Джейсон Стэйтем и Дуэйн Джонсон известны как главные звезды современных боевиков, однако до серии «Форсаж» их пути ни разу не пересекались. Мы проследили, как актеры пришли в кино, заработали амплуа и превратились в новых последних киногероев.
Примечательно, что и оба актера пришли в кинематограф из спорта. Стэйтем профессионально занимался прыжками в воду и даже вошел в олимпийскую сборную Великобритании. Джонсон же вел успешную карьеру профессионального рестлера в WWE и WWF. Однако на этом сходства заканчивается. В 90-е Стэйтем делает серьезные успехи в качестве модели для брендов Tommy Hilfiger, Levi’s и French Connection — и знакомится с Гаем Ричи. Молодой режиссер подыскивал актера для полнометражного дебюта «Карты, деньги, два ствола»: нужно было сыграть ушлого торговца краденого товара по кличке Бекон. А у Джейсона как раз был опыт работы на черном рынке, и когда Ричи попросил о демонстрации, Стэйтем закатил такой перформанс, что других актеров прослушивать не стали, а Джейсону заплатили за дебют пять тысяч фунтов. После оглушительного успеха картины Ричи позвал Стэйтема в свой следующий проект «Большой куш», и по ходу съемок его роль Турка выросла до главной (плюс персонаж выполнял функцию рассказчика). Так Джейсон не только сыграл на равных с Брэдом Питтом, но и завязал с модельным бизнесом и прыжками в воду и ушел в свободное плавание в международное жанровое кино, становясь все более востребованным как у себя на родине, так и в США. В Голливуде он сначала снялся у Джона Карпентера в провальных «Призраках Марса», а затем получил главную роль в сайфае о боевых искусствах — «Противостоянии» с Джетом Ли.
Инфильтрация в кинематограф у Дуэйна Джонсона проходила более плавно. Основной его стезей долгое время оставался рестлинг (где Скала — не просто имя, а настоящая легенда), но в 2001-м он получил небольшую роль антагониста Царя Скорпионов в «Мумии возвращается». Несмотря на ужасный CGI-вид членистоногой мумии, наемник-аккадец год спустя обзавелся собственным спин-оффом (за который рестлеру сразу заплатили рекордный гонорар в пять с половиной миллионов долларов). Карьера Джонсона делает качественный скачок еще через год: Дуэйн исполняет главные роли в «Сокровище Амазонки» (где ему как бы передает боевую эстафету уходящий в политику Арнольд Шварценеггер), и ремейке подзабытого боевика из 70-х «Широко шагая». Неизменно актер получает в напарники комедийных актеров. При этом за плечами Скалы уже имеется автобиография, несколько недель возглавлявшая список бестселлеров по версии The New York Times.
После «Перевозчика» Стэйтем стал настоящей звездой экшен-кино и принялся эксплуатировать легко считываемое амплуа сурового немногословного мужчины с личным кодексом чести. Боевики с названиями-существительными, напоминающими фильмографию Юрия Быкова, шли один за другим: уже упомянутый «Перевозчик» с двумя сиквелами, «Механик», «Профессионал», «Защитник», «Война», «Хаос». Надо признать, что Стэйтем не забывал время от времени заигрывать внутри жанра с более изобретательными проектами вроде сумасшедшей дилогии «Адреналин», ностальгической трилогии «Неудержимые» и авторемейка неонуара «13» Гелы Баблуани.
Жанровое амплуа Джонсона формировалось достаточно долго. Благодаря выразительной мимике (в противовес брутальному покерфейсу Стэйтема) и полинезийской крови Джонсон получал разнообразные роли: от суровых маскулинных абсолютов («Широко шагая» и «Doom») до неудачников и семейно-комедийных персонажей. И хотя Стэйтем тоже любитель скорчить ироническую мину, но в «чистой» комедийной роли был замечен лишь в «Шпионе». Скала же разрабатывал «комедийные» мышцы на протяжении всей карьеры: кривлялся с Шоном Уильямом Скоттом в подростковых «Сокровищах Амазонки», носил дурацкое афро в «Будь круче», издевался над образом крутых парней в «Напряги извилины» и «Копах в глубоком запасе», укрощал капризных детей в «Плане игры», «Зубной фее» и «Ведьминой горе» и прятался в морге вместе с Заком Эфроном в «Спасателях Малибу». Образ ни перед чем не останавливающегося и до тошноты честного героя сформировался относительно недавно. Только в последних работах («Небоскреб», «Разлом Сан-Андреас») это амплуа воспринимается как нечто само собой разумеющееся. А ведь еще недавно Дуэйн играл безжалостных убийц («Быстрее пули») и доносчиков («Стукач»). Кстати, забавный факт: у Стэйтема в резюме есть фильм Snitch («Стукач»), а Джонсона — Snatch («Большой куш»).
Джонсон на год опередил оппонента, сыграв Сержанта в экранизации «Doom», одного из самых известных игровых тайтлов. Бывший оператор Анджей Бартковяк попытался усидеть сразу на нескольких стульях, поэтому картина дает крен то в пользу типичного сайфая, то в сторону хоррора, затем уходит в экшен, мутируя во всеобъемлющий оммаж видеоигровому первоисточнику (знаменитая сцена от первого лица). Фанаты культовой игры плевались от такого отношения к родоначальнику всех шутеров, а зрители не прониклись: лента с 60-миллионным бюджетом потерпела фантастическое фиаско в прокате, не окупив даже затраты на производство. Недавно Дуэйн исправил ситуацию, сыграв протагониста в «Рэмпейдж» — экранизации старенького аркадного хита про трех гигантских животных, рвущих урбанистическую экосистему в клочья. О качествах получившейся киноленты можно спорить, а вот цифры не лгут: при производственном бюджете в 120 миллионов фильм собрал почти полмиллиарда.
Стэйтем же снялся у Уве Болла в «Во имя короля» — кинематографическом недоразумении, паразитирующим на известной игре Dungeon Siege. По меркам Болла получилось вполне сносное фэнтези, однако смотреть его следует исключительно как кэмп. А вот отношения с блокбастерами у двух актеров различается кардинально. Большая часть фильмов, в которых Скала играл ведущую роль, вне зависимости от жанра успешно пересекала отметку сборов в 100 миллионов долларов. Да и сниматься в тентполах для Джонсона — дело привычное. Стэйтем же привык к картинам поменьше, и единственный полноценный крупнобюджетный студийный проект, вытягиваемый исключительно его силами, это акулий хоррор «Мег: Монстр с глубины» (свыше 500 миллионов долларов в мировом прокате).
Какой актер не хочет хотя бы раз выйти из зоны комфорта своего привычного образа? Джейсон Стэйтем начинал с фильмов Гая Ричи и лишь со временем пришел к генетически идентичным экшнам, поэтому для него подобные упражнения не редкость. Одна из самых интересных ролей британца — картина все того же Ричи «Револьвер». Кинолента вышла уже после успешного «Перевозчика», и в ней он отходит максимально далеко от привычного образа: Стэйтем патлат и бородат, не раскидывает каскадеров направо и налево, зато пытается играть серьезную драму. Отдельного упоминания заслуживает роль антагониста Джаспера в неонуаре «13», хотя мимика и экспрессия Майкла Шэннона затмевают всех остальных актеров от Сэма Райли до Микки Рурка. В «Эффекте колибри» Стэйтем вполне успешно попытался добавить рядовому криминальному боевику щепотку драмы. И, пожалуй, отдельно стоит отметить работу Джейсона в комедии «Шпион», раскрывающей сильные стороны его самоиронии.
Джонсон, как мы уже выяснили, успел познать самые разные аспекты жанрового кино. Его наиболее интригующие образы — страдающая от амнезии экшен-звезда Боксер Сантарос из футуристического драмеди «Сказки Юга» и глуповатый качок-преступник Пол Дойл из криминальной черной комедии «Кровью и потом: Анаболики». Первый фильм снял создатель культового «Донни Дарко» Ричард Келли, второй — внезапно уставший от взрывов и многомиллионных бюджетов Майкл Бэй.
У Джейсона выстроились благоприятные отношения с франшизами. Его прорыв произошел благодаря «Перевозчику», и Стэйтем честно отыграл во всех трех частях. Затем была дилогия «Адреналин» и «Механик» (еще один ремейк экшена 70-х), и Сильвестр Сталлоне позвал британца во все части «Неудержимых». Можно еще вспомнить «Смертельную гонку» (ремейк культовой «Смертельной гонки 2000» Роджера Кормана), которая началась со Стэйтемом, а продолжилась приквелом с Люком Госсом (правда, сразу на видео). И лишь в «Форсаж» Джейсон попал только к седьмой части, да еще и антагонистом.
А вот у Джонсона с франшизами отношения более фривольные, и на одном его имени те никогда особенно не держались. Все продолжения «Царя скорпионов» вышли сразу на видео и каждый раз — с новым актером в главной роли, а в циклы «Путешествие», «G.I. Joe: Бросок кобры» и «Джуманджи» Дуэйн попадал только со вторых частях (а в обойму «Форсажа» вошел с пятой).
Удивительно, как франшизе удавалось совмещать такое количество очень близких по духу персонажей: прямолинейные, принципиальные, лысые и буквально излучающие тестостерон Вин Дизель, Дуэйн Джонсон и Джейсон Стэйтем. Обычно одного такого персонажа хватает на весь хронометраж, а здесь двое из них получают собственный спин-офф.
Не лишним будет напомнить, кто все эти люди. Люк Хоббс, персонаж Джонсона — элитный сотрудник Бюро Дипломатической Безопасности, одержимо охотившийся на команду Доминика Торетто в пятой части франшизы. Вскоре Хоббс сам попадает в засаду, устроенную коррумпированным бизнесменом Эрнаном Рейесом. Жажда мести и справедливости вынуждают оперативника объединиться с бывшим врагом в лице Торетто, и с тех пор Хоббс регулярно выручает бедовых стритрейсеров.
Декард Шоу, персонаж Стэйтема — старший брат Оуэна Шоу, которого Торетто сотоварищи отправили в кому в шестой части. В «Форсаже 7» Декард, движимый местью, сеет смерть и хаос в погоне за главными героями. Разумеется, в конце фильма его примерно наказывают, но уже в восьмой части Шоу появляется вновь — уже на стороне Доминика.
«Форсаж: Хоббс и Шоу» выйдет в кинотеатрах 1 августа.
Если калина, то красная, если режиссер, умеющая переносить на сцену прозу о национальном характере, то Марина Брусникина. Со дня смерти…
Нелинейная драматургия – инструмент, безусловно, интересный. Но и работает он исключительно в умелых руках, поскольку одного разброса сцен в хаотичном…
Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – спектакль «На дне» по одноименной пьесе…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…