Кино

Домашнее насилие и экстремальный туризм: Какими получились «Человек-невидимка» и «Остров фантазий»

На этой неделе одновременно в прокат выходят «Человек-невидимка» и «Остров желаний», сразу два хоррора от компании Blumhouse. Их дистрибуцией, правда, занимаются разные студии: в первом случае — это Universal, постоянный партнер Blumhouse Productions, во втором — Sony.

Прославленное предприятие Джейсона Блума делает ставку на недорогие проекты, яркие концепты и на режиссеров с интересным видением. Впрочем, неизменно низкобюджетную продукцию Blumhouse можно разделить на несколько групп: социальные фильмы ужасов («Прочь», «Мы», «Судная ночь»), сверхъестественно успешные франшизы («Хэллоуин», «Астрал», «Паранормальное явление»), яркие концепты («Сплит», «Убрать из друзей», «Счастливого дня смерти») и проходные хорроры, некоторые из которых иногда обзаводятся сиквелами («Правда или действие», «Уиджи» и «Синистер»). Периодически компания принимает участие и в создании «нестрашного» кино «под „Оскар“», вроде «Черного клановца» или «Одержимости», но, скорее, в порядке исключения.

«Человек-невидимка» и «Остров фантазий» — ремейки, однако они одинаково вольно обращаются с первоисточниками. Критики приняли ленты совершенно по-разному. Если рейтинг «Человека-невидимки» составил на Rotten Tomatoes внушительные 91%, то «Остров фантазий» оценили на порядок хуже (9%). Попытаемся разобраться почему.

Начнем с более успешного фильма. Это вольная экранизация классического романа Герберта Уэллса, которая рассказывает историю не от лица безумного ученого, а с точки зрения его девушки. Посреди ночи Сесилия Касс сбегает от своего бойфренда-абьюзера, специалиста по оптике Эдриана Гриффина. Напряженное и испуганное лицо барышни в момент побега намекает на крайнюю токсичность их отношений. Спустя две недели Сесилия, нашедшая временный приют в доме друга-полицейского, узнает, что Эдриан покончил с собой, завещав ей пять миллионов долларов. Однако девушка продолжает жить в страхе, будучи уверенной в том, что социопат Гриффин инсценировал самоубийство, сумел найти способ стать невидимым и теперь пытается свести ее с ума.

После провала «Мумии» Universal поставила крест на «Темной вселенной» из фильмов про классических монстров студии — Дракулу, Франкенштейна, Человека-волка и др. Изначально «Человек-невидимка» был задуман богатым фильмом с Джонни Деппом, более-менее близким к книжному первоисточнику (и его экранизации 1933 года). Однако подсчитав древнеегипетские убытки «Мумии», студия поручила проект фабрике ужасов Blumhouse, решив сконцентрироваться на отдельных низкобюджетных фильмах. Если неудавшийся блокбастер с Томом Крузом стоил 125 миллионов долларов, то «Человек-невидимка» — всего семь (при этом в американском прокате фильмы стартовали практически одинаково). Новую ленту написал и поставил Ли Уоннелл, сценарист «Астрала» и «Пилы», отметившийся в режиссуре оригинальным сайфай-боевиком «Апгрейд». В старой истории Уэллса он разглядел возможность для актуальной метафоры. Новый «Невидимка» говорит о харассменте, домашнем насилии и злоупотреблении властью, описывая переживания жертвы и оставляя за скобками фигуру насильника.

Главный антагонист «Человека-невидимки» — богатый манипулятор, желающий подавлять, контролировать и насиловать свою сожительницу. Причем Сесилия проходит через все виды насилия, какие можно представить: физическое, психологическое, сексуальное, репродуктивное, экономическое. Поскольку злодейства Эдриана никто не видит, героиня сталкивается с недоверием окружающих и вынуждена пройти через «школу выживания» Сары Коннор из «Терминатора», превратившись из жертвы в мстительницу. Главную роль играет Элизабет Мосс («Рассказ служанки», «Ее запах», «Королева Земли») — заслуженная мастерица по загнанным в угол героиням, находящимся на грани нервного срыва. К сожалению, ее достоверная игра соседствует с сюжетными дырами, вымученными твистами и плохо прописанными остальными персонажами. Сценарные недочеты можно было бы списать на жанровые условности, но они плохо сочетаются с реализмом, на который Уоннелл делает упор.

Если «Человек-невидимка» относится к категории более качественной «социальной» продукции Blumhouse, то «Остров фантазий», вероятно, останется в списке проектов, которые ждет забвение. Это ремейк одноименного культового в США и малоизвестного у нас сериала с Рикардо Монтальбаном и актером-карликом Эрве Вилешезом (пару лет назад его сыграл Питер Динклэйдж в драме HBO «Мой ужин с Эрве»).

По сюжету пятеро незнакомцев выигрывают поездку на тропический остров, чей хранитель — таинственный мистер Рорк (как обычно доброжелательный Майкл Пенья) — обещает исполнение любых желаний гостей. Все туристы, недолго думая, признаются в мечтах: бизнесвумен хочет вернуться в прошлое и выйти замуж, бывший полицейский грезит стать героем в память о погибшем отце, девушка-оторва жаждет отомстить задире, мучившей ее в школе, а великовозрастные братья-раздолбаи всего лишь не прочь гульнуть на всю катушку. Остров начинает реализовывать мечты героев, которые вскоре понимают, что их желания идут в комплекте с изрядной дозой насилия.

Оригинальное шоу не было хоррором, хотя также рассказывало нравоучительные истории о людях, получивших шанс пережить на загадочном острове «сбычу мечт». Создатели новой версии наполнили сюжет легкими жанровыми элементами, однако безобидные монстры (истекающие черной жижей зомби и качок-садист с зашитыми губами) и структура квеста с холостыми джампскейрами страшат не больше, чем какая-нибудь «Джуманджи». Создается впечатление, что авторы ставили задачу не напугать зрителей, а развлечь неожиданными твистами в духе «Остаться в живых» и напомнить о важности проработки психотравм. Герои здесь мучаются от чувства вины, неумения справиться со смертью близких (привет, «Кладбище домашних животных»!), желания обвинить в своих бедах всех вокруг и самоутвердиться за чужой счет. Те, кто осознают свои проблемы, выживут. Или хотя бы достойно умрут.

Серьезный «Человек-невидимка», который уже записали в главные триллеры эпохи #MeToo, и расслабленный и несколько морально устаревший «Остров фантазий» вряд ли в равной мере удовлетворят одних и тех же зрителей (если они не закоренелые фанаты хорроров). Но помогут задуматься о проблемах, которые принято обсуждать с психоаналитиком.

«Человек-невидимка» и «Остров фантазий» уже в прокате. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

5 минут назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

14 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

16 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

18 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

20 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

22 часа назад