Докудрама Франсуа Озона «По воле божьей» о жертвах священника-педофила, требующих справедливости, продолжает целую линию фильмов. Массовые растления детей в церковных стенах стали широко известны миру лишь в 1990-е. С тех пор такие истории — а в подавляющем большинстве случаев речь идет о реальных событиях и людях, — остаются одной из самых нервных тем современного кинематографа.
Предлагаем вспомнить художественные фильмы о священниках католической церкви, издевательствах в монастырях, педофилии и журналистских расследованиях растления малолетних.
«Дурное воспитание» (2004)
Классический фильм Педро Альмодовара остается одной из немногих картин на эту тему в материковой Европе. Случай растления одного мальчика в интернате, его последующей судьбы и гибели, пропущен через несколько фильтров. Это одновременно неверное, далекое воспоминание реальной истории и художественный фильм, который делает его друг. Лирика детства, дружбы, первого чувства буквально уничтожается преступлением директора интерната. Один мальчик жертвует собой в защиту другого, тот растет с чувством вины, пока не являются оба призрака прошлого: и друга, и «святого отца».
Альмодовар вплетает в повествование любимые темы гомосексуальности и трансвестизма, а также наркомании, злых двойников, деградировавших семейных связей. Совращенный мальчик вырастает карикатурным «демоном», меняющим личины, лгущим, обкрадывающим храм и свою семью. Прошлое не отпускает, герои воспроизводят его в своем искусстве, в своей жизни, и их тянет в место, трагически изменившее их. Прошлое убивает, пока жертвы продолжают винить себя, а насильники живут без чувства вины.
«В центре внимания» (2015)
Кино, получившее «Оскара» явно благодаря конъюнктуре. И все же хороший фильм – журналистское расследование, настоящий детектив, а также своего рода «производственный роман» о редакционной машине. В основе картины Тома МакКарти – реальное расследование The Boston Globe, которое в одном только Бостоне вывело на чистую воду десятки священников-педофилов, а также покрывающих их юристов и высших клириков.
Добросовестная работа ведет к правде и справедливости, а халатность и леность сердца уничтожает и человека, и общество. Это понятная трудовая американская мораль, журналисты-герои в отсутствие злодеев в кадре разыгрывают конфликт хорошего с лучшим. Тем достовернее страх этих хороших людей, осознавших, какого масштаба тайну они открыли. Внезапный стук в дверь, вид ночной улицы срабатывают здесь как в триллере. Но рассказы жертв растлителей, в обилии приведенные здесь, гораздо страшнее.
«Сестры Магдалины» (2002)
Одну девушку изнасиловал двоюродный брат, и отец отправил ее в монастырь, чтобы защитить «честь семьи». Другая родила внебрачного ребенка – то же самое. Третью отправили под надзор монашек из детского приюта за то, что девушка переговаривалась с парнями на прогулке. Это Ирландия 1960-х годов, где запрещены аборты и процветает рабский труд – в так называемых исправительных приютах Магдалины. В фильме Питера Муллана во всех красках показан монастырь, где издевались над девушками.
Девочки работают в прачечных, подвергаются избиениям и психологическому насилию годами, порой всю жизнь. Несколько сильных духом хотят бежать, только не так сложно выбраться за территорию учреждения, как переступить через себя. Нравы в женских монастырях, судьбы послушниц были красочно описаны еще Дени Дидро. Но и взгляд в сравнительно недавнее прошлое открывает перед нами архаическое общество, где церковь — еще одна власть в стране, где хулиганы боятся многолетних сроков за кражу яблок у монашек, где даже вызволяя родную сестру из заточения в приюте, брат инстинктивно уступает священнику дорогу.
«Филомена» (2013)
Вновь приют-прачечная в Ирландии, где происходит нечто еще более жуткое, чем принудиловка и побои. «Порочные» воспитанницы, родившие детей, по мнению монахинь, недостойны их растить. Потому детей буквально продают в чужие семьи, наскоро оформляя усыновление богатым американцам. Как ни жутко, и это реальная история, основанная на документальной книге Мартина Сиксмита «Потерянный ребенок Филомены Ли». В картине Стиве Фрирза Престарелая героиня Филомена Ли в исполнении Джуди Денч с помощью высокомерного журналиста (Стив Куган) ищет и находит отнятого у нее полвека назад ребенка. Сын стал большим человеком в Америке, но его с матерью прошлое остается похороненным в маленьком монастырском дворе в Ирландии.
Заросшие травой безымянные могилы, которых слишком много – таковы многочисленные секреты древней закрытой церковной организации. Монахини открыто лгали потерявшим детей матерям и в XXI веке, уничтожая архивные документы. Кто прав, беспечный журналист-интеллектуал, возненавидевший церковь на основании увиденного, или кроткая старая женщина, чье оружие – прощение? Фильм-расследование церковных преступлений, основанный на реальных событиях, который стоит посмотреть.
«Сомнение» (2008)
Мерил Стрип в роли старой перечницы, инквизитора в юбке, сухой монашки, которую боятся и школьники, и коллеги. Филип Сеймур Хоффман в роли всеми любимого пастора-бонвивана, от которого у детей нет секретов. Но если дети ведут себя странно после разговора со священником, легко предположить худшее. Фанатичка-монахиня, вооруженная добродетель, не выбирая средства, не считаясь с чужим мнением, намерена добиться увольнения священника-педофила. Ее не поддерживают даже родители предположительно совращенного чернокожего мальчика. Хуже того, мать ребенка полагает, что сыну необходим взрослый покровитель в расистской Америке, а ласки священника могут парню даже нравиться.
Но кто сама невеста христова, принципиальная христианка или ханжа, решившая сжить со свету невиновного человека — ведь тот много смеется, любит чай с сахаром и вообще либеральничает? Клевета во имя превратно понятой справедливости часто поражает целые общества. Целая сеть сомнений пронизывает сюжет фильма Джона Патрика Шэнли. Истина неизвестна даже членам церковной организации, а почти мистический страх перед преступлениями католической церкви во многом проистекает из их зловещей таинственности.
«Избавь нас от лукавого» (2006)
Один из первых документальных фильмов о совращении детей католическим священником, также один из самых важных и признанных. Конкретно лента посвящена многочисленным преступлениям отца О’Грейди, который «орудовал» в США, был осужден, но бежал в Ирландию. В Европе пожилой насильник-педофил охотно рассказывает про эпизоды насилия и про свою «любовь» к детям. Не молчат также ни бывшие жертвы, ни семьи, на чьих жизнях навсегда остался отпечаток пережитого кошмара.
Номинированный на «Оскара» скандальный фильм о педофилии в католической церкви кажется нестерпимо длинным, поскольку свободен, насколько возможно, от художественных украшательств. Он сделан из одних только разговоров, судебных допросов, тихих слез. Все это только приоткрывает завесу над одной из катастроф нашего времени. Обвинения брошены покрывавшему педофила кардиналу Махони, который благополучно сохранит свой пост. Жертвы пытаются осмыслить произошедшее, некоторые из них — сохранить свою религию. В конце делегация отправляется в Ватикан, который на момент выхода фильма хранил неприступное молчание о своих секретах.
«Праздник святого Иоргена» (1930)
Вернувшийся в Советскую Россию из эмиграции Яков Протазанов снял едкую сатиру на католическую церковь в условно-европейской стране. В основе сюжета — роман датчанина Харальда Бергстедта. Сценарий немой, а затем озвученной картины писал самый загадочный советский писатель Сигизмунд Кржижановский, а также Ильф и Петров. В звездной команде фильма — легендарные комики Ильинский и Кторов.
Вымышленный святой Иорген очень популярен в народе и помогает епархии собирать пожертвования. Настоятель храма Иоргена даже финансирует съемки фильма о мученике, выводя религиозную пропаганду на новый ультрасовременный уровень.
В дела церкви случайно вмешиваются скрывающиеся от преследования жулики, один из которых переодевается в святого Иоргена на празднике, а другой изображает исцеленного. Католики настолько недовольны тем, что плата за чудеса и исцеление грехов проходит мимо их кармана, что замышляют убийство «святого». Фильм Протазанова метит не только в древний религиозный бизнес на индульгенциях и «чудесах», но и в очевидное сходство организованной религии со всякой массовой идеологией.
«Аминь» (2001)
Нонконформист Коста-Гаврас рискнул высказаться на мрачную тему сотрудничества Ватикана с нацистами и бездействия церкви во Вторую мировую войну. Главный герой фильма реальный человек офицер СС Герштейн, который на свой страх и риск пытался рассказать миру о массовом уничтожении людей в лагерях смерти. Он пытается докричаться и до католической церкви, но единственный, кто ему верит — молодой иезуит Фонтана (персонаж вымышленный).
Монах доходит до святого престола и бросается в ноги Папе Римскому, но тот, как и все высшие иерархи, отказывается публично выступить против Гитлера. Сказывается в том числе древнее предубеждение христиан против евреев и отношение Ватикана к коммунистам. Изображение Пия XII, вынужденного в годы войны лавировать между различными силами, возможно, не слишком достоверное. Зато в художественном фильме подробно описано, почему старый церковный механизм оказывается бессилен в борьбе со злом, и насколько святее Папы и всего Ватикана окажется один отвергнутый монах, добровольно разделивший муки с жертвами машины смерти.
Комментарии