Разбираем шероховатый триллер от кумира молодежи и – внезапно! – Марюса Вайсберга.
Молодые и счастливые Марина (Анфиса Черных) и Антон (Егор Крид) спешат расписаться, забрать денежный подарочек в одной из башен Москва-Сити и улететь на Мальдивы. И вот желанный конверт наконец-то в руках голубков, самое время на крыльях любви впархивать в медовый месяц… Но не тут-то было – парочка застревает в лифте этаже этак на 60-м. Да не тет-а-тет, а вместе с подозрительным незнакомцем (Игорь Миркурбанов), которому известны некие секреты криминального характера. И который является мстительным виновником тревожной заминки на роковой высоте.
Дальше, как несложно догадаться, псевдоромантическая история трансформируется в довольно традиционный клаустрофобный триллер наподобие зарисовок о смертельно опасных телефонных будках, деревянных ящиках и таинственных многогранниках. Только с обожаемой девчонками миловидной поп-звездой вместо Колина Фаррелла, Райана Рейнольдса и других «счастливчиков». И неожиданной фигурой в режиссерском кресле, ведь Марюс Вайсберг прослыл комедийным автором и доселе к темным материям не притрагивался. Тем не менее, воссоединившись с голосистым коллегой по ромкому «(НЕ)идеальный мужчина», бесстрашно шагнул в замкнутое пространство лифта.
На деле же в лифте нашлось место и элементам настоящего остросюжетного хоррора, и намеренному – или не слишком – юмору. Все-таки определенный бэкграунд постановщика, вмещающий, среди прочего, ряд специфических комедий вроде «Гитлер капут!», дает о себе знать. Влияет на восприятие картины и спорный онлайн-имидж самого Егора Крида, то и дело отхватывающего в свой адрес разношерстную критику: от мотивированных творческих ремарок до абсурдных мемов. Флер которых разбавляет напряженность фильма и вступает в резонанс с комедийными включениями и гэгами.
«Вниз» кровь из носу хочет быть жестоким триллером со всеми вытекающими твистами, саспенсом, нависающим над кабиной лифта, и, наконец, броским экшеном. А драки здесь, поверьте, вовсе не попсовые, а очень даже зрелищные и зубодробительные – иногда в прямом смысле. Причем разворачиваются они на площадке буквально в пару квадратных метров, а на Антоне с Мариной ранения заживают подозрительно быстро, так что свадебные наряды почти не успевают пострадать.
Парадоксально, но как бы ни старались постановщики трюков, гримеры и дуэт Черных и Крида, триллерную составляющую на своих крепких плечах практически в одиночку вывозит Миркурбанов. Его инфернальный мститель не только завораживает, но по мере развития сюжета еще и умудряется вызывать сочувствие. Симпатии публики разделяются между тремя героями, что делят экранный воздух в борьбе за выживание, и вкупе с остросюжетностью, так лелеемой создателями, это работает на поражение.
При очевидных достоинствах картины Вайсберга ее сложно принимать за серьезный жанровый эксперимент. Да, сбивчивость повествования и перепады тональности частично можно списать на то, что для доброй половины съемочной команды «Вниз» стал первой пробой триллерного пера. Но однозначно трактуемые шутки, включая череду нелепых и пошлых реприз, порядком сбивают с толка и нужного настроя. А об актерских способностях большого романтика и успешного поп-идола, пожалуй, лучше промолчим. Все-таки Крид – мужчина неидеальный, и свою роль, в том числе маркетинговую, он, как может, отыгрывает.
Тем не менее неутешительный факт остается фактом: лента видится не только страшной, но и страшно смешной. Вылетая на тот или иной сюжетный вираж, Вайсберг будто спотыкается о близкую сердцу комедийность, что просачивается из лифтовой тюрьмы. Из-за чего любопытные визуальные образы, в финальном акте робко подводящие к проблематике ни много ни мало христианского искупления, растворяются в вечности (к слову, именно «Вечностью» зовется башня, в которой застревают герои) и лишь смущают зрителя, едва ли подготовленного к подобным аллюзиям.
В одной из сцен трикстер с испепеляющими глазами Миркурбанова дает неслыханную оценку устроенной им ловушке, с ухмылкой называя ее «умным лифтом для тупых любимок». Не будем столь резки в выборе эпитетов, но в то же время склонны с ним согласиться: изобретательная, хоть и не новаторская задумка в конечном счете не обретает крылья, необходимые для небесных пируэтов, и не превращается в нечто последовательное и пугающее. Да, любимки в лице народного певца и прославленного мастера-антагониста на месте, только поднять связность сценария на высоту 60 этажа лишь их усилиями не представляется возможным. Ведь как бы «Вниз» ни стремился наверх, неровности его формы и содержания так и тянут собравшихся в лифте к земле.
Комментарии