Статьи

«Дон Кихот»: Грандиозная сказка для взрослых

В бывшем Центре театра и кино под руководством Никиты Михалкова, ныне сменившем название на более лаконичное «Мастерская «12», состоялась премьера «Дон Кихота». Это новый спектакль Алексея Чернышева, полтора года назад отметившегося «Рыжей волшебницей». И если его предыдущую работу можно назвать сказкой для всей семьи, то авторская интерпретация романа Сервантеса – это определенно сказка для взрослых.

Сказка грандиозная, завораживающая, искусно рассказанная и показанная. Вот Дон Кихот (неузнаваемый в гриме Георгий Перадзе) взмывает в воздух, чтобы сразиться с ветряными мельницами. Вот он же восседает на верном жеребце – Росинант напоминает кукольную лошадку, и по залу проносится вздох счастливого удивления, когда это хрупкое существо взмахивает хвостом. А вот оруженосца Санчо Пансу (Александр Кижаев), словно тряпичную куклу, подбрасывают на одеяле разгневанные обитатели постоялого двора.

Вернее, куклу и подбрасывают – у главных героев этой истории есть несколько тряпичных копий, которые время от времени появляются под софитами в сопровождении кукольников. В этом есть сюжетная содержательность, и красота – отвести взгляд от всадников, поднимающихся вверх по ущелью, просто невозможно. Как в самом начале, когда благородного и безрассудного идальго извлекают из старого сундука, словно давно забытое воспоминание.

Туда же он и вернется, ибо чудес не бывает, и никто не живет вечно. Но те три часа, в которые безжизненный манекен вновь обретет дух и плоть, будут поистине волшебными. И разбавленными куда менее классическими поворотами, чем можно ожидать: помимо великанов и чародеев, Дон Кихот встретится с воинственными бенедиктинцами, перебьет барашков, пока их несчастные пастухи будут петь а капелла и танцевать лезгинку, и даже вкусит атмосферу чарующего Востока. А еще спустится в зрительный зал, где мгновенно перейдет на современный сленг и попросит дропнуть фото, для которого будет старательно позировать.

На что именно смотреть во всем этом многообразии, иногда решительно непонятно – от количества форм, цветов и героев разбегаются глаза, из-за чего происходящее воспринимается урывками. Вот идальго тихо сползает по стеночке, пока рядом пляшет его «заколдованная» Дульсинея, вот растерянного оруженосца осыпают блестками, а вот напомаженные герцог и герцогиня вступают в жаркий, совсем не благородный танец.

Ощущение калейдоскопа подкрепляет сложная сценография (на подмостках – вращающийся дом, на занавесе – хлесткие видеоинсталляции) и атмосфера бурного веселья. В ход идут звукоподражание и очевидная буффонада, музыкальные номера и карикатурные замашки героев.

Рыцарь Печального Образа, свято поверивший в придуманный им мир, специально гремит тяжелыми латами, чем напоминает еще одного книжного героя – Кентервильское привидение, вынужденное терпеть мирскую скуку и острое одиночество. Любовь, пусть и вымышленная, подстегивает его внутреннюю готовность к подвигам, дает причину жить, но затем приводит к осознанию еще одной старой истины о том, что благими намерениями вымощена дорога в ад. И не всегда в твой собственный.

Впрочем, особой экзистенциальности в «Дон Кихоте» нет. Даже баттл по стенаниям здесь выполнен в юмористическом ключе, а важным напоминанием остается необходимость мечтать. Главное – не уходить в излишнюю романтизацию и не подменять миром фантазий действительность. В конце концов, в ней тоже много прекрасного.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Событие года»: Журнал «КиноРепортер» назовет лучших в 2025 году

19 ноября 2025 года в Москве состоится церемония вручения премии «Событие года», которую ежегодно проводит «КиноРепортер». Торжественный вечер пройдет в…

1 час назад

Премьера балета к 100-летию Майи Плисецкой в Кремлевском дворце

В Государственном Кремлевском дворце 19 ноября состоится премьера балетного спектакля «Майя. Сюита любви», подготовленного к 100-летнему юбилею народной артистки СССР…

3 часа назад

Самые важные российские фильмы 2000-х. Часть 1

Потихоньку, но все же 1990-е как объект художественной рефлексии на больших и малых экранах вытесняются следующим десятилетием. Оно среди прочего…

7 часов назад

Том Круз получил почетный «Оскар»

16 ноября на церемонии Governors Awards Американской киноакадемии Том Круз был удостоен почетного «Оскара» за выдающийся вклад в развитие кинематографа.…

8 часов назад

«Франкенштейн»: Анатомический театр Гильермо дель Торо

Середина XIX века. Датское исследовательское судно бороздит водные просторы, отыскивая путь к Северному полюсу, и накрепко застревает во льдах. В…

12 часов назад

Мишель Йео вручат почетного «Золотого медведя»

Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…

1 день назад