Слушать подкаст
!!! Треков не найдено
15:28
КиноРепортер > Кино > Его Воробейшество и Ганнибал Лектер: Какой получилась драма «Два Папы»

Его Воробейшество и Ганнибал Лектер: Какой получилась драма «Два Папы»

24 декабря 2019 /
Его Воробейшество и Ганнибал Лектер: Какой получилась драма «Два Папы»
The Two Popes CR: Peter Mountain/Netflix

Подробный отчет о коротком эпизоде в жизни двух последних Пап, который стал определяющим для всего современного католического мира.

В конце минувшей недели Netflix выпустил новый фильм режиссера «Города Бога» — подобие байопика «Два Папы». Один из трех, наряду с «Ирландцем» и «Брачной историей», претендентов стримера на главный «Оскар» оказался в первую очередь спектаклем двух выдающихся британских актеров — Энтони Хопкинса и Джонатана Прайса.

После смерти Иоанна Павла II в 2005 году конклав избрал великим понтификом 78-летнего немецкого кардинала Йозефа Ратцингера (Энтони Хопкинс). Папа Бенедикт XVI продержался на высоком посту восемь лет: в феврале 2013-го он отрекся от престола в связи с ухудшением состояния здоровья. Новым Папой был избран аргентинец Хорхе Марио Бергольо (Джонатан Прайс), впервые в истории папства принявший имя Франциск — в честь святого Франциска Ассизского. Бергольо был главным конкурентом Ратцингера еще в 2005-м, а незадолго до избрания Папой был вызван Бенедиктом XVI в Ватикан и успел с ним пообщаться. Фильм Мейреллиша — своего рода реконструкция этого разговора, принимавшего самые разные формы: от теологического диспута и исповедальных экскурсов в историю до обсуждения музыкальных (Дебюсси и Сметана против The Beatles и ABBA) и спортивных (финальный матч чемпионата мира по футболу 2014 года между сборными Германии и Аргентины приобрел новое измерение) пристрастий.

Каждый из двух Пап — и ныне действующий, и его предшественник на покое — вполне тянет на роль главного героя мини-сериала: у обоих — богатые и противоречивые биографии (Ратцингера, вступившего в гитлерюгенд в 14 лет и заставшего конец Второй мировой войны в форме Австрийского легиона, некоторые радикально настроенные прихожане до сих пор называют нацистом, а Бергольо обвиняют в сотрудничестве с хунтой, пришедшей к власти в Аргентине в 1976-м). Не исключено, что когда-нибудь мы увидим эти «сольники», но пока придется довольствоваться отчетом о коротком эпизоде в жизни двух Пап, который, впрочем, стал определяющим для всего современного католического мира.

В свою очередь и картина «Два Папы», при всей ее камерности, претендует на большее, причем делает это явно и настойчиво. С какого-то момента режиссер Фернанду Мейреллиш («Город Бога», «Преданный садовник») и специализирующийся на байопиках британский сценарист Энтони МакКартен («Вселенная Стивена Хокинга», «Темные времена», «Богемская рапсодия») взвинчивают темп повествования и будто бы подталкивают своих персонажей к несколько более откровенному разговору, чем теологический спор — точнее говоря, аккуратный, без перехода на повышенный тон, диспут очевидного консерватора и не совсем очевидного либерала от католичества. Типичное кино с «говорящими головами» вдруг превращается в подобие документального исследования — с подробными флэшбеками и упоминаниями событий, которые едва не скомпрометировали обоих собеседников (многие до сих пор называют истинными причинами отречения Бенедикта XVI не состояние здоровья, а скандалы с растлением детей священнослужителями-католиками и финансовыми махинациями). Впрочем, развернуться как следует у Мейреллиша так и не получилось: «Два Папы» затрагивают немало острых вопросов, но поисками ответов придется заняться после финальных титров — в самом фильме их нет.

Зато здесь есть почти все, что обычно нравится академикам. Картина блестяще разыграна выдающимися актерами (любопытно, что немца и аргентинца в фильме бразильца сыграли два англичанина — намек на то, что фигура понтифика интернациональна, абсолютно прозрачен), виртуозно снята (оператор Сезар Шарлони порой примеряет на себя роль папарацци, который снимает героев, беседующих в папской летней резиденции, словно тайком) и аккуратно срежиссирована — в том смысле, что обходит острые углы, но при этом вроде как поднимает непростые вопросы, транслируя понятный гуманистический посыл. Вдобавок фильм Мейреллиша приправлен легкой иронией, что делает его в большей степени похожим на комедию Нанни Моретти «У нас есть Папа!», чем на куда более язвительного «Молодого Папу» Паоло Соррентино. Бразилец, похоже, истратил весь свой пыл еще во времена «Города Бога», и «Двум Папам» досталось от него лишь умение и готовность пойти на компромисс — кстати, это одна из главных тем в беседе Бенедикта XVI и будущего Папы Франциска. Равно как и прописная истина «лучше строить мосты, чем возводить стены»: в эпоху Трампа в Голливуде снимают об этом без устали кино на любой вкус, так что ответ на диковатый с виду вопрос «что общего между «Черной Пантерой» и «Двумя Папами»?» совершенно очевиден.

«Два Папы» доступны на Netflix.  

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: