Кино

Играем в Грету Тунберг на улицах Парижа: Рецензия на фильм «Этот новый мир»

Луи Гаррель как режиссер еще не нашел свой стиль, и его последняя работа, похожая на эксперимент, об этом явно напоминает. Однако это не просто еще один фильм: эффект Греты, судя по всему, докатился и до игрового французского кино, где теперь «ходят, болтают» об экоактивизме. Разбираемся, что такое «Этот новый мир» и кому стоит его увидеть.

Короткий синопсис короткого фильма (всего 67 минут) вводит нас в парижское семейство: 13-летний ребенок заявляет родителям, что собрался в Африку на экологическую миссию. Все детали – в тайне, потому что так решило сообщество из нескольких сотен детей. Основной посыл: «Вы, взрослые, ничего для нашего здорового будущего не делаете, а мы будем». И ладно бы оставить все в духе «чем бы дитя ни тешилось», так нет же, юный Жозеф распродал кучу ценных вещей, чтобы принять участие в глобальной экологической инициативе.

Камера движется так, будто мы заглянули в гости к Гаррелю домой, а там – длинные коридоры, большие окна и семейный хаос. Оттого создается ощущение, что это просто домашняя запись, которая вдруг запечатлела один из самых важных моментов в истории семейства. Вот только при взгляде на опустевший шкаф Марианны (Летиция Каста), где прежде размещались винтажные вещи, платье Dior и, судя по ее воплям, крутая кожаная куртка, испытываешь справедливое возмущение: да как этот пацан, который ни копейки не заработал, посмел распоряжаться вещами, которые ему не принадлежат?

Но насколько на самом деле справедливо это возмущение? Перепотребление (вещевой массмаркет – один из грязнейших видов производства) уже давно стало глобальной проблемой, и мальчишка просто об этом напомнил. Несознательно даже. Вещи-то он продал ради важного проекта: он и его друзья собираются спасти планету, начиная с Чада и Судана. А какие-то вещи – да разве важно? Нам всем жить в этом мире, который вскоре может превратиться в одну большую свалку.

Отец (сам Гаррель) тоже психует: в его шкатулке с коллекционными часами было штук пять. А теперь – одни. Кошмар! «Эти показывают то же время», – философски замечает отрок. И ведь не поспоришь. Жозеф занялся продажей домашнего антиквариата четыре месяца назад, а родители даже не заметили. Но ладно увлеченное накопительство вещей – это один вопрос. Другой – поездка в Африку. И в какой-то момент подача сюжета вообще перестает иметь значение, потому что «тут о важном говорят».

История до определенной поры раскручивается, позволяя взглянуть на более или менее адекватную реакцию родителей: они не наказывают ребенка, не смеются над его взглядами и не отвергают его желание что-либо изменить. Но, конечно, все, чем занимаются главные герои, – это «ходят и болтают». Болтают, по классике, в любом положении: сидя за столом, лежа на диване, по дороге в магазин – и темы нам знакомы: от взросления и экологии до проблемы отцов-детей и кризиса среднего возраста.

В семействе из фильма можно узнать себя или ближайших друзей, в мальчишке – постзумерское поколение, которое много думает о будущем и мало думает о сексе. Имеет место даже вполне адекватное и вместе с тем пугающее заявление Жозефа в адрес подружки: «У нас нет времени на ревность, ты же знаешь, мы скоро умрем». Но так как у картины довольно странный формат – старт из ниоткуда, завершение нелогичное, да и в целом ощущение, что это один из эпизодов реалити-шоу «удиви родителей» – в какой-то момент вообще перестаешь чему-либо удивляться.

Да, есть что-то неестественное, когда дети более сознательны, чем взрослые, и порой кажется, что подростки на экране просто притворяются, что заняты серьезным делом. Однако они действительно хотят действовать: Гаррель не тратит время на сомнения и переговоры, его персонажи сразу погружаются в тему, и он предлагает хотя бы попытаться всерьез отнестись к этим детям. Которые готовы собственным детством пожертвовать, потому что у следующего поколения детства может просто не случиться, как и рождения.

А поездка в Африку может дать старт «исправлению» погрешностей современного мира. Но если слоганы юных соратников Греты Тунберг уже не удивляют, потому что почти уложились в сознании современного общества как норма, то реакция старшего поколения вполне может обернуться катастрофой…

И тогда «Этот новый мир» Гарреля служит как инструкция. Потому что крики родителей сменяются реальной поддержкой. Даже при условии, что дети ее не просят и она им не нужна. «Они спасают свой мир – не наш», – отмечает Марианна. И тогда на первый план выходит образ идеальной матери в исполнении очаровательной Летиции Каста: она готова и в Африку полететь, если потребуется.

И все-таки, как так вышло, что современный французский кинематографист высказывается на тему экологии? Делает он это в своем стиле, с заходом через семью и чувственные отношения старшего поколения (Гаррель и Каста женаты и вместе отлично смотрятся в кадре), которое будто жило в другом мире до тех пор, пока сын не повзрослел. Тогда-то пришлось взрослеть и им тоже. Но сама идея – она идет не изнутри, а извне, это реакция на аналогичные сюжету фильма события, только из реального мира. Да-да, это все Грета Тунберг.

Можно сказать, что это запоздалая (но все еще одна из первых) реакция на поразительное поведение юной шведской активистки. Ведь дети не говорят и даже не думают о климате, дети остаются детьми, так? Документальный фильм уже снят: «Я Грета» (2020) рассказывает в первую очередь о девочке, которая хочет изменить мир, и о том, как она, обходясь без самолета, отправилась из Швеции в США, чтобы просто выступить с речью. А вот игровых проектов о том, какие отношения современные дети выстраивают с планетой, пока еще мало – если не сказать, что нет совсем.

Новый мир очень даже неплох, когда ты не героиня сериала «И просто так», будто внезапно оказавшаяся в будущем. Тут «взрослые» идут на контакт с новым миром, с новой этикой и, самое главное, со своим сыном-подростком. И увидеть «Этот новый мир» надо именно тем, кто постарше, за 30, а то и больше, просто чтобы дать себе шанс, прислушаться наконец к тем, кто в силу возраста права голоса не имеет. Не имел…

Но при прочих равных это все еще чувственная картина, немного хаотичная, картина эмоции, а не действия – с прекрасной Летицией Каста и мечтами о прекрасном. И путь сам фильм будто сделан на коленке для домашнего просмотра, он обладает всеми прелестями французского кино и становится важным шагом с точки зрения культуры. Это попытка начать диалог, где с обеих сторон взрослые, вне зависимости от «паспортного» возраста.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

7 фильмов про радио: Драма, комедия, ужасы и рок-н-ролл

Возвращение «Питер FM» на большие экраны напомнило зрителям о силе радиоэфира, способного менять судьбы и передавать эмоции без визуального контакта.…

9 часов назад

«Дикая семейка»: Детям об экологии, корнях и орангутанах

В тропическом лесу на острове Борнео кипит жизнь. Змейки ползают, стрекозки летают, лягушки квакают, орангутаны на ветках раскачиваются. А потом…

14 часов назад

Умер Майкл Мэдсен

Майкл Мэдсен скончался на 68-м году жизни. Тело актера обнаружили в его доме в Малибу. Об этом сообщило издание NBC…

1 день назад

Деми Мур и Тимоти Шаламе получат звезды на «Аллее славы»

Голливудская торговая палата объявила имена деятелей культуры, которые в 2026 году будут удостоены звезды на «Аллее славы» в Лос-Анджелесе. В…

1 день назад

«Назад в будущее» – 40 лет: Как в кино изображались путешествия во времени

3 июля 2025 года исполняется 40 лет с выхода в мировой прокат культового фильма Роберта Земекиса «Назад в будущее» –…

1 день назад

Загнанных лошадей пристреливают, или куда привела «Игра в кальмара»

Если первый сезон «Игры в кальмара» можно обозначить как изысканный деликатес, то заключительные серии окончательно трансформировали сериал в простенькую закуску…

1 день назад