Интервью

Екатерина Гусева: «Выбираю не роли, а людей»

Сердца зрителей всей страны она покорила ролями в культовом сериале «Бригада» и в музыкальном спектакле «Норд-Ост». Не оставляет театр Екатерина Гусева и сегодня, хотя совмещать его с активными съемками стало куда сложнее. В интервью «КиноРепортеру» актриса, которая в исторической драме «Тобол» сыграла императрицу, рассказала об откровенных сценах, любимых партнерах и секретах воспитания детей.

В мюзикле «Граф Орлов» вы сыграли Екатерину II, в «Тоболе» — Екатерину I. Нацелились всех императриц переиграть?

(Смеется.) Да, получается, что я уже всех правящих Екатерин сыграла. Жаль, что в «Тоболе» Екатерине I уделено не так много экранного времени, поэтому старалась обогатить каждую секунду, которая была мне дана. Я во многом доверилась режиссеру Игорю Зайцеву. Судя по прочитанной мной исторической литературе, императрица не была диктатором, но Игорь предложил  мне играть ее превосходство над Петром I. Моя Екатерина и прикрикнет, и притопнет, и вовремя сделает вид, что кротка и напугана, когда он на нее заорет. В результате она получилась  женщиной мудрой, знающей, как можно лаской  усмирить припадки агрессии супруга, и направляющей его на принятие верных решений.

У Алексея Иванова в романе «Тобол» она была совсем иной…

Возможно, но я шла за режиссером, опираясь на сценарий. Если вы посмотрите на портреты императрицы, то обнаружите, что это была невысокая тучная женщина с короткой шеей, щечками на плечах, низким лбом и черными бровями, сросшимися в одну. Но мы решили не добиваться портретного сходства. (Смеется.)

Говорят, Дмитрий Дюжев просился в Эрмитаж переночевать в кровати Петра I… А какая была у вас самая необычная подготовка к роли?

(Смеется.) Мне кажется, про Диму — это все-таки анекдот. А что касается меня… У Константина Худякова в фильме «Спасибо за любовь» сыграла тренера по конкуру, хотя в жизни ни разу до этого даже не подходила к лошади. Поэтому месяц провела в спортивном комплексе «Отрада». Сначала каталась на Махатике…

На ком?

Конь такой. Прекрасный, добрый — хочется сказать «человек». Но это рыже-белой масти лошадка. Широкая спина, короткие ножки, детишек катает. Сейчас, наверное, уже на пенсии. Потом меня подпустили к Аполло Грандэ, белой масти красавчик, метр восемьдесят в холке, медалист. Освоила и рысь, и галоп, правда, барьер так и не взяла. Недоучилась… Очень жалею. Минувшей осенью снималась у Андрея Игоревича Малюкова в картине по сценарию Виктора Мережко «Входя в дом, оглянись». Там моя Антонина держит большое хозяйство: птиц, кролей, коз, овец, коров… Специально для съемок корову доить научилась. Жаль, в кадре потом это таки не пригодилось… Был у нас и съемочный день на кухне. 12 часов стояла у плиты. Получился такой кулинарный марафон. Ушли в переработку, в ночь, и уже в конце смены я делала люля — кебаб который… Когда фарш жмешь в руке и аккуратно, нежно нанизываешь на шпажку. Я до-о-о-олго ждала команды «Стоп». (Смеется.) Спрашиваю: «Ну что? Все?» А мне по рации: «Еще, еще…»

 Вы имеете в виду какие-то эротические ассоциации?

Именно. (Краснеет.)

Я-то думал, Малюков про войну, маньяков и спецназ снимает.

А я еще на подготовительном задала ему напрямую вопрос: «Андрей Игоревич, что такое любовь, объясните?» А он говорит: «Ты что, смеешься? Я понятия не имею, что это такое. Давай вместе разбираться». Ну вот и попытались.

Екатерина Гусева / Фото: Влад Локтев

Вас часто просят сыграть что-то пикантное? Или вы от такого отказываетесь?

Думаю, что, в отличие от 1990-х, когда все было напоказ, сейчас в кино наступил период целомудрия. Хотя, казалось бы, при такой вседозволенности… Если подобные эпизоды и есть, то на грани арта. Были они и в картине «Входя в дом, оглянись». В очередной раз убедилась, что откровенные любовные сцены — это талантливо поставленная хореография, это голос тела. Плюс вкус, чутье оператора, верно выверенный ракурс, ну и свобода артистов, конечно.

Несколько лет назад вы говорили про свои тесные отношения с театром. Продолжаете оставаться «рабом рампы»?

Думаю, что театр для меня — это такой сдерживающий фактор, чтобы не утонуть в кино. Съемки забирают по 12–14 часов в сутки. Тогда и жизни нет — она вся на площадке с чужими людьми, которые в процессе становятся родными, а через 3–4 месяца разбегаются… Театр — все-таки семья надолго. К тому же это не работа на результат, а процесс, поиск, возможность ошибаться, что в кино просто недопустимо. Театр — это энергообмен, ты получаешь отклик здесь и сейчас, если ты попал, то и тебя наполняют зрители своей любовью, заряжают такой силой! Окрыляют. И занятость приятная: в половину шестого пришел, в десять тридцать ушел. А в кино часто бывает так, что фильму отдаешь целое лето, а он потом где-то там застрял в постпродакшене… Или на полке телеканала лежит годами.

Что для вас главное в проекте?

Часто ловлю себя на том, что стала выбирать не роли и сценарии, а людей, с которыми этот путь нужно пройти. Можно сказать, часть жизни. К примеру, в апреле в прокат выходит комедия «Домовой» Жени Бедарева, мы его снимали три зимних месяца в павильонах, где ни в столовой, ни в гримерных не было окон. В итоге приезжаешь на смену рано утром — еще не рассвело, выходишь после смены — опять темень. Как будто в Норильске, ей-богу… Выдержать это непросто, тут витамин Д не поможет… Надо поднять себя в 7 утра, чтобы в 8 сесть в машину, в 9 оказаться на гриме, в 10 войти в кадр, отстоять до 22, вернуться в 23 домой, когда дети уже спят… Надо очень любить всё и вся! В первую очередь свое дело и людей, которые рядом. А еще кошек из театра Куклачева.

Кошек?

Кота Кузю играли три кота по очереди. У каждого из них свой нрав и свой райдер. Работали они в щадящем режиме, по пол­смены, после обеда уезжали играть спектакль, а потом уже снимались актерские сцены. Ну как актерские… Снимали предметы, а мы, актеры, эти предметы обслуживали. Книги, как птицы, летали по комнате, крупы из жестяных банок снегопадом сыпались на голову, диваны, подпрыгивая, смеялись над происходящим… Я впервые столкнулась с жанром комедии положений в кино, и мне было очень непросто!.. В фильме буквально каждую минуту происходят события из ряда вон выходящие, и нужно быть разнообразной в реакциях и оценках. Не будешь же все время пучить глаза и поднимать брови домиком. А еще надо распределить все реакции по нарастающей с учетом того, что съемки происходили не в хронологическом порядке! Взрыв мозга, короче… Но весело!

Вы часто вспоминаете те времена, когда начинали?

Начинала-то я, собственно, с хоррора. Дебютировала в триллере Николая Лебедева «Змеиный источник». А пришла к комедии. Что же дальше? Боевик! Да!!! Хочу! Победить зло. Спасти мир. Красотой. Вооруженной.

Что делать, если не складываются отношения с режиссером на площадке?

Терпеть. По-любому. Терпеть и делать свое дело. Я в конфликте существовать не могу. Хорошо только по любви работаю. Когда все мирно и дружно. Бывает, что приходится много энергии потратить на то, чтобы эту атмосферу создать. Мне как-то Алеша, сын мой, когда 11-й класс оканчивал, на вопрос, не хочет ли он стать актером, очень точно ответил: «Нужно быть одержимым этой профессией, только тогда можно все вынести». А ведь действительно! Как точно он сформулировал… Только тот, кто может выдавать качество в нечеловеческих условиях, остается востребованным, нужным. Когда зимой — лето. Когда не звонят. Когда болеешь, стареешь. Когда зависим по полной от всего! Когда умеешь ждать и не терять веру в себя.

Чему вас еще учат ваши дети?

Леша когда-то поставил меня на сноуборд. Точнее, я его, в 5 лет. Когда мы с мужем увидели, как сын катается, переглянулись и тоже встали на доски. А благодаря дочери я теперь гоняю на гироскутере и взяла в руки скрипку.

Вы как раз на ней в «Бригаде» играли?

Нет, на папиной. Он учился в музыкальной школе по классу скрипки, и сейчас она дома у нас хранится. Я однажды имела неосторожность взять дочь с собой на оркестровую репетицию, и дирижер разрешил ей в перерыве обойти все музыкальные инструменты. Что потом творилось дома! Мы собрали все, что было, — губную гармошку, дудки, Алешин саксофон, маракасы, тульскую гармонь… И я достала скрипку. Дочь две недели с ней не расставалась, приходила из школы и, не раздеваясь, бежала к ней, обедала с ней, спала в обнимку… Каждый день пилила и пилила, как Шерлок Холмс, и умоляла отдать ее учиться. Я подумала — пускай лучше она сама скажет: «Мать, надоело», чем если я ей возражу: «Мол, какая скрипка, алле?» Я треставрировала папин инструмент и начала вместе с Аней заниматься. И это еще не все! Дед Мороз принес Анне укулеле. (Хватается за голову.) Малюсенькую гавайскую четырехструночку. И вот уже бренчим. Как Мэрилин Монро. (Смеется.)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

13 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

15 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

16 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

19 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

21 час назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

24 часа назад