Минувшей зимой Джозефу Гордону-Левитту исполнилось 40 лет. К этому рубежу он подошел с внушительной фильмографией, попробовал себя в режиссуре и стал завсегдатаем фестивалей – в первую очередь «Сандэнса». К выходу его первого собственного телевизионного проекта «КиноРепортер» вспоминает карьеру талантливого американца и пытается понять, почему он так и не сумел попасть в когорту актеров класса А.
Джозеф Гордон-Левитт начал свою карьеру в возрасте 7 лет. Первые успехи пришли на телевидении: его дебют состоялся в фильме «Ни шагу назад» (1988), затем мальчик засветился в ключевой роли в оригинальных «Мрачных тенях» (1990), а в середине 1990-х получил премию Гильдии киноактеров США за роль в сериале «Третья планета от Солнца» (1996–2001). Укрепило позицию молодого дарования и участие в молодежной адаптации «Укрощения строптивой». Ромком «Десять причин моей ненависти» (1999), где партнерами Джозефа стали Хит Леджер, Джулия Стайлз и Катарина Олейник, стал одним из самых популярных фильмов того времени.
Однако после окончания университета Джозеф Гордон-Левитт предпочел уйти в независимое кино. Там он добился успеха даже несмотря на не очевидный выбор ролей. В «Загадочной коже» (2004) Грегга Араки Гордон-Левитт играл уличного хастлера, в дебютной картине Райана Джонсона, неонуаре «Кирпич» (2005), – расследующего гибель бывшей подружки старшеклассника, в «Киллере» (2008) Джона Мэддена – наемного убийцу. На его счету также парочка военных драм и фильмов-ограблений (к слову, в «Обмане» (2007) его герой носит забавное имя Крис Пратт).
Через 10 лет после выхода «10 причин моей ненависти» актер вернулся в ромкомы. Знаковой стала картина «500 дней лета» (2009), которую растащили на мемы и цитаты. Вторая попытка, последовавшая еще через 4 года, была менее успешной, хотя и ознаменовала режиссерский дебют актера. «Страсти Дон Жуана» (2013), где партнершей Джозефа стала Скарлетт Йоханссон, были достаточно тепло приняты критиками, но по всему миру собрали чуть больше $40 млн, что нельзя назвать кассовым успехом.
Впрочем, на счету Гордона-Левитта к тому моменту были успешные «интеллектуальные блокбастеры» Кристофера Нолана – «Начало» (2010) и «Темный рыцарь: Возрождение легенды» (2012). В первом он сыграл участника команды по необычному ограблению, во втором – детектива Джона Блейка. Несмотря на то что зрителям он запомнился, на первый план все равно выходили другие актеры.
Но главные роли Джозеф все равно получал – даже если не рассматривать инди вроде «Хэшера» (2010). В том же 2012 году, помимо очередного «Бэтмена», на экраны вышли остросюжетный боевик «Срочная доставка», в котором главному герою пришлось почти весь хронометраж рассекать по городу на велосипеде, фантастика «Петля времени», где актер снова сотрудничал с Райаном Джонсоном, и исторический эпик «Линкольн» с Дэниэлом Дей-Льюисом в роли президента США. Но несмотря на высокую продуктивность, широчайший жанровый диапазон и звездных коллег, до статуса звезды класса А Джозеф Гордон-Левитт так и не добрался.
Эксперименты с жанрами тем временем продолжались. Джозеф поработал с Робертом Земекисом, исполнив сложные трюки в «Прогулке» (2015), как следует повеселился с Сетом Рогеном и Энтони Маки в «Рождестве» (2015), влез в шкуру Сноудена в напряженном, но не слишком достоверном байопике (2016), а также засветился в комедийном детективе «Достать ножи» (2017).
В том же 2017 году Гордон-Левитт заменил Пола Дано в немецкой ленте «7500». Камерный фильм об угоне самолета (Джозеф исполнил роль пилота) вышел одновременно экспериментальным и заигрывающим с социальной повесткой, из-за чего пришелся по вкусу не всем, кто его все-таки увидел.
Зато о двух следующих проектах актера были наслышаны все: сотрудничество с Netflix иного исхода и не предполагает. В 2020 году Джозеф появился в роли офицера полиции в фантастическом боевике «Проект «Сила», выдав там прекраснейший и по-настоящему смешной антирасистский монолог. Спустя всего несколько месяцев мир увидел «Суд на чикагской семеркой», катком проехавшийся по престижным премиям. Впрочем, и там Гордона-Левитта оттенили более известные коллеги.
Возможно, все дело в том, что актер и сам не стремится к популярности и престижному статусу. Он давно состоялся в профессии и может спокойно работать и развиваться в различных направлениях, не замечен в крупных скандалах, сотрясающих индустрию, максимально работоспособен и корректен по отношению к коллегам и случайным людям.
Несмотря на внешность «примерного молодого человека», Гордон-Левитт свободно примеряет на себя различные типажи – от склонного к вспышкам агрессии юноше в «Маниакальном» до больного раком журналиста в «Жизнь прекрасна», от картежника во втором «Городе грехов» до порнозависимого в «Страстях Дон Жуана», от Эдварда Сноудена до Филиппа Пети. Что и говорить, если его герои кардинально меняются внутри одного произведения вроде «500 дней лета» и «Хешера»?
Сейчас актер вновь пробует свои силы в сериале – спустя годы после выхода «Третьей планеты от Солнца». В «Мистере Кормане» он играет учителя государственной школы в Сан-Фернандо. Судя по первым отзывам, многосерийное инди получилось не слишком уморительным (обстоятельства для главного героя чаще складываются не лучшим образом), но «местами гениальным». За все вышеперечисленное стоит благодарить именно Джозефа – он не только сыграл главную роль, но написал, поставил и спродюсировал шоу под чутким кураторством студии А24.
Возможно, это именно та грань его таланта, которой так не хватало публике. Кроме того, Джозеф вновь в своем репертуаре: если «Мистера Кормана» сложно назвать прорывным, то качества этому проекту точно не занимать. А это, кстати, очень характерная особенность всех работ Гордона-Левитта. В конце концов, стабильность – признак мастерства.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…