеллы были популярным жанром до тех пор, пока телевидение не перетянуло одеяло на себя – то есть в 1940-е. Выглядело все так же, как и до повсеместного распространения маленьких экранов: каждый будний день в одно и то же время люди собирались у радиоаппарата, чтобы узнать «новости» о жизни полюбившегося героя – только без картинки.
Но вот 21 декабря 1951 года показали первый эпизод сериала «Твоя жизнь принадлежит мне» (португ. Sua vida me pertence) – и жизнь Бразилии и ее жителей «драматически» изменилась. Теленовелла имела большой успех у зрителей, и в первую очередь потому, что на экране показали поцелуй – впервые в истории бразильского телевидения. С тех пор и практически до 2010-х жанр цвел пышным цветом – пока у людей не появились подписки в онлайн-кинотеатрах.
Однако теленовелла в том формате, который нам всем знаком по проектам (держите олдскулы) «Рабыня Изаура» (1976–1977) и «Секрет Тропиканки» (1993), появилась позже. Первые сериалы этого жанра наследуют особенности аж у британских романов XVIII века и французских фельетонов XIX века, которыми, к слову, зачитывались в Бразилии. Так далеко мы копать не будем, потому что в Советский Союз бразильские сериалы пришли именно с «Рабыней Изаурой».
Началом эры классической бразильской теленовеллы считают 1963 год, и в этом тоже замешан технический прогресс. Телевизионный сериал – не новость, а вот возможность записать его на пленку и показывать в любое время совершила настоящий прорыв на телевидении. Многие телесети, как TV Rio или TV Paulista, активно использовали новую функцию, что и подстегнуло развитие жанра. А затем вещание практически целиком захватила компания Globo, которая ведет постоянное вещание с 1965 года.
Globo – главная телекомпания Бразилии, которая несколько десятилетий поставляла на рынок сериалы, известные каждому российскому зрителю: «Секреты Тропиканки» (1993), «Роковое наследство» (1996), «Семейные узы» (2000), «Клон» (2001) и так далее.
Но начиналась история успеха телеканала с сериала, о котором знает весь мир, – «Рабыня Изаура» (1976–1977). Именно он стал первой бразильской теленовеллой для советских зрителей. Сериал, основанный на одноименном романе Бернарду Гимарайнша 1875 года, рассказывал о рабыне-квартеронке (это устаревшее слово использовалось для обозначения «уровня темнокожести» – в данном случае это четверть). Кроткая и прекрасная образованная девушка, которая надеется обрести любовь и свободу, сразу полюбилась зрителям. Однако ее хозяин Леонсио, эдакий канонический злодей, намерен оставить это сокровище себе. На дворе – 1868 год, в Америке рабство уже отменили, а вот в Бразилии это произойдет лишь через 20 лет, и бедняжке приходится пахать, не покладая рук, попутно отбиваясь от домогательств. Так что захватывающий путь Изауры лежит в сторону США – через мучения, лишения и борьбу за права.
В оригинале сериал состоял из 100 серий, которые, однако, длились всего по 25 минут. Для международного рынка «Изауру» перемонтировали в 30 эпизодов по 30 минут, и только для советского зрителя создали особый формат: 15 серий по 60 минут. Причем показывали теленовеллу не целиком, а разбив на 2 части, первую из которых показали по Центральному телевидению СССР в октябре 1988 года, а вторую – уже в феврале 1989-го. А в 1990 году «по просьбам трудящихся» сериал показали вновь.
Именно повторный показ «Рабыни Изауры» повлек за собой культурный феномен: дачные переименовали в «фазенды», женщин в теле обзывали Жануариями, негодяи стали Леонсио, кошек и собак называли в честь героев теленовыеллы (Роза, Тобиас – это имя вам о чем-нибудь говорит?), даже новорожденных девочек называли Изаурами. А еще – платья, как сериале, пластика «под Изауру», анекдоты про Изауру, мелодия из стартовых титров в ряде поп-композиций (как у группы «Кар-Мэн», например) – продолжать можно долго. Эта теленовелла практически провела черту между СССР и «бандитскими 1990-ми», а потому надолго осталась в памяти сразу нескольких поколений зрителей. Да и на международной арене «Рабыня Изаура» отметилась, став самым продаваемым сериалом в истории Бразилии.
Не одной Изаурой, как говорится: следующим нашумевшим сериалом стал «Секрет Тропиканки» (1993) – в оригинале «Женщина из песка», ремейк черно-белой многосерийной мелодрамы 1973 года. Название поменялось потому, что премьера этого проекта в России состоялась в 1996 году – после того как летом 1995-го показали сериал «Тропиканка» (1994).
Первая для российского зрителя «тропическая» теленовелла рассказывала о страсти богатой девчонки Летисии и простого рыбака Рамиру, которая прошла выдержку парой десятилетий. Вторая же – «Секрет Тропиканки» – посвящена близнецам Рут и Ракел, чьи судьбы так переплелись, что распутать их не удается даже главным героиням. То Ракел уведет возлюбленного Рут и женит его на себе, то девушки попадают в шторм – и выживает только Рут, но вынуждена выдавать себя за Ракел… Одним словом, бразильский сериал! Импакт был почти таким же мощным, как и у «Изауры», имя Тропиканка звучало в каждом доме, и не было зрителя, который не переживал бы за судьбу сестер после шторма: люди целыми семьями собирались у экранов.
Латиноамериканские сериалы продолжали захватывать российское телевидение. Детектив «Новая жертва» (1995) с убийствами в духе «Десяти негритят» Агаты Кристи, например, считается самым успешным творением Сильвиу де Абреу. В 1998 году он взялся за криминальную драму о мести под названием «Вавилонская башня» и вынужден был на ходу подстраиваться под зрительскую реакцию: убирать неугодных персонажей, менять сюжет и даже заставку – это был первый «звоночек» для жанра, который вскоре утратил популярность. Параллельно выходили классические истории об итальянских иммигрантах в Бразилии – такие как «Роковое наследство» (1996) и «Земля любви» (1999), однако и XIX век все реже интересовал зрителей. Одним из последних ярких сериалов 1990-х стали «Воздушные замки» (1999) о непростых семейных отношениях в современном мире.
Что интересно, лишь часть новелл снимали по оригинальным сценариям, многие же были ремейками проектов 1970-х, как, например, «Жестокий ангел» (1997) – драма о карьерном продвижении няни «по головам» в высшее общество, которая повторяла сюжет черно-белого сериала 1976 года.
Жанр развивался, все чаще затрагивая весьма злободневные темы – от наркотической зависимости до ЛГБТ-отношений, и в итоге героями проектов становились не только бразильцы, а главной проблемой были уже не бразильские страсти.
Нет, кажется, ни одного человека в мире, кто не знал бы этот сериал и песню Стинга Desert Rose, которая с ним неизменно ассоциируется. «Клон» символизирует расширение границ для бразильских теленовелл: в центре сюжета – мусульманская семья, живущая в Марокко, одна из главных тем сериала – клонирование. Такого бразильские сериалы еще не видели. Хотя, конечно, во главе угла невозможная любовь: девушка по имени Жади и Лукас, у которого есть брат-близнец, порядка 200 серий мучительно стремятся друг к другу. Кажется, что это долго, но на самом деле некоторые зрители умудряются это сокровище пересматривать не один раз.
Более того, премьера «Клона» состоялась буквально спустя несколько недель после трагедии 11 сентября 2001 года, и всплеск негативного отношения к мусульманам мог спровоцировать низкий рейтинг. Но тут не просто «обошлось»: оригинальный сценарий, проработка деталей и адекватно подобранный каст вместе составили настолько популярный проект, что права на его трансляцию продали в 90 стран.
Неудивительно, что успех этого сериала пока никто не смог повторить. В 2001 году также выходил сериал «Земля любви, земля надежды» – он-то, наряду с «Клоном», и стал последней главой в истории классических бразильских теленовелл. Затем 200-серийные проекты стали терять популярность и уступили место классическим в современном понимании ТВ-шоу, где в сезоне не более 7–10 серий.
Однако бразильские сериалы, сменив формат, и по сей день остаются популярными. Среди новых занятных проектов – как криминальные драмы и полные страсти ромкомы, так и фэнтези-триллеры с этнической составляющей. Отличный пример – новинка этого лета: «Кондоминиум «Мальдивы» (2022). Сериал рассказывает о девушке, которая хочет наладить контакт с матерью, а та вдруг погибает. Бедняге ничего не остается, кроме как познакомиться со странными жителями кондоминиума, в котором жила мать, и выяснить, кто стоит за ее смертью. Первый сезон сериала, в котором всего 7 серий, вышел целиком 15 июня.
Другой любопытный экземпляр – «Невидимый город» (2021), фантастический триллер, где мифические существа живут бок о бок с простыми людьми. В центре сюжета – полицейский по имени Эрик, чья жена погибла при загадочных обстоятельствах. Мужчина сталкивается с необычными существами и необъяснимыми явлениями, а потому вынужден поверить, что древние легенды не вымысел. Но при этом никакой сверхъестественной длительности, всего 7 серий и пока что 1 сезон, а главное – знакомство с бразильской мифологией.
Есть и вовсе антиутопии – как «3%» (2016–2020). Сериал предлагает взглянуть в будущее, где есть только две категории людей: богатые и бедные. Однако не сами они себя до такой жизни «доводят», все гораздо хуже. За людей выбирает специальная программа «Процесс», и раз в 20 лет примерно 3% населения получают шанс попасть в прекрасный мир, где нет голода и нищеты, а встать на ноги может даже парализованный. Но перед тем как перейти в лучшее место, желающие должны пройти отбор – как в «Голодных играх» (2012) или даже в «Игре в кальмара» (2021–…). Жестоко, интересно, красиво.
Жанры сериалов разнообразны: хорроры про ходячих мертвецов («Зомби-реальность», 2020), криминальные триллеры («Доброе утро, Вероника», 2020). Есть даже байопики – как «Паспорт свободы» (2021), посвященный бразильянке Араси де Карвалью, которая спасала евреев во время холокоста. Словом, смотреть – не пересмотреть, и нельзя сказать, что количество перевешивает качество: это все те же привычные нам бразильские страсти, только в удобном «карманном», то есть коротком формате.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…