Кино

«Домовой»: Первый российский патриотический хоррор

Двух сироток, брата и сестру (Олег Чугунов и Василиса Немцова), забирает к себе на воспитание состоятельная супружеская пара, не подозревая о том, что вместе с детишками в их просторный минималистично обставленный дом тихой сапой проникнет потусторонняя сущность. В то же время и сами усыновители какую-то страшную тайну явно скрывают. Недаром же одного из них играет Виталий Кищенко, а вторая (Наталия Вдовина) ведет с кем-то подозрительного содержания беседы по телефону.

На первый взгляд, фильм «Домовой» ничем не выделяется из ряда российских мистических хорроров, снятых по стандартам американского жанрового ширпотреба. На второй взгляд, в принципе, тоже. И тем не менее он выделяется. Да еще как. Дело в том, что создатели этого вроде бы со всех сторон невзрачного опуса из заезженных штампов, попсовых мотивов и банальных приемов умудрились соорудить не просто очередной российский мистический хоррор, а первый в своем роде патриотический российский мистический хоррор.

Соорудили они его, откровенно говоря, из рук вон плохо. В кадре все такое блеклое, синюшно-серое и безжизненное, что смотреть противно. Откровенно примитивный сюжет подается сугубо туманно и немногословно – так, чтобы, видимо, ощущалась загадочная недосказанность. Но на самом деле просто ничего не понятно, хотя понимать, в общем-то, нечего. Из-за этого получается несколько парадоксальная ситуация: при всей своей предсказуемости фильм регулярно подкидывает что-нибудь в высшей степени внезапное.

Так, в совершенно неожиданной манере возникает на экране Роза Хайруллина. Она стоит, задумчиво глядя в окно, потом резко оборачивается, устремляет взгляд прямо в камеру и вопрошает: «Что вы знаете про славянский культ предков?» Причем произносит это таким тоном, что нам становится неловко и стыдно, поскольку ничего-то мы, жалкие невежды, про славянский культ предков не знаем. Даже если думаем, что знаем.

Персонаж Хайруллиной – некая ведьма-сатанистка – редкая удача фильма, и в немалой степени это заслуга самой актрисы. На ее индивидуальном мастерстве держится многое, в том числе абсолютно лучшая сцена, начинающаяся с того, что она велит принести ей факел. Что характерно, тут же озвученное требование выполняется, как будто факел – это такая незаменимая в хозяйстве вещь, которую всегда под рукой хранят. Далее ведьма в исполнении Хайруллиной заставляет всех плевать в миску, стрелять по стенам и демонстрирует навыки бесконтактного ножевого боя, вступая в бой с тенью того самого домового.

И тут мы подходим к главному. К тому, что как раз и отличает «Домового» от сонма подобных опусов. Видите ли, домовой в «Домовом» – вовсе не злой. Даром что выглядит как жуткий косматый дед с горящими глазами и имеет дурную привычку резко выскакивать из темноты. Вероятно, предполагалось построить на этом шокирующий твист, но то ли Хайруллина слишком хороша в роли истинной злодейки, то ли просто никто не позаботился о том, чтобы все нормально оформить, но твист не удался. Да и в любом случае и так уже заранее очевидно, что к чему.

В общем, глядите, какая штука. Домовой как бы олицетворяет собой семейные ценности, память поколений, духовность и всякое такое родное, посконное. Ведьма же, в свою очередь, явно связана с импортной западной мистикой, нашему человеку чуждой. Такой, которая подразумевает кровавые ритуалы голышом (да, вы все правильно поняли: голая Роза Хайруллина!) и служение сатане. Притом сам сатана, имеющий наружность черного рогатого мужика, заявляется аккурат к кульминации, чтобы сразиться с домовым дедом.

Это ли не кроссовер мечты: сермяжный русский домовой супротив бусурманского диавола? Увы, финальная битва хтонического добра с инфернальным злом, как и все остальное, сделана совсем без выдумки и умения. Поэтому не будоражит, как должна, а усыпляет. Самое обидное, что такую замечательную, кроме шуток, идею да в правильные руки – и цены бы фильму не было. И целую франшизу можно было бы нагородить по той же схеме. Чтобы там наши лешие, кикиморы и прочие бабки-ежки давали отпор американским призракам с того света, ходячим мертвецам и демонам. А то от засилья всяких «Заклятий» и «Астралов» в кинотеатрах деваться уже некуда. Давно пора все эти однотипные поделки зарубежного производства отечественным идеологически выверенным продуктом заменить.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Я всегда с собой беру видеокамеру: История формата «найденной пленки»

«Ведьма из Блэр», явившаяся миру 25 лет назад (как раз в мае 1999-го состоялся показ на Каннском фестивале), навсегда изменила…

1 час назад

«Люди Икс ‘97»: Приятное путешествие в детство

«Радиоактивные люди» вернулись! В 1990-е анимационные супергерои-мутанты взорвали американское телевидение. Увлечение комиксами, некогда постыдное, трансформировалось в повзрослевшую анимацию, герои которой…

18 часов назад

Правильно начать: Как делают вступительные заставки для кино и сериалов

Вступительные титры – это тот самый момент в старте фильма, когда ожидания складываются в конкретные образы, а саундтрек их закрепляет.…

1 день назад

Мария Михалкова-Кончаловская: «Актрисой я быть никогда не хотела»

Мария Кончаловская продолжает известную династию Михалковых – Кончаловских, оставившую значительный след в российском кино, поэзии и живописи. Из всех этих…

2 дня назад

Шедевры «против»: Как киногерои противостоят супругам, судьбе и самим себе

Персонажи кино постоянно кому-то противостоят. Бэтмен надирает зад Супермену, Кинг-Конг вступает в разрушительный бой с Годзиллой, а Чужой и Хищник…

2 дня назад

Чуи, открой личико: Невидимые герои «Звездных войн»

14 мая 80-летие отметил Джордж Лукас, благодаря которому миллионы зрителей от мала до велика побывали в далекой-далекой Галактике. А 19…

2 дня назад