В ее исполнении очаровательны даже Шапокляк и Баба-яга. Причем Елена Яковлева – актриса такого уровня, что любая роль в ее исполнении приобретает значимость и особые краски. И нет амплуа, которое ей бы не подошло. Поэтому сколько бы ни снималась и ни играла на сцене эта выдающаяся артистка – всегда будем считать, что мало. Только что в онлайн-прокат вышел фильм «Свет», где она исполнила главную роль, и по такому случаю мы с ней встретились и узнали все о новых проектах и о методах работы звезды.
Ваша героиня в драме «Свет» находится на пороге 60-летия и подводит итог жизни, но вы, честно говоря, с этим возрастом никак не ассоциируетесь…
— Мне сейчас в основном и предлагают роли бабушек, мам взрослых детей. О Джульетте уже не мечтаю. (Смеется.) Выше или ниже возраста все равно не прыгнешь. Предложение Антона (режиссер «Света» Антон Коломеец, – КР) было очень заманчивым и интересным, поэтому я с удовольствием согласилась. Вообще интересно работать с молодыми режиссерами – у них нетривиальный творческий подход.
А пробы остались в вашей жизни или репутация делает свое дело?
— Ой, нет, пробы не люблю, честно скажу. Посмотреть на режиссера с удовольствием прихожу, а самой пробоваться не хочется.
Вам быстро удалось поймать характер героини, ведь она эмоционально закрытый человек?
— Антон писал Татьяну Сергеевну со своей мамы и немного мне о ней рассказал. У меня было ощущение, что я ее почувствовала. И потом у него как у режиссера очень хорошее чутье на правду, поэтому все практически сразу получилось. Иногда опиралась на свои внутренние переживания, которые ложились на материал и которыми я, конечно, ни с кем не делилась. Но в основном мы разговаривали. Несмотря на то что Антон и режиссер, и автор сценария, он шел на компромиссы. Если были какие-то находки с моей стороны, соглашался. Не бился головой о стенку и не объяснял, кто тут начальник, а кто подчиненный. У нас был такой хороший союз.
Ключевая черта героини в том, что эмпатия перекрывает ее собственные чувства. Вы с ней в этом похожи?
— Нельзя думать только о себе или только о других. Я не такая.
С молодыми режиссерами все ясно. А как работается с молодыми артистами?
— Когда я начинала, а это было довольно-таки давно, на съемочной площадке все были вместе. Если тебя включали в свой круг общения, это был просто праздник – сидеть и слушать, раскрыв рот, о чем говорили Иннокентий Смоктуновский, Олег Ефремов, Юрий Богатырев, Наталья Гундарева. Я каждый день была под впечатлением от их рассказов, от их жизни. А сейчас все в своих вагончиках, все с мобильными телефонами, от которых они не отрываются.
За вашу весьма внушительную карьеру наверняка случались и перерывы в съемках. Отношение к профессии они не изменили?
— У меня особых простоев не было, если не считать того, что в театре бывали большие паузы. Но я же понимаю, что невозможно каждый год выпускать какую-то премьеру в репертуарном театре. А ожидание чего-то… Это, в общем-то, хорошо – идет какой-то накопительный момент. Я это воспринимала как возможность – больше читаешь, больше мечтаешь. Поэтому для меня это тоже плодотворное время.
Для вас работа на сцене – больше для души или для профессии?
— Это баланс, безусловно. Без театра невозможно. Но и без кино тоже.
Обратная связь от зрителя важна и в кино?
— Вы знаете, когда после какой-нибудь кинопремьеры выходишь, а все смотрят тебе в глаза, улыбаются, здороваются и благодарят – это уже определенная награда.
В вашей фильмографии несколько вех – от ранних фильмов до «Интердевочки», от «Каменской» до современных блокбастеров. В каком отрезке времени было интереснее существовать с актерской точки зрения?
— Конечно, я боготворю тот период времени, когда работала с Петром Ефимовичем Тодоровским над «Интердевочкой». Это был какой-то фантастический альянс! И я очень сильно скучаю без такого кино. Но надо приспосабливаться и к тому, что сейчас происходит. Поэтому пытаюсь. (Улыбается.)
Сейчас в российском кино настоящий бум сказок, и вы, можно сказать, стояли у истоков этого тренда…
— Я счастлива, что так случилось. Потому что сказки были забыты, довольно долго ничего хорошего и интересного на эту тему не снималось. Благодаря Диме Дьяченко случились и «Последний богатырь», где я Баба-яга, и «Чебурашка», где я играла Шапокляк. Хорошо и душевно работалось, надеюсь, что будет продолжение.
Вы как раз сейчас играете в продолжении – сериале «Последний богатырь. Наследие». Есть отличия от полного метра?
— По моим ощущениям, это как полный метр. Очень подробная, серьезная работа режиссера Антона Маслова. Он с большой любовью относится к материалу, несмотря на то, что это не его детище, ведь в сериале есть несколько уже существующих персонажей.
Как ваша Баба-яга, например. Рады вернуться к этому образу?
— Особых психологических затрат нет, Баба-яга – все-таки сказочный персонаж. Вот грим тяжелый, через него сложно мимически пробиться. Его хочется преодолеть, чтобы лицо было не заклеенным, а более подвижным, чтобы можно было проявить больше эмоций. И слава богу, что зеленого фона не очень много. (Смеется.) В основном настоящие декорации и природа.
Бабу-ягу вы уже сыграли в нескольких проектах. Как не уставать от повторов ролей?
— Этого в первую очередь должны добиваться сценаристы и режиссеры, которые хотят иначе преподнести того или другого персонажа. Например, в «Склифосовском» у моей героини все время что-то происходит, она не ограничена операционной и кабинетом начальника, в ее жизни есть и серьезные человеческие изменения. В «Каменской» тоже. Поэтому мне не скучно.
А профессиональный страх испытываете на площадке или сцене?
— Если бы боялась, я бы, наверное, не работала.
Ваша жизнь расписана по минутам – гастроли, съемки. Как удается сохранять гармонию в таком ритме?
— Я просто знаю, что чему-то постоянно наступает конец. (Улыбается.) И знаю, что через какое-то время буду скучать по тому, что происходило. Поэтому не тороплю эти моменты. Не плачу, не жалуюсь. Надо жить сегодняшним днем и наслаждаться тем, что сейчас можно сделать.
Есть ли у вас нелюбимая часть работы?
— Это ранние подъемы. (Смеется.) Сегодня у меня, например, хороший день: я закончила съемки, а еще двух часов нет, а завтра с десяти утра. Завтра вообще прекрасный день!
А любимая?
— А любимая – это все остальное. (Смеется.)
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…