Дональд Сазерленд появился на экране в 1960-е. Его фильмография включает десятки разноплановых ролей – от военной комедии до остросюжетной антиутопии. Чаще всего актер отдавал предпочтение неочевидным героям и избегал стандартных амплуа. Вспоминаем фильмы, где Сазерленд пробовал себя в нетипичных образах и жанрах.
Первая крупная роль Сазерленда – лейтенант Бен «Хоукай» Пирс в сатирической картине Роберта Олтмена. Сюжет строится вокруг работы мобильного госпиталя в Корее: ежедневные операции, нехватка сна, постоянные шутки, карточные игры, попытки разрядить обстановку любой ценой. Здесь война не выглядит героически. Все превращается в длинную череду абсурдных, иногда грубых, иногда остроумных эпизодов. Медики решают проблемы так, как умеют: розыгрышами, алкоголем, показной невозмутимостью. На этом фоне особенно нелепо выглядят генералы и офицеры, которые твердят всему окружению о своей храбрости.
Пирс в исполнении Сазерленда сразу выделяется. Он не похож на других военных: сдержанный, ироничный, иногда откровенно дерзкий, но при этом неравнодушный к чужой боли. Его методы далеки от уставных – больше доверяет собственной интуиции, чем приказам. Любит устраивать розыгрыши, не боится идти на конфликт с начальством, не скрывает усталости от войны и параллельно с этим старается помочь пациентам, даже если приходится нарушать правила.
Сазерленд делает образ Пирса максимально конкретным. За внешней легкостью и юмором заметно постоянное внутреннее напряжение. Его шутки часто звучат как защита от бессмысленности происходящего. Именно с этой роли за Сазерлендом закрепилась репутация актера, который работает не шаблонно. Пирс в его исполнении не становится идеализированным героем, но и не превращается в чистого комика. Канадский актер впервые показал умение работать на грани между комедией и драмой.
Триллер режиссера Николаса Роуга стал одним из прорывных фильмов начала 1970-х. Антураж Венеции с ее закоулками и каналами оказался идеальным фоном для мистического сюжета о вдовце-архитекторе Джоне Бакстере (Дональд Сазерленд) и его жене Лори (Джули Крист). Их маленькая дочь недавно погибла, и супруги пытаются пережить горе вдали от дома. Но тихие прогулки по каменным мостам чередуются со страшными вестями. Старушки-гадалки видят маленькую девочку в красном плаще, а к Лори приходят все более жуткие видения.
Сазерленд играет Джона как рассудительного отца, который отчаянно цепляется за логику. Вначале герой кажется спокойным и упорядоченным: он изучает сообщения о девушке в красном, подмечает детали и пытается найти рациональное объяснение всему происходящему. Но по мере нарастания напряжения его лицо меняется – появляется бессилие и растерянность. Бакстер заботится о жене и даже встречается с ее новым ухажером, хотя чувствует себя неловко. Сцены, где Джон раскрывает Лори свой страх, пронзительны именно благодаря игре Сазерленда.
Точная и сдержанная работа актера впечатляет детализацией. Особенно сильны моменты, когда Сазерленд скрывает слезы или сдерживает ужас: он делает Джона живым и уязвимым. Эта роль стала визитной карточкой актера в драматическом жанре. Джон Бакстер – это обычный человек, чья вера в реальность пошатнулась. Случай с дочкой превращает его в жертву мистического ужаса. В фильме нет открытых ответов, нет четких финальных точек. Сазерленд не играет на надрыве – его герой уходит в себя, держится за логику, но не скрывает уязвимости.
Федерико Феллини снял свою версию биографии Казановы максимально далеко от классических представлений. В этом фильме исторические костюмы и интерьеры соседствуют с гротескными сценами и откровенно странными деталями. Местами все больше напоминает абстрактный театр, чем типичную костюмную драму. Сазерленд играет Казанову отстраненно: у него не возникает желания обаять каждого встречного, чаще наоборот – видно, что герой наблюдает за собой со стороны, а не наслаждается жизнью. Постепенно Казанова превращается в человека, который оказался заложником собственной репутации и теперь с ней не знает, что делать.
По ходу фильма образ заметно меняется. Сначала это типичный герой – ухоженный, остроумный, легко вступает в диалог, быстро находит общий язык с женщинами. На фоне шумных приемов и пышных нарядов герой не теряется, но видно, что часть событий его скорее утомляет, чем радует. От былого энтузиазма остаются только привычки.
Сазерленд играет на разнице между общественным и личным образом. При посторонних Казанова ведет себя уверенно, но в одиночестве становится закрытым, почти отрешенным. В сценах без слов актер использует мимику и жесты, чтобы показать перемену состояния – от холодной уверенности к раздраженной усталости. Роль получилась максимально сдержанной, нет азартной игры на публику. Все больше герой кажется человеком, которому надоело соответствовать ожиданиям, но уйти от них он не может. Сазерленд нашел баланс в нетипичной истории Казановы.
Драма Роберта Редфорда показывает обычную американскую семью, которая после смерти старшего сына старается вернуться к привычной жизни. Отец Кэлвин (Дональд Сазерленд), мать Бет (Мэри Тайлер Мур) и их сын Конрад (Тимоти Хаттон) постепенно отдаляются друг от друга, каждый по-своему переживает горе. В фильме нет открытых конфликтов, действия происходят в тихих пригородах, интерьеры вылизаны до блеска. Большинство сцен построено на коротких репликах, взглядах и паузах. Редфорд внимательно относится к деталям: много внимания уделяется бытовым мелочам, неловким разговорам за столом и привычным жестам, которые только подчеркивают дистанцию между членами семьи.
Кэлвин Джарретт – человек, который вроде бы справляется, но по сути держится из последних сил. Для окружающих это надежный и уравновешенный мужчина, но близкие видят, как ему трудно говорить о том, что происходит дома. Кэлвин из тех отцов, которые предпочитают промолчать, чем выяснять отношения, поэтому его боль становится почти незаметной, уходит в фон. Персонаж не впадает ни в отчаяние, ни в агрессию, а действует как человек, для которого слово – не главный способ выразить чувства.
Во всех сценах Сазерленд сохраняет одинаково спокойную манеру. Даже когда становится ясно, что отношения в семье трещат по швам, его герой не повышает голос и не устраивает сцен. Такой подход делает персонажа ближе к реальной жизни, где сильные переживания часто скрыты за рутиной и молчанием. Именно благодаря этой сдержанности Кэлвин Джарретт воспринимается настоящим, узнаваемым человеком.
Фильм прямо касается темы апартеида в ЮАР. Режиссер Эзан Пальси делает акцент на быте обычного южноафриканского белого класса. Главный герой – учитель истории Бен (Дональд Сазерленд), который живет обычной жизнью: работа, семья, друзья, неспешные вечера. Все меняется после известия о том, что сын его знакомого подвергся жестокому обращению со стороны полиции. Сначала Бен склоняется к мысли, что лучше не вмешиваться, но события постепенно заставляют его менять позицию.
На протяжении фильма хорошо видно, как привычное спокойствие героя начинает уходить. В начале Бен мягкий, открытый, не склонен к резким действиям. Он не видит необходимости спорить с системой и предпочитает оставаться в стороне. Но после личного потрясения в нем появляются недоверие, настороженность, осторожная решимость. Ближе к середине фильма Бен все чаще попадает в ситуации, где приходится выбирать между привычной жизнью и чувством справедливости. Герой начинает проявлять твердость, хотя и без внешней агрессии. Окружение замечает эти перемены, и дистанция между Беном и друзьями только увеличивается.
Роль Сазерленда хорошо работает на контрасте: в ней нет привычной для таких сюжетов «борьбы», зато много сомнений и попыток разобраться в происходящем. Герой не меняет мир вокруг, а старается как-то сохранить внутренние ориентиры – иногда не очень успешно. Актер показывает сам процесс принятия решений, когда точных ответов нет. Его Бен часто действует осторожно, пробует договориться с совестью, иногда делает шаг назад. Такой персонаж не выглядит героически, но именно этим остается ближе к реальной жизни.
В телевизионном фильме действие происходит в Советском Союзе 1980-х, на фоне расследования серии преступлений, которые долгое время не попадали в поле зрения руководства. Генерал Михаил Фетисов (Дональд Сазерленд) сначала выступает обычным руководителем, который контролирует ход следствия формально, не вникая в детали.
В начале фильма генерал ограничивается стандартными поручениями, старается избегать конфликтов с вышестоящим начальством и не выносит спорные вопросы за рамки протокола. Многие эпизоды с его участием проходят в кабинетах и коридорах, где обсуждаются служебные отчеты и указания, а прямые действия откладываются до получения «правильного» одобрения. Большая часть картины строится на будничной рутине, где любая инициатива сталкивается с опасением нарушить правила или получить выговор.
История Фетисова здесь – это процесс внутренней перестройки, где внешне мало что меняется, но за короткими фразами и формальными решениями стоит иной взгляд на работу и ответственность. За эту роль Сазерленд получил «Золотой глобус».
Фильм основан на одноименной серии книг. В мире будущего страна Панем разделена на столицу и районы, жители которых вынуждены раз в год участвовать в жестоких «играх на выживание». Центральная линия – противостояние главной героини Китнисс Эвердин (Дженнифер Лоуренс) и системы, выстроенной ради контроля над обществом. Игры одновременно напоминают реалити-шоу и государственную казнь, где молодые люди становятся участниками прямых трансляций.
В этом мире президент Сноу (Дональд Сазерленд) – глава государства и главный символ порядка. Его персонаж сразу выделяется на фоне других героев: возраст, манеры и холодная вежливость делают его чужим среди молодых участников событий. Сноу большую часть времени говорит негромко, не жестикулирует, избегает резких фраз. Он появляется на экране нечасто, обычно в просторных и безликих интерьерах, всегда подчеркнуто аккуратен. Белая роза на лацкане – его постоянная деталь и напоминание о контроле над ситуацией.
Президент Сноу не устраивает истерик, не повышает голос даже в напряженных сценах. Напротив, любая его фраза звучит как итоговое суждение, после которого спорить уже не хочется. Отказ от внешних эффектов делает президента более убедительным: угроза здесь не в импульсивных действиях обезумевшего диктатора, а в полном контроле над собой и окружающими. Герой органично вписывается в концепцию франшизы, где личные отношения и власть всегда оказываются тесно переплетены. Такой вариант «злодея» не требует лишней театральности – достаточно одного спокойного жеста или взгляда, чтобы стало понятно, кто здесь устанавливает правила.
Юбилей празднует Константин Богомолов: худруку Театра на Бронной, который он возглавляет вот уже шесть лет, и Сцены «Мельников» (назначен в…
Стартовали съемки фантастического сериала «Полдень», основанного на романе братьев Стругацких «Жук в муравейнике», который входит в цикл «Мир полудня». Это…
В 2025 году в лучах славы оказались сразу несколько британских проектов с детьми-актерами в главных ролях. Таким образом индустрия невольно…
По итогам первой половины 2025 года доля подписчиков онлайн-кинотеатров, в том числе платящих, среди жителей городов России составляет 53% горожан.…
В начале нулевых режиссерский дуэт Дина ДеБлуа и Криса Сандерса дебютировал с потрясающим мультфильмом «Лило и Стич». А спустя несколько…
82-й Венецианский фестиваль, который пройдет в городе каналов и мостов с 27 августа по 6 сентября, объявил программу основного конкурса…