Статьи

Двойники, призраки и новый французский экстрим: 10 хорроров, которыми вдохновлены «Мы»

В кинотеатрах идут «Мы» — новый хоррор от создателя «Прочь» Джордана Пила. В центре сюжета фильма — семья Уилсонов, которая отправляется на отдых в курортный городок Санта-Круз, где на них нападают их собственные злые двойники. Режиссер не скрывает свои источники вдохновения ни в самом фильме, ни в интервью. «КиноРепортер» рассказывает о десяти хоррорах, которые перед съемками Пил попросил посмотреть звезду «Мы» Лупиту Нионго. С этими фильмами Пил пытается говорить «на одном языке».

«Умереть заново» / Dead Again

Реж. Кеннет Брана, 1991

О фильме: Частный детектив пытается помочь женщине с амнезией узнать свою настоящую личность. Клиентку постоянно мучают кошмары, в которых ее прошлую инкарнацию, жившую в 1940-е годы, убивает ножницами собственный муж.

Связь с «Мы»: Мелодраматичный триллер специалиста по Шекспиру Кеннета Браны напоминает фильмы Хичкока или Де Пальмы, но отличается от них излишней кемповостью. Неожиданный референс для Пила, из которого он позаимствовал множество элементов: ножницы (у Браны они присутствуют в кадре в каждой второй сцене), флешбеки, подавленные воспоминания, двойники (в данном случае живущие в разное время), неожиданные твисты и мстящий за свою судьбу антагонист. (М.М.)

«Сияние» / The Shining

Реж. Стэнли Кубрик, 1980

О фильме: Писатель-алкоголик Джек Торренс, страдающий от творческого кризиса, соглашается провести зиму смотрителем пустого отеля «Оверлук». Вместе с ним в гостиницу едут жена и сын, которые станут свидетелями его агрессивного помутнения.

Связь с «Мы»: Джордан Пил — большой поклонник этой экранизации Стивена Кинга — не только вставил в свой фильм несколько визуальных отсылок (например, камера сверху снимает, как семейство едет на машине через лес, а затем переключается на географию местности), но и, как и Кубрик, наполнил свою работу множеством смыслов и деталей, которые еще долго будут порождать новые трактовки. Впрочем, если на расшифровку «Сияния» ушли годы, то «Мы» все относительно лежит на поверхности. (М.М.)

«Бабадук» / The Babadook

Реж. Дженнифер Кент, 2014

О фильме: Мать-одиночка, с трудом воспитывающая сына и еле сводящая концы с концами, находит жутковатого вида книжку, главный персонаж которой — монстр Бабадук — внезапно начинает оживать и превращать ее жизнь в ад.

Связь с «Мы»: Как и «Мы», дебютная лента австралийки Дженнифер Кент — многоплановое художественное высказывание, причем одновременно работающее на двух — взаимосвязанных, но при этом отдельных — уровнях: сюжет выстроен так, что даёт равные возможности читать его и как историю о борьбе со сверхъестественной силой, и как рассказ о преодолении депрессии. (Д.С.)

«Оно» / It Follows

Реж. Дэвид Роберт Митчелл, 2014

О фильме: Неведомое проклятие, передающееся половым путем, начинает преследовать девушку.

Связь с «Мы»: Антагонисты обоих фильмов символичны. У Пила «Связанные» — метафоры Другого и низов общества, у Митчелла зло — сама смерть, которую нельзя победить, но можно только отсрочить. Кстати, над обоими фильмами работал один и тот же оператор — Майк Гиулакис, любитель долгих и плавных планов и новый любимчик МНайта Шьямалана. (М.М.)

«История двух сестёр» / A Tale of Two Sisters

Реж. Ким Джи-ун, 2003

О фильме: Две сестры, живущие с мачехой и отцом, начинают видеть призраков и подозревать мачеху в сокрытии убийства.

Связь с «Мы»: Основанная на классической корейской легенде история также имеет дело с двойниками, хотя они тут подаются в несколько ином ключе. Тем не менее при анализе сюжетов сложно удержаться от аналогий, поскольку обе картины при всех различиях последовательно разрабатывают темы «Зазеркалья» — будь то в чисто психологическом или же социально-политическом ключе. (Д.С.)

«Птицы» / The Birds

Реж. Альфред Хичкок, 1963

О фильме: Птицы сходят с ума и стаями нападают на жителей Калифорнии.

Связь с «Мы»: Как и птицы в фильме Хичкока, двойники в «Мы» олицетворяют собой вечный страх человека перед наказанием и божественной карой за грехи. Джордан Пил намеренно почти не касается причин, по которым они нападают, оставляя место для загадки. Люди в красных комбинезонах приходят, чтобы разрушить комфортный мир потребления и благосостояния, который казался незыблемым. Героиня Люпиты Нионго единственная, кто ощущает с самого начала хрупкость окружающей жизни, поскольку она однажды уже встречалась с иррациональным злом, которое может вернуться в любое мгновение. Так и героиня Типпи Хедрен, и в особенности ее мать, в картине Хичкока, переживают психологический ужас перед незащищенностью и хаосом. Нашествие птиц, как библейская саранча, разрушает привычный мир до основания, мир, в котором люди заполняют пустоту жизни, выдумывая себе роли и не замечая, что стали лишь двойниками самих себя. (К.Г.)

«Забавные игры» / Funny Games

Реж. Михаэль Ханеке, 1997/2007

О фильме: Обеспеченная семья приезжает в загородный дом у озера, чтобы провести там выходные. Двое молодых людей, представляющиеся родственниками соседей, наносят им визит. Их странное поведение таит в себе угрозу, и вскоре семья оказывается в ловушке, а гостей, кажется, интересует только насилие.

Связь с «Мы»: Пил заимствует у австрийца Ханеке некоторые особенности сеттинга, но трансформирует их, подстраивая под собственные нужды. В обоих фильмах в загородный дом благополучных семейств проникают странные люди, одетые в костюмы и перчатки. Красные комбинезоны «Связанных» контрастируют с белыми костюмами вежливых молодых людей из «Забавных игр». Отцам семейств повредят ногу, кто-то получит клюшкой для гольфа, а кого-то свяжут и повезут на лодке топить в озере. (Ю.К.)

«Мученицы» / Martyrs

Реж. Паскаль Ложье, 2008

О фильме: Тайное общество похищает и подвергает изощренным пыткам двух девушек, желая превратить их в мучениц, обладающих опытом восприятия загробного мира.

Связь с «Мы»: Одна из самых известных лент лидера «нового французского экстрима» Паскаля Ложье — очень своеобразный микс экзистенциализма и физиологических подробностей, характерных для фильмов вроде «Пилы». Как и «Мы», «Мученицы» пытаются не столько давать ответы на глобальные вопросы о жизни и смысле человеческих страданий, сколько ставят вопросы о границах знания, и о том, насколько тяжело порой выносить бремя истины. (Д.С.)

«Впусти меня» / Let the Right One In

Реж. Томас Альфредсон, 2008

О фильме: Оскар живет с матерью недалеко от Стокгольма, молча страдает от школьных хулиганов, иногда ездит в гости к отцу, а еще вырезает из газет новости о кровавых убийствах. Но тут в соседнюю квартиру переезжает девочка Эли, которая ходит по морозу с коротким рукавом и не помнит, когда у нее день рождения. Самое же главное: Эли — вампир.

Связь с «Мы»: На первый взгляд между фильмами Пила и Альфредсона нет ничего общего, кроме символики с кроликом и мотивов зеркала. Норвежская хоррор-драма снята без резких смен настроения: с первой и до последней секунды это медленная и скупая на цвета история, полная не столько сверхъестественного, сколько бытового насилия. Более того, Эли — не двойник Оскара, а ровесница, в которую он впервые влюбляется. Но Альфредсон и Юн Айвиде Линдквист, который написал сценарий «Впусти меня» по своему же роману, используют тему первой любви (равно как и вампирский мотив) в качестве повода для истории про Другого, указывающего людям на черноту в их обыденных поступках. У Пила, как и у Альфредсона, встреча с двойниками-противоположностями случается, чтобы люди попытались поставить себя на место того, кого считают другим. Сверхъестественный и социальный ужас в двух вроде бы непохожих фильмах возникает, когда герои с этим не справляются. (Е.И.)

«Шестое чувство» / The Sixth Sense

Реж. М. Найт Шьямалан, 1999

О фильме: Психотерапевт, работающий с проблемными детьми, обнаруживает, что его очередной пациент — тихий и вдумчивый мальчик — обладает способностью видеть призраков.

Связь с «Мы»: «Шестое чувство», в свое время сделавшее Шьямалана знаменитым, роднит с «Мы» двойственность подхода к рассказываемой истории. История про семью мальчика на самом деле оказывается историей о семье доктора, у которой проблем не меньше. В «Мы» проведена очень четкая параллель между двумя семьями, и не исключено, что эта линия была введена в фильм именно под влиянием работы Шьямалана. Также обоих режиссеров роднит любовь к шокирующим твистам. (Д.С.)

Читать также: Сильная мытафора: Рецензия на хоррор Джордана Пила «Мы»

«Мы» уже идут в кинотеатрах. 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

2 часа назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

4 часа назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

5 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

8 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

10 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

13 часов назад