1930-е. В США бушует Великая депрессия, безработица достигает критического уровня. Обычным людям, которые буквально борются за выживание, совсем не до развлечений. Однако, как ни иронично, именно в этот период зарождается система автокинотеатров. Первое подобие драйв-ин (так в дальнейшем их станут называть) появилось в 1920-х, но тогда кино на открытом воздухе еще не успело получить массового распространения. В том числе из-за проблем с логистикой.
Все изменилось в следующем «кризисном» десятилетии. Отцом автокинотеатров стал менеджер по продажам Ричард Холлингсхед, который также был большим любителем фильмов. Он искал альтернативный способ комфортного просмотра кино, и однажды ему в голову пришла идея о театре под открытом небом, где кресла заменили машины. Как и многие изобретения, драйв-ин появился в гараже энтузиаста. Ну, почти. Холлингсхед использовал подъездную дорожку к своему дому как экспериментальную песочницу и игрался с различными проекторами и акустическими системами. Так, он разместил оптический прибор на крыше своего автомобиля, растянул экран на деревьях, а за ним расположил радио для звука.
Мужчина ответственно подошел к затее. Он определил идеальное расстояние между машинами, чтобы все могли наслаждаться просмотром, установил рядом с экраном три динамика (паршивого звучания, если честно) и нашел способ защиты от непогоды. В итоге Холлингсхед запатентовал технологию в 1933 году и меньше чем за месяц открыл первый автокинотеатр, вложив в дело около $30 тысяч.
Бизнес практически сразу пошел в гору. Стоимость билетов была крайне низкая (25 центов за человека и столько же за машину), количество парковочных мест составляло 400 штук. Первым фильмом драйв-ин стал Two White Arms с легендарным Адольфом Менжу, а в качестве рекламного слогана Холлингсхед придумал следующую фразу:
«Приглашаем всю семью, независимо от того, насколько шумны дети».
Время шло. Приближалась Вторая мировая война. Всем, разумеется, было не до кинотеатров. Но после тяжелейшего периода в истории минувшего столетия все закрутилось с новой силой. К 1945 году количество автовладельцев в США заметно увечилось, что привело к еще большей популяризации драйв-ин. А в 1949-м патент Холлингсхеда был аннулирован, и автокинотеатры стали появляться по всей стране.
К началу второй половины XX века число драйв-ин преодолело отметку в 4000. С ростом автокинотеатров развивались технологии и расширялся контент. Автомобильные динамики с регулировкой громкости положили конец шумовому загрязнению, а репертуар пополнился не только фильмами категории B, но и голливудскими лентами, крутившимися в классических кинотеатрах.
Драйв-ин превратился в настоящий символ эпохи: яркие вывески завлекали парочек на первое свидание, а мамы и папы спокойно брали с собой малышей, не боясь, что они помешают окружающим. Автокинотеатры стали частью семейного досуга с выездом на природу и обедом либо ужином. В некоторых открытых павильонах еду доставляли зрителям прямо в машину. Причем заставки перед сеансами (преимущественно мультипликационные) напоминали посетителям, что помимо фильма они могут насладиться снеками, напитками, а иногда и нормальными блюдами.
Порой драйв-ин не ограничивались просто огромным экраном: особо крупные площадки представляли собой полноценные развлекательные центры с детскими комнатами и игровыми площадками, ресторанами, фестивалями, парками аттракционов и иными средствами привлечения публики. И хотя автокинотеатры были, есть и будут исключительно американским феноменом, в этот же период они возникали и в других странах: Италии, Испании, Греции и т.д.
В отличие от США в прочих местах это явление не носило массовый характер, но некоторые из таких кинотеатров открыты и по сей день. Толково перенять опыт американских драйв-ин получилось разве что у Австралии – там в общей сложности появилось свыше 300 драйв-ин. Многие из них, правда, к концу XX века перестали существовать.
Бум драйв-ин в США закончился в 1970-е. Все больше семей захватывало цветное и кабельное телевидение, поэтому мотивации покинуть свои жилища ради просмотра фильма в автокинотеатре становилось все меньше. К тому же на это время пришелся энергетический кризис, вследствие которого цены на бензин резко подскочили. Подорожала и земля, так что содержать драйв-ин становилось невыгодно. Владельцы автокинотеатров пытались привлечь зрителей показом хорроров, эксплуатационных картин и лент с рейтингом «исключительно для взрослых», но прежнего ажиотажа уже было не вернуть.
Для драйв-ин наступили тяжелые времена. Доходы не покрывали затрат на содержание, и автокинотеатры начали закрываться. Часть владельцев могли позволить себе перепрофилировать площадки: одни отдали их под сельскохозяйственные нужды, другие – под складские помещения, третьи – под парки, четвертые продали землю застройщикам для строительства торговых центров и многоквартирных комплексов. Семейный поход в автокинотеатры окончательно трансформировался в пережиток прошлого.
В таком виде автокинотеатры вступили в 1990-е, когда киноманы неожиданно предались ностальгии. Почти забытое развлечение получило приставку «ретро» и стало центром марафонов классических картин, а некоторые энтузиасты и вовсе проводили в драйв-ин тематические фестивали. Понятие «автокинотеатр» потихоньку обретало вторую жизнь, причем повышению популярности способствовали не столько официальные площадки, сколько, скажем так, «пиратские».
Фанаты различных франшиз, молодые и начинающие кинематографисты и просто кинолюбители собирались в большие компании, брали с собой проектор и «штурмовали» парковки, территории вокруг торговых центров, склады и мосты (точнее, опоры), чтобы вместе насладиться «Звездными войнами», независимыми лентами или собственными работами.
Так автокинотеатры спокойно существовали почти 20 лет, пока не грянула пандемия COVID-19. Она повлияла на все сферы жизни, и драйв-ин не остался в стороне. Именно в этот период случилось самое настоящее перерождение автокинотеатров, которые идеально вписывались в новую реальность социальных ограничений. На них не распространялись запреты, а потому народ, соскучившийся по фильмам, даже старым, ломанулся в драйв-ин. С конца марта по середину августа 2020 года на североамериканские кинотеатры под открытым небом пришлось 85% всех кассовых сборов (а в некоторые недели 95%). Это при условии, что за аналогичный период 2019-го показатели драйв-ин едва достигли 3%.
Автокинотеатры расцветали и в других точках земного шара. В Германии с начала пандемии открылось 30 драйв-ин, которые были постоянно заполнены. Причем концепцию автомобилей в качестве посадочных мест использовали не только для кинематографа, но и для музыкальных, театральных, даже церковных мероприятий. В Великобритании почти за полгода количество драйв-ин увеличилось более чем десятикратно: с 3 до 40 площадок.
В столице Иране в апреле 2020-го заработал первый драйв-ин на парковке возле башни Бордже Милад. На Филиппинах летом того же года также взяли на вооружение автокинотеатры, открыв площадку у одного из крупнейших торговых центров.
В ковидные времена с драйв-ин экспериментировали и в России. За первые месяцы пандемии кинотеатры под открытым небом появились в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Новосибирске, Волгограде и других городах. Зрителям показывали отечественные и зарубежные ленты прошлых лет, еду и напитки доставляли прямо до автомобилей, а звук, как и в классических драйв-ин, передавался через радиоволну. Стоимость билетов в основном высчитывалась за машину, а не количество пассажиров, поэтому поход в кино оказывался даже выгоднее, чем раньше.
Однако пару лет спустя пандемия пошла на спад. И интерес аудитории к автокинотеатрам постепенно снизился. Некогда диковинному досугу не удалось полноценно прижиться в современном мире после изоляции, где ты все еще можешь насладиться фильмами и сериалами практически в любом месте. А некоторым домашним системам под силу воссоздать тот же опыт, что и в кинотеатральных залах.
Сейчас драйв-ин остается лишь одной из необычных площадок для проведения развлекательных мероприятий. Развиться во что-то более масштабное, прибыльное и ажиотажное в будущем ему вряд ли удастся. Если, конечно, нас не ждет новая пандемия, чего мы искренне не желаем.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…