Кино

«Домовой»: Первый российский патриотический хоррор

Двух сироток, брата и сестру (Олег Чугунов и Василиса Немцова), забирает к себе на воспитание состоятельная супружеская пара, не подозревая о том, что вместе с детишками в их просторный минималистично обставленный дом тихой сапой проникнет потусторонняя сущность. В то же время и сами усыновители какую-то страшную тайну явно скрывают. Недаром же одного из них играет Виталий Кищенко, а вторая (Наталия Вдовина) ведет с кем-то подозрительного содержания беседы по телефону.

На первый взгляд, фильм «Домовой» ничем не выделяется из ряда российских мистических хорроров, снятых по стандартам американского жанрового ширпотреба. На второй взгляд, в принципе, тоже. И тем не менее он выделяется. Да еще как. Дело в том, что создатели этого вроде бы со всех сторон невзрачного опуса из заезженных штампов, попсовых мотивов и банальных приемов умудрились соорудить не просто очередной российский мистический хоррор, а первый в своем роде патриотический российский мистический хоррор.

Соорудили они его, откровенно говоря, из рук вон плохо. В кадре все такое блеклое, синюшно-серое и безжизненное, что смотреть противно. Откровенно примитивный сюжет подается сугубо туманно и немногословно – так, чтобы, видимо, ощущалась загадочная недосказанность. Но на самом деле просто ничего не понятно, хотя понимать, в общем-то, нечего. Из-за этого получается несколько парадоксальная ситуация: при всей своей предсказуемости фильм регулярно подкидывает что-нибудь в высшей степени внезапное.

Так, в совершенно неожиданной манере возникает на экране Роза Хайруллина. Она стоит, задумчиво глядя в окно, потом резко оборачивается, устремляет взгляд прямо в камеру и вопрошает: «Что вы знаете про славянский культ предков?» Причем произносит это таким тоном, что нам становится неловко и стыдно, поскольку ничего-то мы, жалкие невежды, про славянский культ предков не знаем. Даже если думаем, что знаем.

Персонаж Хайруллиной – некая ведьма-сатанистка – редкая удача фильма, и в немалой степени это заслуга самой актрисы. На ее индивидуальном мастерстве держится многое, в том числе абсолютно лучшая сцена, начинающаяся с того, что она велит принести ей факел. Что характерно, тут же озвученное требование выполняется, как будто факел – это такая незаменимая в хозяйстве вещь, которую всегда под рукой хранят. Далее ведьма в исполнении Хайруллиной заставляет всех плевать в миску, стрелять по стенам и демонстрирует навыки бесконтактного ножевого боя, вступая в бой с тенью того самого домового.

И тут мы подходим к главному. К тому, что как раз и отличает «Домового» от сонма подобных опусов. Видите ли, домовой в «Домовом» – вовсе не злой. Даром что выглядит как жуткий косматый дед с горящими глазами и имеет дурную привычку резко выскакивать из темноты. Вероятно, предполагалось построить на этом шокирующий твист, но то ли Хайруллина слишком хороша в роли истинной злодейки, то ли просто никто не позаботился о том, чтобы все нормально оформить, но твист не удался. Да и в любом случае и так уже заранее очевидно, что к чему.

В общем, глядите, какая штука. Домовой как бы олицетворяет собой семейные ценности, память поколений, духовность и всякое такое родное, посконное. Ведьма же, в свою очередь, явно связана с импортной западной мистикой, нашему человеку чуждой. Такой, которая подразумевает кровавые ритуалы голышом (да, вы все правильно поняли: голая Роза Хайруллина!) и служение сатане. Притом сам сатана, имеющий наружность черного рогатого мужика, заявляется аккурат к кульминации, чтобы сразиться с домовым дедом.

Это ли не кроссовер мечты: сермяжный русский домовой супротив бусурманского диавола? Увы, финальная битва хтонического добра с инфернальным злом, как и все остальное, сделана совсем без выдумки и умения. Поэтому не будоражит, как должна, а усыпляет. Самое обидное, что такую замечательную, кроме шуток, идею да в правильные руки – и цены бы фильму не было. И целую франшизу можно было бы нагородить по той же схеме. Чтобы там наши лешие, кикиморы и прочие бабки-ежки давали отпор американским призракам с того света, ходячим мертвецам и демонам. А то от засилья всяких «Заклятий» и «Астралов» в кинотеатрах деваться уже некуда. Давно пора все эти однотипные поделки зарубежного производства отечественным идеологически выверенным продуктом заменить.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

2 часа назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

16 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

18 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

19 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

22 часа назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

24 часа назад