«Мир уже не будет прежним»: Российские кинопродюсеры — о последствиях коронавируса | КиноРепортер
КиноРепортер > Кино > «Мир уже не будет прежним»: Российские кинопродюсеры — о последствиях коронавируса

«Мир уже не будет прежним»: Российские кинопродюсеры — о последствиях коронавируса

21 марта 2020 /
«Мир уже не будет прежним»: Российские кинопродюсеры — о последствиях коронавируса

COVID-19 срывает съемки, переносит премьеры и существенно меняет киноиндустрию.

Мир захлестнула пандемия коронавируса COVID-19: каждый день из-за инфекции страдают не только тысячи людей, но и экономики практически всех стран. В ужасе находятся работники сферы туризма, ресторанного бизнеса и перевозок, а также, разумеется, кинематографисты, владельцы кинотеатров и организаторы фестивалей. По всему миру закрываются кинозалы, переносятся или отменяются смотры и премьеры потенциальных блокбастеров, останавливается кинопроизводство.

Окно между релизами в кинотеатрах и интернете уже начало сокращаться. Фильмы находят своего зрителя через онлайн-площадки, и стримеры оказываются в выигрышной ситуации. Ожидается, что коронавирус может существенно изменить киноиндустрию навсегда. Делать надежные прогнозы еще рано, однако «КиноРепортер» все же попросил известных российских продюсеров прокомментировать ситуацию.

Компания «Централ Партнершип» перенесла релиз спортивной драмы со Светланой Ходченковой «На острие».

Артем Васильев, генеральный продюсер компании «Метрафильмс»

Мы не в безвоздушном пространстве существуем. Конечно же, мы пересматриваем свои планы на ближайшие месяцы. Одни проекты сдвигаем, другие — пока замораживаем. Мы не можем заставить людей, если они решили самоизолироваться, выйти на площадку. Юридический аспект важен, но этический превалирует в данном случае. Твои действия либо способствуют, либо не способствуют росту риска.

Изменения в графиках работы влияют на множество разных вещей. Мы стараемся сдвигать все, что можно сдвинуть без ущерба для проекта. Мы должны были начать снимать один фильм в апреле, но работать в Москве или Европе сейчас — безумие. Этот проект уедет вперед на три месяца или на полгода. Самое раннее только к концу апреля станет понятно, что происходит.

Коронавирус также затронет дебютный фильм Михаила Бородина «Продукты 24». Возможно, переедет проект Кирилла Соколова «Без оглядки». Зато наше анимационное производство продолжается, потому что оно всегда велось удаленно. Там минимальный риск, поэтому планов что-либо двигать нет.

Знаю, что некоторые продюсеры думают выпускать релизы сразу в онлайн. Думаю, сейчас хорошее время для громких онлайн-премьер.

Мы очень надеемся, что фильм Романа Васьянова «Общага» по мотивам книги Алексея Иванова «Общага-на-крови» ждет мощный фестивальный старт, но теперь все фестивали также оказались в подвешенном состоянии. Возможно, какие-то смотры придумают онлайн-стратегию. Скоро мы узнаем, как технологии могут помочь. Мы ждем и думаем, как быть.

«Бладшот» с Вином Дизелем выйдет на онлайн-площадка всего спустя две недели после кинотеатрального релиза.

Илья Стюарт, генеральный продюсер Hype Production

Картины, снятые для фестивального продвижения, столкнулись с неопределенностью. Ведь ведущие кинофестивали мира, включая Каннский, один за одним переносятся на более поздний срок. Для продюсеров, прежде всего, авторского кино, фестивали — это в первую очередь площадки для заключения ключевых сделок по кинопрокату на территориях всего мира. Степень успеха среди фестивальной публики, а также профессиональной прессы, часто влияет и на уровень продаж. «Паразиты» во многом обязаны своему триумфу на «Оскаре» невероятному успеху на прошлогоднем Каннском фестивале.

Кроме тех съемок, которые мы вынужденно заморозили из соображений безопасности, у нашей студии в производстве несколько картин с расчетом именно на фестивальные премьеры. Из-за этой паузы мы находимся в подвешенном состоянии. Для многих фильмов, в частности, дебютов, фестивали — единственный шанс заявить о себе и привлечь дистрибьютеров. Руководители смотров работают над решением проблем, если ситуация не изменится.

Очевидный временный выход — размещение в диджитал-пространстве некоторых бизнес-процессов. Но также очевидно, что без самих фестивалей и свойственной им магии такие меры выглядят именно временными.

С другой стороны, в текущей ситуации у онлайн-платформ есть шанс укрепить свои позиции, а многие продюсеры уже фокусируются на создании контента исключительно для них. Думаю, и российская индустрия последует заданному Голливудом тренду сокращения VOD-окна. Студия Universal пошла именно таким путем, изменив стандартную для всей индустрии практику. В любом случае есть ощущение, что мир уже не будет прежним, и это будет касаться и индустрии развлечений.

73-й МКФ в Каннах, жюри которого должен возглавить Спайк Ли, перенесли на неопределенный срок.

Владимир Пермяков, продюсер продвижения кинотеатральных релизов Premier Studios 

На полнометражные фильмы Premier Studios эпидемия коронавируса пока никак не влияет. В ближайший год мы планируем выпустить две картины — психологическую драму «Маша» Анастасии Пальчиковой и фэнтези «Карамора» Данилы Козловского. Съемки этих проектов завершены, в данный момент идет постпродакшен, который можно осуществлять в условиях карантина дистанционно, без угрозы здоровью наших сотрудников. Что касается сериалов, то съемки пока не тормозим, все по плану, но внимательно следим за ситуацией и готовы будем рассмотреть любые варианты. Безопасность сотрудников — важнейшая ценность для нас.

Периодически читаю высказывания о судьбе кинопроката, о том, что все фильмы начнут выходить в онлайне, а люди после окончания пандемии перестанут ходить в кино. Поддаваться тенденции делать прогнозы на основании событий нескольких дней не буду. Но замечу, что та же самая студия Universal, которая отправила сиквел «Троллей» в «цифру» — вместе с релизами, уже отработавшими в прокате, такими, как «Человек-невидимка» — свои наиболее кассовые кинотеатральные премьеры, например, «Не время умирать» и «Форсаж 9», продолжает рассматривать для широкого проката и перенесла даты выхода на более благоприятное время.

Скорее всего, эпидемия повлияет на сокращение цифровых окон, но кинодистрибуция еще долго останется коммерческим двигателем индустрии. Например, наш релиз прошлого года, фильм «Верность», сначала стал фильмом-событием в прокате и собрал 102 млн рублей — отличный результат для российской фестивальной драмы. А затем, спустя 7 недель после выхода в кино, появился эксклюзивно на платформе Premier и долгое время входил в топ-3 по просмотрам. Одного без другого бы не случилось, поэтому в связи с коронавирусом я бы говорил о том, что дальнейшая синергия офлайна и онлайна только продолжится. При этом, возможно, изменятся правила. Но говорить о смерти основной модели монетизации киноконтента — проката — я бы не стал.

Российские кинотеатры могут продавать не более 50 билетов на сеанс.

Катерина Михайлова, продюсер Вега Фильм

Сейчас идет предпродакшен дебютного проекта, съемки которого запланированы не в Москве. Сейчас нужно принимать ответственное решение: будем ли мы работать по запланированному графику и начнем снимать через несколько дней, или же перенесем старт на неопределенный срок. Ситуация меняется каждый час — мы не можем с уверенностью сказать, что будет через сутки. Закрываются страны, регионы, отменяются рейсы. Пока решение не принято. Конечно, это сильно повлияет на расписание работ и повлечет за собой существенные финансовые потери. Несмотря на то, что это дебют, востребованных артистов у нас очень много и, соблюдая графики каждого из них, работать невероятно сложно. Мы были вынуждены отменить участие известного французского актера, исполнителя главной роли. Также после Берлинале появилось несколько европейских продюсеров, готовых принять участие в нашем фильме. Естественно, все переговоры с ними также перенеслись на неопределенный срок, а как долго Европа будет отходить от последствий пандемии — я не знаю. Это информация только по одному проекту, по которому возникли ряд сложностей из-за коронавируса. А в производстве сейчас несколько проектов в ранней стадии.

Есть такая формулировка «форс-мажор» — это обстоятельства непреодолимой силы. Сейчас как раз в таких обстоятельствах мы и работаем. Теперь приходится обговаривать ситуацию со всеми участниками съемочного процесса, но всю ответственность, конечно, несет продюсер. Помимо участия Минкульта, в каждом из проектов есть свой пул частных инвесторов, практически все приостановили финансирование. Прокатчики также отменяют предварительные договоренности.

Ситуация бьет по всему прокату фильмов и кинотеатрам. В Москве, насколько я знаю, кинотеатры до сих пор платят аренду и сейчас пытаются договориться с правительством о пересмотре условий договора. Безусловно, посещаемость кинотеатров нулевая, поэтому урон причинен колоссальный. Это что касается мейнстрима, не говоря о независимых проектах. У фестивального кино тоже проблемы: ММКФ уже отменился, как и ряд других крупных европейских и мировых фестивалей. Надеюсь, «Кинотавр» не отменится. Думаю, что премьера всех фильмов переносится на 2021 год или конец 2020 года.

Помимо ситуации с самим вирусом, на работу и продакшен влияет курса валют — многие европейские партнеры больше не готовы работать в условиях экономического кризиса. Ситуация сложная, мы видим, что происходит в глобальной экономике и как трясет большой бизнес. Киноиндустрия как бизнес с высокими финансовыми рисками страдает, и многие компании не выживут. Но кризис — это возможность к росту, а так как независимое кино живет по своим правилам, то мы не будем унывать и будем двигаться дальше.

Что еще происходит в сфере кино и телевидения? 

Для соблюдения мер безопасности многие российские киностудии в марте перешли на дистанционный формат, но не намерены приостанавливать съемки. Глава «СТВ» Сергей Сельянов заявил, что его компания находится в стадии принятия решений по двум фильмам, которые сейчас на этапе съемок. Раскрывать названия он отказался.

Директор «Союзмультфильма» Борис Машковцев сообщил, что на дистанционный формат работы перешла вся киностудия, в том числе аниматоры и художники. Директор «Мосфильма» Карен Шахназаров и глава «Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова» Леонид Верещагин заявили, что их компании продолжают работать в штатном режиме с соблюдением всех рекомендаций. Шахназаров добавил, что всем ежедневно проверяют температуру.

В студии Тимура Бекмамбетова «Базелевс» отметили, что сотрудники, у которых есть возможность работать дома, переведены на удаленный формат. Сам режиссер продолжает съемки военного боевика «Фау-2. Побег из ада» дистанционно с помощью платформы Microsoft Teams. Так съемки продолжаются, но на площадке одновременно находится не более 50 человек. «Съемочная группа обычно больше, но в это количество вписаться можно», — рассказала генеральный продюсер кинокомпании «Русское» Ирина Смирнова.

Эффект коронавируса коснулся и российского телевидения — в целях обеспечения безопасности своих сотрудников постепенно переходят на удаленный формат работы. Часть сотрудников Первого канала уже работает из дома. В Останкино появляются лишь те, кто привязан к съемкам передач, которые продолжают сниматься, но без зрителей. Похожей схемы придерживается и ВГТРК, НТВ, ТНТ, СТС и другие вещатели.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: