Что, если бы Джеймс Бонд перестал думать головой и полностью отдался во власть инстинктов? Получился бы «Арчер», культовая шпионская анимационная сатира, которая за время своего существования успела перерасти себя и под конец стать практически другим произведением, но с теми же персонажами. К выходу заключительного (четырнадцатого!) сезона мультсериала «КиноРепортер» рассказывает, зачем вам стоит обратить на него внимание.
Действие «Арчера» разворачивается как бы вне времени – одежда героев напоминает стиль 1960-х, интерьер и другие элементы окружения отсылают к 1970-м и 1980-м, а технологии взяты из современности. На фоне подобного смешения эпох и развивается история вымышленного секретного агентства ИНМБ. Главный герой – шпион Стерлинг Арчер, гиперболизированная версия и без того гиперболизированного Джеймса Бонда.
Бабник, нарцисс, задира, грубиян, сексист, страстный поклонник Берта Рейнольдса и просто ребенок в теле взрослого. Поразительным образом эти черты характера Арчера сочетаются с его профессионализмом: в нужный момент он может перестать быть несносным типом и за секунду превратиться в гения с несколькими нетривиальными планами. Или в машину для убийств.
Безусловно, одним из главных плюсов «Арчера» являются персонажи. Поначалу может показаться, что они представляют собой набор ходячих стереотипов, – и на самом деле так оно и есть. Но чем дальше развивается история, тем отчетливее приходит понимание: за клишированными масками прячутся сложные, колоритные и неоднозначные герои с ворохом психологических травм, на которых в основном и строится весь юмор. Авторы намеренно плюют на политкорректность, порой шокируя даже искушенных зрителей, которых вообще-то не испугать вызывающей анимацией.
Стерлинг Арчер – самовлюбленный ловелас, сквернослов и раздолбай, которому в детстве не хватило родительской любви, и теперь он превратился в маменькиного сынка. Мать протагониста и по совместительству глава шпионской организации Мелори – такой же эгоцентрик, хотя она более хладнокровная, расчетливая и надменная. Напарница и бывшая Арчера Лана – отличный пример образа сильной женщины, которая при всей напускной ненависти к главному герою продолжает испытывать к нему теплые чувства.
И это только ведущее трио! А ведь есть еще пышная психолог-сплетница Пэм, немецкий ученый Кригер с весьма любопытной предысторией и секретарша Кэрол (или Карина, или Шерлин), которая обожает менять имена и практически перманентно пребывает в состоянии сексуального возбуждения.
При этом персонажи «Арчера» идут по пути развития героев «Южного парка» или «Симпсонов»: они переживают конфликты и слегка преобразуются, однако их базовые состояния остаются неизменными. Что бы ни происходило с действующими лицами, одни всегда будут высокомерными эгоцентриками, другие – разнузданными и безбашенными, третьи – холодными и расчетливыми. И в этом заключается вся прелесть мультсериала: авторы довели до идеала формулу заезженной пластинки, которая не наскучивает даже после сотого прослушивания. Персонажи остаются верны себе, меняется только окружение. Причем к этим переменам создатели подходят довольно оригинально.
Визуально «Арчер» может оттолкнуть от просмотра, поскольку далеко не все переваривают так называемый комиксный стиль, где двухмерные герои обрамлены жирной обводкой, а анимация и движения оформлены будто с легкой ленцой. Однако это придает мультсериалу особенный вайб, которому после каждого эпизода симпатизируешь все охотнее. Создатель «Арчера» Адам Рид использовал подобный подход при работе над культовым проектом «МорЛаб 2021» – он как никто другой осознает преимущества минималистичной рисовки. Авторы хотели сформировать у зрителей ощущение просмотра комиксов 1960–1970-х, рассказывавших о шпионах и Холодной войне. Все под стать основному сеттингу.
Но смотрят «Арчера» не столько из-за художественного стиля и сюжета, сколько из-за юмора, к которому авторы подошли комплексно. Они систематически сталкивают друг с другом эпохи, стереотипы и модные тенденции, приправляя их умеренной порцией иррациональности, цинизма и вульгарности. Не говоря о «внутренних» шутках, остроумно акцентирующих внимание на том или ином качестве персонажа либо его увлечении. Сценаристы высмеивают буквально все: шпионские фильмы и сериалы, офисную культуру, современную повестку, тяжелые заболевания и сексуальные предпочтения. Последнее вообще стало неотъемлемой частью шоу – без намеков на интим и его демонстрации не обходится ни один эпизод.
При этом «Арчер» умудряется не скатиться в похабщину и порнографию. Откровенности здесь хватает, но она не только умело подвергается самоцензуре, но и органично вплетается в мир мультсериала, где секс – лишь возможность проявить свои чувства, продемонстрировать истинное «я» или просто посмеяться над собой или другими. В то же время практически каждый персонаж наделен собственным чувством юмора, которое придется по душе разным частям аудитории.
Стерлинг – токсичная маскулинность и сатира. Кэрол – безумная нифмомания на грани фола. Лана – феминизм и гиперсексуальность, скрывающие тонкую душевную организацию. Комизм достигает апогея, когда между героями накаляется динамика: они сыплют колкостями и саркастическими замечаниями, придумывают и реализуют невероятные планы, а также всячески унижают друг друга.
«Арчер» остается на плаву и благодаря своей нарративной смелости. Если обойтись без спойлеров, то мультсериал после нескольких сезонов отошел от основной сюжетной линии, перевернув все с ног на голову. И эксперименты пошли ему на пользу: традиционный сеттинг уже слегка наскучил зрителю, и шоу нуждалось в шоковой встряске. В результате перед сценаристами распахнулись новые горизонты, а персонажи получили возможность раскрыться с иных сторон.
Однако куда это в итоге привело – другой вопрос. Последняя сюжетная арка растянулась на три сезона, отправляя героев в самые необычные локации. Освежив проект, создатели слишком увлеклись творческими экспериментами и забыли о ключевых факторах успеха «Арчера». Но к финальному сезону ситуация вроде бы выправилась. Посмотрим, насколько эффектно завершатся приключения Стрелинга и его коллег.
«Арчер» – один из тех долгоиграющих анимационных феноменов, которые не теряют популярности даже спустя десятилетие. Причины успеха кроются в безбашенности творцов: взяв некогда востребованный жанр, они превратили его в острую сатиру с неполиткорректным и местами безжалостным юмором, ансамблем сумасшедших персонажей, потрясающим стилем и уникальной атмосферой сюра и безумия. При этом идеальным шоу не назовешь: к 6–7 сезону усталость сценаристов заметна невооруженным глазом. «Арчер» может подвисать на несколько серий подряд, история тонет в самоповторах, а юмор оказывается настолько стерильным, что вызывает недоумение.
Но ближе к финалу мультсериала авторы взяли себя в руки. Эксперименты чаще всего смотрятся уместно, химия между героями по-прежнему взрывоопасна, а градус безумия на экране зашкаливает ровно там, где нужно. Поэтому так обидно, что свежий и необычный взгляд на шпионскую тематику и сатиру в целом никогда не снищет такой же славы, как «Южный парк», «Гриффины» или «Рик и Морти». Хотя «Арчер» в своих лучших эпизодах способен буквально двумя-тремя сценами легко заткнуть за пояс любой из перечисленных хитов. Дайте ему шанс, и он вас не разочарует.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…