Дон Кихот – один из самых узнаваемых образов мировой литературы, но многие ли читали роман Мигеля де Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»? Книга XVII века, язык соответствующий…
В массовом сознании это история о сбрендившем на почве рыцарских романов старике, которому везде мерещились заколдованные великаны и драконы. Прихватив с собой несчастного дуралея Санчо, он таскался по городам и весям, нес всякую околесицу (за что регулярно был бит), сражался с ветряными мельницами и посвящал свои «победы» некой даме сердца по имени Дульсинея. Не густо для романа толщиной с «Преступление и наказание».
Впрочем, для того, чтобы с удовольствием и пониманием происходящего смотреть инсценировку Антона Федорова, большего и не требуется. Действие тут перенесено в наши дни, но геолокацию сохранило. Начинается оно (вроде бы) в испанской общественной прачечной, в центре которой восседает на табурете вооруженный самурайским мечом и револьвером Дон Кихот (Тимофей Трибунцев).
По углам – запуганные им местные жители. Цирюльник (Артем Шевченко), нетвердый в ногах и руках, пытается его побрить, но из-за тремора не выходит. Вся эта сцена разыграна в лучших традициях немого кино, вызывая у зрителей безудержный хохот.
Тем более что вид у Кихота не столько грозный, сколько нелепый. Свои подвиги он, по всей видимости, начал не вчера и уже успел отхватить лещей: в ноздрях у него ватные тампоны, которые поддерживает бинтовая повязка. Еще одна фиксирует на голове металлическую миску размером с куриное яйцо.
Вообще, практически все на сцене – фрики, пластикой и речевыми особенностями напоминающие персонажей труппы Славы Полунина. Появление разносчика пиццы, коим оказался Санчо, завершает картину. То, как шепелявит и коверкает слова одетый в толстый костюм Семен Штейнберг, делает его самым смешным персонажем постановки.
Хотя конкуренция серьезная, начиная, конечно, с самого Трибунцева, чьи бесчисленные экранные алкаши, кажется, слились воедино в этом блистательном образе не то допившегося до «белочки», не то реально наглухо поехавшего мозгами на фоне стресса немолодого интеллигента.
Хозяин постоялого двора (Александр Горелов), почему-то канадец, постоянно причитает по-английски и получает в нос, из-за чего его лицо живописно залито кровью на протяжении всех трех часов. Типичный бандит-латинос говорит исключительно по-испански с редкими вкраплениями нижегородского. В одной из сцен он выдает монолог минут на 8, который странным образом понятен и без знания языка.
Верный конь Росинант здесь – скутер, осел – велосипед, вместо ветряных мельниц – вентиляторы. И вопросов это не вызывает: если уж Рыцарь печального образа, сокращенный Санчо до РПО, видит их иначе, что стоит и нам сделать такое допущение?
Основные сценографические функции выполняют два ряда огромных стиральных машин, стена, стеклянная витрина с дверью посередине и экран, который превращается то в стену дома напротив с граффити «Дон Кихот лох», то в горную гряду, то визуализирует историю трагической любви Карденьо (Андрей Максимов) и Лусинды (Серафима Гощанская).
Визуальный ряд сопровождает по большей части бодрая электронная музыка. Сражение с драконом проходит под Block Rockin’ Beats – хит The Chemical Brothers. Однако в духе общей эклектики сразу по ее окончанию к стеклянным дверям прачечной подъезжает лимузин Герцогини (Анастасия Светлова), из которого несется «Пальма де Майорка» Михаила Шуфутинского.
К этому моменту весь абсурд происходящего воспринимается как нечто вполне естественное. Трудно припомнить спектакль, в котором так же самозабвенно и в то же время мастерски валяли дурака актеры (в кино на ум приходят экзерсисы Роя Андерссона в «Песнях со второго этажа»). Для простых зрителей тут «шутки за 300»: «Мне так больно, что моя ректальная пробка вылетела», – стонет на полу побитый в очередной раз Санчо. Для своих – погуще: «Театр Российской Армии», – читает на ярлыке наряда, в который облачают мнимую принцессу, священник (Сергей Шайдаков), а зал улюлюкает. Для совсем продвинутых – «на подумать»: глядя на воссоединение Карденьо и Лусинды, Кихот выдает литературоведческую справку с отсылкой к Достоевскому.
На этом фоне обрушение четвертой стены выглядит как само собой разумеющееся: «Что же они там задумали?» – несколько раз вопрошает Санчо, обращаясь к залу. Как и прочие смелые авторские решения. Так, во втором действии акцент смещается с героя Трибунцева на третируемых им жителей, которые мечтают, что его наконец попустит. Тем более что предпосылок для этого особых и нет: «Если я сбрендил безо всяких причин, что будет, если эти причины появятся?» – размышляет сам РПО.
Веселое хулиганство воспринимается неоднозначно. На пресс-показе более молодая и продвинутая публика смеялась практически не переставая, хотя во втором акте градус юмора заметно снизился. Консервативно настроенные зрители в недоумении, даже с возмущением на них косились, видимо, не понимая не только, что тут смешного, но и как вообще можно так обращаться с классикой. Кажется даже, что присказка Кихота «Так нельзя», которую он произносит не один десяток раз, – это им заблаговременный привет.
И словно специально для них (а то, что поймут и примут не все, догадаться было несложно) спектакль финалит звучащий за кадром голос Николая Черкасова в роли Дон Кихота в одноименном фильме Григория Козинцева 1957 года. Дряхлый идальго на смертном одре вспоминает о своих приключениях. Кто сказал, что так нельзя? Конечно, можно!
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти внушительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за 2024 год общая выручка легальных отечественных…
Греческие корни Родители будущего режиссера были греческими иммигрантами. Предки его отца Димитри Кастрисиоса Милиотиса прибыли с острова Корфу и сменили…
Любовь – кроме того, что это восхитительное чувство, – еще и главная тема, стержень практически любого фильма или сериала. И…
Весь мартовский номер, так или иначе, посвящен чувствам. А любовь, кроме того, что это восхитительное чувство, еще и главная тема,…
Комедия Жан-Батиста Мольера «Дон Жуан» впервые появится на сцене Московского Губернского театра. Причем в необычной трактовке – режиссер Максим Меламедов…
Театр эстрады представляет первое в мире шоу по воспоминаниям о стране – «Живые Мемории. Гала». В проекте примут участие 10…