«Дон Жуан» в театре Сатирикон - КиноРепортер

«Дон Жуан» в театре Сатирикон

22 февраля 2019 / Эвелина Гурецкая
«Дон Жуан» в театре Сатирикон
Фото – Александр Иванишин

В «Дон Жуане» Егора Перегудова столько всего «соединено невозможно соединимого», столько всего намешано, что порой не разберешь, где тут высокое искусство, а где откровенный трэш.

В спектакле «Дон Жуан» театра «Сатирикон» есть все, чтобы завлечь зрителя. Создатели определили его как «неистовую комедию», а так любимых зрителями комедий в театрах сегодня не так уж много. К тому же это спектакль по бессмертной комедии Мольера, давно завоевавшей славу одного из мировых шедевров. Но главный козырь, безусловно, имена исполнителей, лучших артистов театра: здесь и Тимофей Трибунцев, и Агриппина Стеклова, Дарья Урсуляк, Григорий Сиятвинда, Владимир Большов, Антон Кузнецов, не говоря уже о самом художественном руководителе «Сатирикона» Константине Райкине.

Казалось бы у Райкина не самая главная роль – все-таки пьеса о Дон Жуане. Но его Сганарель, слуга севильского распутника, героя-любовника всех времен, как у Мольера, так и по воле режиссера-постановщика стал самым главным, самым мудрым и самым рассудительным в этом безумном мире любовных похождений откровенного безбожника. О чем «Дон Жуан» рассказывать, видимо, нет надобности – кто же о нем не знает. Мольеровскую пьесу давно причисли к категории «высокая комедия», то есть комедия, приближающаяся к драме. В ней, разумеется, есть и смешные сцены, но на первый план выходит серьёзная и даже философская проблематика – обличение нравственных пороков.

Фото – Александр Иванишин

Первая постановка «Дон Жуана» в России состоялась в 1795 году, причем, на французском языке. И сколько впоследствии было самых разных постановок этой пьесы – и не счесть. Так что режиссеру Егору Перегудову пришлось постараться, чтобы сделать что-то невероятное. У него получилось. Он вместе со своими единомышленниками сделал все, чтобы публику развлечь по полной программе. На роль Дон Жуана выбрал Тимофея Трибунцева, актера блистательного, а уж в этой роли просто неподражаемого. Правда, с трудом верится, что этот маленький, невзрачный Дон Жуан способен покорять сердца писаных красавиц, зато уже смешно. Но так и было задумано режиссером – превратить неотразимого героя –любовника в узнаваемый типаж из нашего времени: пошловатый, поверхностный, но при этом богатый. Он идет по жизни с убеждением, что ему все позволено, и плевать на всякие там условности. Его первое появление в поношенной шубейке поверх майки – тому доказательство. В нем нет ни стати, ни ума, ни той почти героической отваги, которая свойственна привычному образу Дон Жуана – все-таки осмелился бросить вызов покойному Дону Карлосу, убитому им на дуэли.

И при всем при том герой Трибунцева, не прилагая усилий, завоевывает одну красотку за другой – ведь он богат, и этого вполне достаточно. Любая готова тотчас идти с ним под венец, будь то простая рыбачка Шарлотта (Дарья Урсуляк) или знатная дама Эльвира (Агриппина Стеклова). Образ Доньи Эльвиры у Перегудова также далек от мольеровского. Если по замыслу драматурга это была лирическая героиня, то волею режиссера она превратилась почти в клоуна. И Агриппина Стеклова создает такой яркий, такой нелепый образ, что он взывает сначала смех, а в финале едва ли не слезы. Особенно впечатляет ее последний монолог, когда в этой клоунессе, обманутой в своей любви женщине, неожиданно проявляется даже некий трагизм.

Фото – Александр Иванишин

Самая серьезная роль в этой «неистовой комедии» у Константина Райкина, несмотря на то, что появляется он на сцене в каком-то комбинезоне и шлеме – то ли летчик, то ли танкист. Его Сганарель ярый защитник моральных устоев, мудрец и философ. Но он всего лишь слуга, и ему приходится лавировать постоянно. То он произносит обличительные речи в адрес своего хозяина, то услужливо прогибается перед ним, вовлеченный в очередную небезопасную авантюру. Константин Райкин признался: «Роль – замечательная и для меня желанная. Эту роль играл сам Мольер, и писал он ее для себя. Веселая пьеса, в ней столько соединено невозможно соединимого. Масса юмора, но при этом в ней точные, роковые прозрения. При этом есть какое-то возрожденческое отношение к человеку как к какому-то невероятному существу».

И в самом спектакле столько всего соединено «невозможно соединимого», столько всего намешано, что порой не разберешь, где тут высокое искусство, а где откровенный трэш. У рыбаков и рыбачек (кстати, в роли рыбака Пьеро – Григорий Сиятвинда) – окающий говор, какой сохранился в северных регионах России. Отец Дон Жуана, Дон Луис (Владимир Большов) одет в красный пиджак, какие носили «братки» начала 90-х. Сам Дон Жуан, беспечный циник и провокатор, то и дело обращает взор к небу – и тотчас раздается грохот, типа «гром и молния», а сверху начинает что-то падать. Поначалу это каменные обломки, потом уже кирпичи – явное предостережение главному герою. А если на сцене вот-вот появятся рыбаки с их немыслимо затянутыми разговорами, с неба уже сыплются разнообразные рыбы. А потом оттуда и вовсе упадет надувной диван, в который тотчас уляжется Дон Жуан. Видимо, ненадолго передохнуть. Все-таки роль у Тимофея Трибунцева насыщенная.

Будут в спектакле и побоища, и огромный глаз вместо статуи Командора. Хотя изначально этот Командор сидит наверху башни – главного элемента декораций, причем, с живыми голубями на голове и плечах. А в финале Командор уведет разгулявшегося Дон Жуана куда-то вниз, явно в преисподнюю. Распутник, как и положено, будет наказан. В общем, столько всяких «находок», способных развеселить публику, что просто диву даешься авторской фантазии. Хотя декорациям в целом надо отдать должное. В центре сцены конструкция в виде башни, вокруг нее – винтовая лестница, вместо стен башни – подвижные жалюзи, и все эти элементы позволяют моментально менять сцены (сценограф Владимир Арефьев).

Фото – Александр Иванишин

У режиссера Егора Перегудова репутация мастера эпатажа, переделывающего классику на свой лад. При этом, по всеобщему признанию, режиссер он, безусловно, талантливый. Вокруг его постановок зачастую возникает полемика – у одних они вызывают восторг, другие их откровенно не принимают. Та же участь, похоже, уготована и его «Дон Жуану». Любопытно было наблюдать за зрителями во время спектакля. Одни хохотали безудержно, на лицах других было откровенное недоумение. После антракта часть публика и вовсе отправилась по домам. Одни со словами: «О чем это? И зачем это?». Другие с сожалением о потерянном времени. Но при этом на каждом спектакле аншлаг со дня премьеры.

Читайте также

О жадинах, хвастунах и дураках: Рецензия на фильм «Тройная граница» Кино
15 марта 2019

О жадинах, хвастунах и дураках: Рецензия на фильм «Тройная граница»

На стримере Netflix состоялась премьера боевика-долгостроя, в котором Бен Аффлек, Оскар Айзек, Чарли Ханнэм и Гаррет Хедлунд объявляют войну латиноамериканскому наркобарону. «Кинорепортер» разбирается, стоило ли ждать проект десять лет.

Рыцарь детского стола: «Рожденный стать королем» Кино
15 марта 2019

Рыцарь детского стола: «Рожденный стать королем»

Режиссер культовой британской комедии «Чужие на районе» Джо Корниш переосмысляет древнюю легенду, с которой не справился даже Гай Ричи.

«Железная воля» по Пускепалису Рецензии
15 марта 2019

«Железная воля» по Пускепалису

Мы и они, или «Что русскому хорошо, то немцу смерть» - примерно так можно толковать главный смысл спектакля «Русская война Пекторалиса» в постановке Сергея Пускепалиса на сцене Театра Олега Табакова.

Жизнь – большая рампа: «Середина 90-х» Джоны Хилла Кино
14 марта 2019

Жизнь – большая рампа: «Середина 90-х» Джоны Хилла

«КиноРепортер» раскладывает по полочкам автобиографичный дебют комедийного актера и номинанта на премию «Оскар».