Хоть роуд-муви и принято считать чисто американским жанром, воспеваемые им мотивы нам тоже не чужды. Цитируя классика, Русь продолжает куда-то нестись бойкой тройкой, а кинематографисты продолжают эти странствия воспевать.
В полнометражном режиссерском дебюте Андрея Звягинцева деспотичный отец везет сыновей в поход, но об истинной цели путешествия не сообщает. Да это, пожалуй, и не столь важно. Ведь «Возвращение» – исчерпывающий фильм о дороге как символе взросления, где былая невинность оказывается лишь далеким, размытым образом, мелькающим в зеркале заднего вида, и вскоре бесследно скрывается за поворотом.
Черный, как дуло пистолета, BMW уносит 4 приятелей от преследователей. Прошлое остается далеко позади, будущее неясно маячит на горизонте, а дорога, сабельным ударом рассекающая Россию, символизирует расколотую страну, которая застряла между девяностыми и нулевыми. Перепаханные человеческие судьбы, непреходящая тревога и жалящее чувство неизвестности – вечный спутник бродяг всех стран и эпох.
Наряду с «Возвращением» Андрея Звягинцева и «Бумером» Петра Буслова, «Коктебель» Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского – уже третий режиссерский дебют в жанре роуд-муви, увидевший свет в 2003 году. Поездка отца и сына к морю, в солнечный поселок Коктебель, тоже обыгрывает мотив странствия и неприкаянности, а печально мелькающие за окнами товарняка бескрайние поля олицетворяют утекающее сквозь пальцы детство.
Директор и работник целлюлозно-бумажного комбината отправляются в Мещерскую поросль, известную также как город Горбатов Нижегородской области, дабы проводить умершую супругу директора в последний путь. Дорога здесь выступает окутанным туманами и дождями символом утраты. Близкого человека. Надежд на будущее. Культуры целого народа – меря, древних жителей Верхнего Поволжья. Но память об этом не умирает. Ибо у дороги, как и у любви, нет конца.
В творческом завещании Алексея Балабанова группа людей отправляется на поиски окутанной мифами Колокольни Счастья. По слухам, ее можно найти где-то между Петербургом и Угличем, в отравленной радиацией зоне. Герои едут на джипе, чей траурный черный цвет рифмуется с тем самым знаменитым черным BMW, и, подобно персонажам «Бумера», они не догадываются, что ждет их в конце пути – спасение или проклятие. Ведь дорога есть не что иное, как вечные поиски, и в рамках балабановского жанра фантастического реализма они принимают поистине религиозный, исповедальный характер.
Когда-то уголовник Леха Штырь (Алексей Серебряков) превратил детство сына Витьки в сущий кошмар, а теперь тот вынужден ехать с ним в одной машине, чтобы спровадить в богадельню и в итоге оттяпать квартиру. Помятый красный фургончик Чеснока недалеко ушел от гоголевской тройки, под которой дымом дымится бесконечная дорога. А сам фильм Александра Ханта, злой, неуютный, гротескный и удивительным образом трогательный, воспринимается как отчаянный гимн простой человеческой близости в стране давно победившей некоммуникабельности.
Боярин Лютобор (Алексей Фаддеев) и скиф Куница (Александр Кузнецов) блуждают по землям Тмутараканского княжества, разыскивая негодяев, посмевших заказать убийство князя Олега, и похищенных лютоборовых родных. Древнерусская земля велика, обильна и пропитана кровью. Нет таких тропок, где даже опытные воины могли бы чувствовать себя в безопасности. Поэтому яростный боевик Рустама Мосафира кажется превосходной иллюстрацией грязного и жестокого языческого мира, лишенного даже намека на гарантию, что хоть одна из множества дорог когда-нибудь приведет к свету.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…