Кино

«Элвис» База Лурмана – гламурная пустышка без сердца и души

8 января 1935 года в Тьюпело, Миссисипи родился Элвис Аарон Пресли. Человек, изменивший наши представления о музыке в целом и рок-н-ролле в частности, с детства тащился от негритянских блюзов и госпелов. Потом он замешал их во взрывоопасный коктейль с классическим кантри, начал записываться, эпатировать публику яркими шоу с откровенными танцами, и вскоре имя Элвиса красочным фейерверком вспыхнуло над планетой.

А теперь австралийский постановщик Баз Лурман посвятил Королю первый в своей карьере байопик с незамысловатым названием «Элвис», который почти втрое окупил 85-миллионный бюджет, полюбился критикам со зрителями (последним даже больше) и считается серьезным претендентом на охапку «Оскаров». Но мы позволим себе не разделить всеобщих восторгов. Почему? Сейчас объясним.

Все байопики музыкантов условно можно разбить на 4 категории. Первая – тот редкий случай, где и фильм удался, и исполнитель главной роли не подкачал. Таков, например, «Рокетмен» с Тэроном Эджертоном или «Переступить черту» с Хоакином Фениксом. Чаще встречаются картины, которые сами по себе звезд с неба не хватают, но выезжают на харизме ведущего актера. В числе подобных – The Doors с Вэлом Килмером или «Богемская рапсодия» с Рами Малеком. Попадаются, увы, и досадные недоразумения, проигрывающие по всем статьям. Без слез не вспомнить ни «Человека со звезды» с Джонни Флинном, позорного безобразия о Дэвиде Боуи без песен Дэвида Боуи, ни «Компромат» с Дугласом Бутом в образе фронтмена Mötley Crüe Никки Сикса.

«Элвиса» же отнесем к категории под номером 4 – той, где режиссер вроде постарался и создал не самое скучное, не самое глупое, добротное в общем произведение… Но все его усилия развеялись пылью на ветру, поскольку на ведущего артиста больно смотреть. Возможно, с кем-то другим в роли Короля фильм Лурмана и правда мог бы засиять ярче бриллиантов – хотя стразиков в нем и так предостаточно. Но за грехи наши нам достался Остин Батлер, который неплохо проявил себя под началом Квентина Тарантино в «Однажды в… Голливуде» и получил важную роль в сиквеле «Дюны». Но в «Элвисе» он напоминает сбежавшего из музея мадам Тюссо воскового манекена, чересчур смазливого, зажатого и абсолютно искусственного, будто сгенерированная нейросетью цифровая копия живого человека.

Для сравнения – включите любой музыкальный номер из «Элвиса» Джона Карпентера, где гитарой вооружился Курт Рассел, или ознакомьтесь с ТВ-лентой «Элвис. Ранние годы», принесшей Джонатану Ризу Майерсу первый и последний «Золотой Глобус». Там тебе и внешнее попадание, и харизма, и изящество, и озорная усмешка хулигана, который прикидывается пай-мальчиком, втайне затевая очередную каверзу… Надо отдать Батлеру должное – петь парень умеет. Партии юного Пресли он исполнил сам, а для более зрелых хитов кудесники-звуковики переплели голос Остина с голосом реального Элвиса. Но драму его героя при всем желании не удается прожить до конца. Во многом еще и потому, что Баз Лурман заигрался в База Лурмана (примерно так же, как Тайка Вайтити в четвертом «Торе» заигрался в Тайку Вайтити) и снял не столько фильм в традиционном понимании, сколько почти трехчасовой клип или трейлер.

На экране – буйство красок и визуальных изысков. Ожившие комиксы, пестрые флэшбэки, винтажное ч/б, документальные вставки, всевозможные коллажи и покадровая реконструкция знаменитых выступлений Элвиса, модные костюмы, грандиозные декорации, кричащий неон витрин Вегаса, лихорадочный микс из кадров элвисовских хитов Голливуда… Да и музыка практически не затихает, от классического блюза до Джека Уайта, Доджи Кэт и Эминема на финальных титрах. У режиссера просто нет времени, чтобы на миг замереть, перевести дух и задуматься: к чему все это вообще? Почему миф Элвиса до сих пор живее всех живых, почему он важен лично для него, База Лурмана?

Вместо этого автор предпочитает нарочито отстраненный подход, выбрав в качестве ненадежного рассказчика менеджера Элвиса – полковника Тома Паркера. Который на самом деле не был ни полковником, ни Томом, ни Паркером (ладно хоть Том Хэнкс в гротескном гриме настоящий). Тот и доводит до нашего сведения, как сделал из Элвиса звезду, а затем посадил в золотую клетку Лас-Вегаса и заставил ежегодно давать концерты, забыв о мировом турне. Так он пытался покрыть бессчетные долги и нагло эксплуатировал своего подопечного, хотя, как полковник в итоге оправдывается, винить его в преждевременной гибели кумира миллионов тоже нельзя.

«Элвис» добросовестно тасует основные этапы биографии певца, будь то воинская служба в Германии, печальный роман с Присциллой (Оливия ДеДжонг) или пагубное увлечение таблетками, но при всех ужимках Лурмана и прыжках Батлера ленте не удается воспарить над болотом унылой банальщины. Присцилла – типичная страдающая жена рокера. Паркер – типичный алчный менеджер, прикрывающийся пафосными речами о великой американской мечте. Элвис – типичный недооцененный гений, превращенный в доходный бренд.

Острые углы тщательно сглажены. Красивый слоган live fast, die young лишний раз находит эффектное подтверждение. Но когда этот бесконечно долгий и невыносимо вычурный фильм завершается, ловишь себя на мысли, что король-то, как писал классик, голый. За надутыми губками и блестящими глазками Батлера не найти ни жизни, ни огня, а за китчевой аляповатостью глянцевой обложки «Элвиса» безнадежно потерялась душа.

Чуть ли не единственная реально пронзительная сцена здесь разворачивается ближе к финалу. Элвис и Присцилла тихо беседуют в машине, прежде чем бывшая любовь увезет от отца его дочь Лизу Мари (будущую жену Николаса Кейджа, между прочим). Пресли понимает, что скоро разменяет пятый десяток, а гордиться ему решительно нечем. Не создал он, дескать, ничего бессмертного, даже ни в одной толковой картине не засветился. И рано или поздно его наверняка забудут – ведь злые языки уже наперебой судачат о закате карьеры.

«Мечте конец», как пел Джон Леннон, и осознание этого разбивает Королю сердце. Точно так же грустишь и от горькой истины, что Лурман мог снять свой самый личный, трогательный, проникновенный шедевр, а отделался лишь эстетским спектаклем, который мастерски пускает пыль в глаза, но выветривается из памяти быстрее безмозглых блокбастеров Netflix. Элвис покинул здание.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Интеллектуальные игры: Как техника сосуществует с ИИ

Стремительное развитие искусственного интеллекта – уже неизбежность. И взять его на вооружение поспешили разработчики новаций для домашнего кинотеатра. Знакомим вас…

10 часов назад

Не только Мадс Миккельсен: 5 звезд мирового кино из Дании

Сегодня 60 лет исполняется старшему брату Мадса Миккельсена Ларсу. По этому поводу «КиноРепортер» решил вспомнить о других датских актерах, которые…

13 часов назад

Долгое прощание: Все «последние фильмы» Квентина Тарантино

Как вам наверняка известно, Квентин Тарантино намерен снять ровно десять фильмов, после чего его славная режиссерская карьера благополучно завершится. До…

19 часов назад

Акция «Бессмертный полк» пройдет в память о кинематографистах-фронтовиках

Ко Дню Победы телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» и Общероссийское общественное гражданско-патриотическое движение «Бессмертный полк России» проводят в телеэфире и соцсетях,…

1 день назад

Важные люди. Магия монтажа

Монтаж – настоящее таинство, в процессе которого сотни и тысячи кусочков отснятого материала собираются в единый кинопазл. Техник и приемов,…

2 дня назад

«Отцы и дети» в Театре наций

20 и 21 мая на основной сцене Театра наций состоится премьера спектакля по роману Ивана Тургенева «Отцы и дети». Режиссером…

2 дня назад