Фото: Пресс-служба «Мастерской «12» Никиты Михалкова»
В бывшем Центре театра и кино под руководством Никиты Михалкова, ныне сменившем название на более лаконичное «Мастерская «12», состоялась премьера «Дон Кихота». Это новый спектакль Алексея Чернышева, полтора года назад отметившегося «Рыжей волшебницей». И если его предыдущую работу можно назвать сказкой для всей семьи, то авторская интерпретация романа Сервантеса – это определенно сказка для взрослых.
Сказка грандиозная, завораживающая, искусно рассказанная и показанная. Вот Дон Кихот (неузнаваемый в гриме Георгий Перадзе) взмывает в воздух, чтобы сразиться с ветряными мельницами. Вот он же восседает на верном жеребце – Росинант напоминает кукольную лошадку, и по залу проносится вздох счастливого удивления, когда это хрупкое существо взмахивает хвостом. А вот оруженосца Санчо Пансу (Александр Кижаев), словно тряпичную куклу, подбрасывают на одеяле разгневанные обитатели постоялого двора.
Вернее, куклу и подбрасывают – у главных героев этой истории есть несколько тряпичных копий, которые время от времени появляются под софитами в сопровождении кукольников. В этом есть сюжетная содержательность, и красота – отвести взгляд от всадников, поднимающихся вверх по ущелью, просто невозможно. Как в самом начале, когда благородного и безрассудного идальго извлекают из старого сундука, словно давно забытое воспоминание.
Туда же он и вернется, ибо чудес не бывает, и никто не живет вечно. Но те три часа, в которые безжизненный манекен вновь обретет дух и плоть, будут поистине волшебными. И разбавленными куда менее классическими поворотами, чем можно ожидать: помимо великанов и чародеев, Дон Кихот встретится с воинственными бенедиктинцами, перебьет барашков, пока их несчастные пастухи будут петь а капелла и танцевать лезгинку, и даже вкусит атмосферу чарующего Востока. А еще спустится в зрительный зал, где мгновенно перейдет на современный сленг и попросит дропнуть фото, для которого будет старательно позировать.
На что именно смотреть во всем этом многообразии, иногда решительно непонятно – от количества форм, цветов и героев разбегаются глаза, из-за чего происходящее воспринимается урывками. Вот идальго тихо сползает по стеночке, пока рядом пляшет его «заколдованная» Дульсинея, вот растерянного оруженосца осыпают блестками, а вот напомаженные герцог и герцогиня вступают в жаркий, совсем не благородный танец.
Ощущение калейдоскопа подкрепляет сложная сценография (на подмостках – вращающийся дом, на занавесе – хлесткие видеоинсталляции) и атмосфера бурного веселья. В ход идут звукоподражание и очевидная буффонада, музыкальные номера и карикатурные замашки героев.
Рыцарь Печального Образа, свято поверивший в придуманный им мир, специально гремит тяжелыми латами, чем напоминает еще одного книжного героя – Кентервильское привидение, вынужденное терпеть мирскую скуку и острое одиночество. Любовь, пусть и вымышленная, подстегивает его внутреннюю готовность к подвигам, дает причину жить, но затем приводит к осознанию еще одной старой истины о том, что благими намерениями вымощена дорога в ад. И не всегда в твой собственный.
Впрочем, особой экзистенциальности в «Дон Кихоте» нет. Даже баттл по стенаниям здесь выполнен в юмористическом ключе, а важным напоминанием остается необходимость мечтать. Главное – не уходить в излишнюю романтизацию и не подменять миром фантазий действительность. В конце концов, в ней тоже много прекрасного.
Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…
Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…
С 17 августа в рамках Московской международной недели кино по столице будет курсировать первый мобильный кинотеатр, который покажет фильмы на…