Эудория Холмс (Хелена Бонем Картер) — женщина очень прогрессивных взглядов для викторианской эпохи. Отправив в большой мир двух сыновей, она принялась за воспитание маленькой дочери Энолы (Милли Бобби Браун). Но учила ее не тому, как стать хорошей женой, а как вырасти самодостаточной личностью: вместо вышивания крестиком и готовки малышка читала книги, занималась наукой, спортом и даже джиу-джитсу. В день, когда девочке исполнилось 16 лет, мать внезапно исчезла, оставив после себя лишь набор карточек с цветами и фразами. Зная о любви миссис Холмс к словарным играм (например, имя Enola — это Alone наоборот), Энола решила разгадать загадку ее исчезновения и привлечь к этому обоих братьев — известного детектива Шерлока (Генри Кавилл) и невыносимого зануду Майкрофта (Сэм Клафлин). Но все пошло не по плану, и ей пришлось бежать из отчего дома в Лондон.
Британец Гарри Брэдбир известен постановкой двух самых феминистских современных сериалов — «Дрянь» и «Убивая Еву» по сценарию Фиби Уоллер-Бридж. Поэтому совсем не удивительно, что кинокомпания Legendary Pictures пригласила именно его режиссировать фильм о приключениях «сильной и независимой» девушки в мире махрового патриархата. Тем более предполагалось, что главная героиня будет постоянно обращаться к зрителям с экрана — в «Дряни» Брэдбир вдоволь наигрался с разрушением пресловутой четвертой стены. Кстати, идея общения персонажа с аудиторией принадлежит Милли Бобби Браун, которая в свои 16 лет стала одним из продюсеров проекта.
Так откуда же у Шерлока взялась сестра? Энола Холмс — героиня серии детективных романов американской писательницы Нэнси Спрингер, не имеющая никакого отношения к оригинальным произведениям. Книги Спрингер — что-то вроде фанфикшна, любительских сочинений на заданную тему, сама же Энола — та же Нэнси Дрю, только с известными родственниками. Но по части авторских прав тут не все так просто: наследники сэра Артура Конан Дойла подали в суд на создателей фильма и Спрингер в том числе за использование элементов произведений писателя, созданных после 1923 года, которые еще не являются общественным достоянием.
По их мнению, Шерлок в картине и в романах слишком тепло относится к людям и сочувствует им — что не было характерно для детектива из ранних работ Конан Дойла. Не беремся судить, кто здесь прав, но можем заключить одно: Генри Кавилл в образе Холмса вообще не так часто появляется на экране, чтобы заподозрить его в какой-то излишней эмоциональности. В целом Кавилл — занятный выбор на роль знаменитого сыщика. Высокий, мускулистый, с мелкими кудряшками, он отдаленно напоминает образ Бенедикта Камбербэтча, но все же отличается отстраненностью, даже пассивностью. Интересно было бы увидеть его в деле.
Но большая часть хронометража уделена Эноле и ее столкновению с реальностью, ведь до этого она жила под опекой матери в удаленном поместье. И мир взрослых девушку совсем не жалует. Майкрофт хочет упечь ее в пансионат для благородных девиц. За новым другом — виконтом Тьюксбери (красавчик Луис Патридж — новый Бен Барнс), тоже сбежавшим из дома, — охотится зловещий человек в коричневом котелке, а британская элита не желает давать ей, как женщине, право голоса. Последнее, конечно же, дань эпохе, ведь кино с главной героиней женского пола без фемповестки в 2020 году — дурной тон.
С феминизмом, к сожалению, связана и самая невнятная линия сюжета — поиски Энолой своей матери. И, если в книгах Эудория бежала с цыганами, в фильме она — глава общества эмансипе, по-видимому, готовящих теракт для привлечения внимания к своим проблемам. Так или иначе ее исчезновение вызывает кучу вопросов: хотела ли она, чтобы ее нашли? Если нет, зачем оставила подсказки? Если да, почему не связалась с Энолой, когда та дала объявление? Финал точки над «i» не расставляет.
Все мужчины в картине — конечно, белые цисгендерные, и самый неприятный из них — Майкрофт Холмс, стыдящийся своей сестренки, потому что та не хочет быть «маленькой леди». Несмотря на довольно карикатурный образ закоренелого консерватора и сексиста, именно Майкрофт произносит очень важную фразу: «Даже твоя обожаемая мать вышла замуж. Даже она была невестой», невольно заключая, что феминизм — это не про отречение от мужчин, а про то, чтобы у женщин была возможность выбирать свою судьбу.
Если абстрагироваться от главной темы, «Энола Холмс» представляется неплохой сказкой о детском путешествии и местами даже напоминает «Отель «Гранд Будапешт» Уэса Андерсона, симметричными кадрами, музыкальным сопровождением и даже злодеем — Берн Горман здесь очень похож на Уиллема Дефо. Тем не менее в сказке этой есть и мрачные элементы: детей топят, душат, они могут убить человека. Ну, а удобные совпадения, когда ключом к сложной ситуации является навык, очень предусмотрительно полученный ранее — классика жанра, за которую даже не хочется ругать. Милли Бобби Браун однозначно выросла как артистка, ей одинаково к лицу и платье с кринолином, и брючный костюм. И очень хорошо, что уже появились слухи о работе над сиквелом: нам так не хватало умных девчонок, родом из XIX века.
Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…
Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…
С 17 августа в рамках Московской международной недели кино по столице будет курсировать первый мобильный кинотеатр, который покажет фильмы на…