Кино

Бьет — значит любит? 8 фильмов о домашнем насилии

«Газовый свет» (1944)

Классический триллер Джорджа Кьюкора — один из первых фильмов о психологическом абьюзе. Благодаря популярности ленты даже появился термин «газлайтинг», обозначающий насилие, при котором жертву заставляют сомневаться в собственной адекватности. Именно это происходит с оперной певицей Полой Олквист (Ингрид Бергман), которую сводит с ума вор и мошенник Грегори Энтон (Шарль Буайе). Злодей издевается над влюбленной в него девушкой: прячет ее вещицы, выключает свет в доме и топает на чердаке. Правда, обходится без физического насилия. Впрочем, это еще не феминистское кино: спасает девушку галантный инспектор. Семь номинаций на «Оскара» обернулись первой статуэткой для Бергман. Не пропустите дебют 18-летней Анджелы Лэнсбери — будущая писательница из сериала «Она написала убийство» играет нагловатую служанку.

«Бешеный бык» (1980)

Черно-белый шедевр Мартина Скорсезе рассказывает, как вспыльчивость, ревность и зверский аппетит разрушили семью и карьеру боксера Джейка Ламотты. Биографическая спортивная драма концентрируется не столько на поединках на ринге, сколько на отношениях боксера (Роберт Де Ниро) с женой Вики и братом Джоуи (Кэти Мориарти и Джо Пеши). Ламотта поколачивал супругу и однажды до полусмерти избил брата, когда ему стукнуло в голову, что тот спит с Вики. К финалу герой отсидел в тюрьме и превратился в посмешище, а Вики нашла в себе силы развестись с буйным спортсменом. В 1993-м Де Ниро сыграл еще одного деспота в «Жизни этого парня» и уже мучил юного Леонардо ДиКаприо и Эллен Баркин.

«В постели с врагом» (1991)

Подзабытый триллер с Джулией Робертс, сорвавший огромную кассу на волне успеха «Красотки», не может похвастаться достоверным изображением травмирующего опыта жертвы домашнего насилия. Если в жизни распознать домашнего тирана не всегда легко, то тут двух красок хватает, чтобы понять, с каким жутким монстром мы имеем дело. Во-первых, у богача-садиста злодейские усы. Во-вторых, он занимается сексом под «Сон в ночь шабаша» Берлиоза (та самая композиция, что стала в 1980-м основой для главной музыкальной темы из «Сияния»). Лента задала обязательные элементы триллеров о домашнем насилии: побег, смена личности и освобождающее отмщение в финале. Жаль, в жизни выбраться из абьюзивных отношений бывает гораздо сложнее, а убийство насильника редко оказывается безапелляционным хеппи-эндом.

«Долорес Клэйборн» (1995)

Какая подборка о домашнем насилии может обойтись без экранизации Стивена Кинга, для которого это одна из главных тем в творчестве? Наш выбор — недооцененный фильм Тэйлора Хэкфорда с Кэти Бейтс и Дженнифер Джейсон Ли. Первая играет служанку, которую обвиняют в убийстве своей хозяйки, вторая — дочь подозреваемой,  много лет назад разорвавшую отношения с матерью. «Долорес Клэйборн» совмещает в себе множество жанров: готическую мелодраму, психологическую драму, детективный триллер. В центре сюжета оказывается стойкая женщина, которая убила мужа, чтобы спасти себя и дочь. И за это была наказана — косыми взглядами в обществе и испорченными отношениями с единственным ребенком, который подавил в себе травмирующие воспоминания.

«С меня хватит» (2002)

Еще один триллер, который в угоду жанру и максимально широкой аудитории упрощает опыт жертв домашнего насилия. Но все же дает больше дельных советов: не терпеть (героиня Дженнифер Лопез уходит от мужа после первого же удара по лицу), смело обращаться за помощью к друзьям, не давать манипулировать собой из-за ребенка. Правда, в полицию героиня решает не ходить: органы правопорядка кажутся бесполезными против мужчин, обладающих властью. Официантка Слим решает проблемы слишком легко и быстро: деньги на новую жизнь ей достаются от внезапно появившегося отца-миллионера, а тонкостям крав-мага получается обучиться за пару месяцев. В целом же это достаточно нелепый и по-дурацки поделенный на главки триллер с обязательной жизнеутверждающей песней Лопез в саундтреке.

«Тираннозавр» (2011)

Режиссерский дебют актера Пэдди Консидайна — блестяще разыгранная драма о жизни в неблагополучном английском районе. Главный герой — человек, которого разрывает агрессия по отношению к окружающим и самому себе. Жена умерла, друг — на пороге смерти, а собаку он сам со злости убил. Впрочем, Джозеф (Питер Муллан) находит в себе силы исправиться благодаря дружбе с религиозной Ханной (прорывная роль Оливии Колман). Вот ее муж — настоящий садист, сначала избивающий и насилующий жену, а затем со слезами вымаливающий у нее прощение. В какой-то момент женщина решает, что с нее хватит, и отправляет супруга на тот свет. За что — в отличие от героинь Джулии Робертс, Дженнифер Лопез и Элизабет Мосс (о ней — ниже) — отправляется в тюрьму. Увы, финалы в британском социальном кино не столь эмансипирующие, как в студийных голливудских блокбастерах. Например, «Не глотать» — режиссерский дебют Гари Олдмана — завершался возвращением жены к мужу извергу.

«Карательница» (2018)

Облюбованный американской прессой малобюджетный триллер с Оливией Уайлд остался практически незамеченным в прошлом году. И зря! Это одна из лучших ролей в карьере звезды «Доктора Хауса» — актриса смело преобразилась для роли бывшей жертвы, ставшей вигиланткой. Пережив убийство маленького сына, Сэди нашла смысл жизни, кулаками заставляя насильников навсегда оставлять своих жертв в покое. Самый реалистичный из триллеров в данном списке интересен и потому, что рассказывает истории женщин разного возраста, социального положения и расы. Здесь особый акцент сделан на группе поддержки, которую посещает героиня. Дебютный фильм Сары Даггар-Никсон особенно хорошо будет смотреться в паре с «Тебя никогда здесь не было», где похожего мстителя играл бородатый Хоакин Феникс. Впрочем, в последнем гораздо больше насилия внутри кадра.

«Человек-невидимка» (2020)

Неудивительно, что в 2020-м главный фильм о домашнем насилии сняла студия Blumhouse — один из основных поставщиков социальных жанровых лент («Прочь», «Мы» и «Судная ночь»). Режиссер «Апгрейда» Ли Уоннелл разглядел в классическом сюжете Герберта Уэллса о безумном ученом актуальную метафору домашнего абьюза — часто его буквально не видит никто, кроме жертвы. Сесилия (Элизабет Мосс) проходит через все виды насилия, какие можно представить. Героиню избивают (физическое насилие), сводят с ума (психологическое) и насилуют (сексуальное), а параллельно держат в финансовой зависимости (экономическое). В финале оказывается, что даже репродуктивное насилие было совершено: героине подменили  противозачаточные таблетки, чтобы она забеременела. Полиция и друзья не верят девушке, и помощь ждать неоткуда. Поэтому Сесилии придется превратиться в Сару Коннор, чтобы отомстить невидимому манипулятору.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

8 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

10 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

11 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

13 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

15 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

18 часов назад