Кино

«Марлон Брандо у классной доски»: Как создавалась главная советская школьная драма

Однажды в московской средней школе №234 прозвенел звонок на урок. А когда в опустевших коридорах стихли последние его отзвуки, советское кино для юношества перестало быть прежним. Шедевр Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника» – не просто ностальгическая драма о школьных годах чудесных. Это еще и пламенная повесть о настоящем человеке, и гимн самоотверженному труду учителей, и нетленное размышление об истинных ценностях, до сих пор не растерявшее актуальности.

Ко Дню учителя публикуем историю создания бессмертного фильма.

«Не надо цветущего Марлона Брандо у классной доски!» – ругался сценарист и писатель Георгий Полонский, категорически осуждая выбор Вячеслава Тихонова на роль интеллигентного историка Ильи Семеновича Мельникова. Сейчас его нападки кажутся надуманными, однако полвека назад они имели под собой серьезные основания. Да и вообще проблем на долю выдающейся ленты выпало немало. Впрочем, обо всем по порядку.

В феврале 1965 года 26-летнего Полонского зачислили вольнослушателем на сценарное отделение Высших курсов сценаристов и режиссеров в мастерскую Иосифа Ольшанского («Дом, в котором я живу»). А дипломным сценарием Георгия стала работа «Журавль в небе», в 1967-м попавшая на Киностудию имени Горького. Вскоре она оказалась на столе у режиссера Станислава Ростоцкого, который уже выпустил несколько известных фильмов – «Дело было в Пенькове», «На семи ветрах», «Герой нашего времени».

Ростоцкий «проглотил» «Журавля» за ночь. Наутро он ворвался в редакторский отдел и объявил о своем желании перенести на экран историю меланхоличного учителя, который не всегда находит общий язык с коллегами и матерью, но является мудрым наставником для учеников. А еще – объектом воздыхания бывшей ученицы, а сейчас учительницы английского Натальи Сергеевны.

Полонский и сам преподавал в школе английский, русский и литературу, где прямо на уроках читал вслух произведения Николая Заболоцкого и Бориса Пастернака. Вот и писал о том, что знал не понаслышке. Поэзия эта, кстати, найдет отражение в грядущей картине: гениальное исполнение Вячеславом Тихоновым песни «Иволга» на стихи Заболоцкого разбивает сердце и очищает душу.

Именно Тихонова – своего закадычного друга – Ростоцкий видел единственным исполнителем ведущей роли. Прежде они уже трижды работали вместе, а впоследствии режиссер посвятит товарищу документалку «Профессия – киноактер». Но в середине 1970-х Тихонова, только-только сбросившего мундир князя Болконского из эпопеи Сергея Бондарчука «Война и мир», терзали смутные сомнения, стоит ли браться за спорный образ Мельникова. Одновременно скромного и высокомерного, чуткого и резкого в выражениях, мягкого внешне, но глубоко одинокого в душе… Героя, словом, нисколько не романтического.

Его опасения разделял и Полонский, чей «Журавль» переименовался в «Доживем до понедельника» (по сюжету, действие происходит в четверг, пятницу и субботу). «Слишком красив – это больше всего пугало, – писал он в статье «Кинозвезда и учитель» для газеты «Культура». – Актеру исполнялось 40, и это казалось минусом: слишком молод». Но Ростоцкий заверил его, что зрителям нужен именно такой Мельников. А еще утешил сценариста обещанием нацепить на артиста очки в строгой оправе и «сделать ему седой чубчик».

После роли Болконского Тихонов порывался уйти из кино. Но режиссер переубедил его жестким ультиматумом: «Если ты мне друг – должен играть». Тот согласился и даже нашел переклички между судьбой персонажа, разочаровавшегося в профессии, и собственными раздумьями. А также признался, что без Ростоцкого не состоялся бы как артист: «Он разглядел во мне то, что я сам в себе не видел». Еще на роль претендовали Зиновий Гердт и Борис Бабочкин, но представить в образе Мельникова кого-то из них сейчас невозможно.

Влюбленную в историка англичанку сыграла 23-летняя Ирина Печерникова – это была ее третья роль в кино. Она говорила, что и сама тайком «сохла» по Тихонову. А заодно страшилась его известности и авторитета. Лишь застав знаменитого актера на четвереньках за восторженным изучением рыболовных принадлежностей во время короткого отпуска, Ирина расслабилась.

По контрасту с обаятельной Натальей Сергеевной суровая литераторша Светлана Михайловна выглядела сущей врединой, хотя эту роль – в первый и последний раз в карьере – Ростоцкий доверил супруге Нине Меньшиковой. «Я плакала, пила валерьянку, но все-таки отснялась», – вспоминала актриса, которую муж всячески муштровал на площадке.

Роли школьников достались в основном студентам театральных училищ. Юрий Чернов (раздолбай Сыромятников) торчал в коридорах Киностудии имени Горького в костюме красноармейца, снимаясь в массовке другого фильма, но попался на глаза второму режиссеру и вскоре уже рассуждал о том, что «после Петра I России очень не везло на царей».

Поэтом-бунтарем Генкой Шестопалом стал Валерий Зубарев, который мелькал на экране с ранних лет и вызывал зависть всех одноклассников, но после съемок в «Доживем до понедельника» не справился с поступлением во ВГИК. Образ его возлюбленной Риты Черкасовой воплотила красавица Ольга Остроумова, отец которой работал школьным учителем. А мажором Костей Батищевым заделался студент ГИТИСа и в будущем прославленный Арамис Игорь Старыгин, снимавшийся в модной заморской куртке самого Ростоцкого.

Режиссер долго не мог добиться от Госкино разрешения на съемки. Слишком уж скрупулезно там изучали сценарий, являвшийся по тем временам достаточно смелым: Мельников с подопечными были теми еще вольнодумцами. В результате директор студии Григорий Бритиков принял решение приступить к съемкам на свой страх и риск. Ленту могли прикрыть в любой момент, поэтому сняли ее оперативно – за 3,5 месяца.

Ключевую локацию нашли в московском районе Северное Медведково – двери школы №234 (ныне №1380) гостеприимно распахнулись для кинематографистов. Сейчас там открыт посвященный фильму музей, а легендарная фраза «Счастье – это когда тебя понимают» из сочинения Шестопала до сих пор остается девизом учителей и учеников.

Работа над картиной велась во внеучебные часы, ребят для массовки привозили со стороны, да и вообще ряд школьных сцен создали в павильонах. Но актовый зал, в котором Мельников играет на фортепиано «Одинокого странника» Эдварда Грига, – настоящий. За окнами его должен был идти дождь, и школу специально поливали из пожарных шлангов, добавив директору Виктору Зайцеву немало седых волос: он опасался, что киношники испортят здание.

Переживать, впрочем, следовало не за сохранность школы, а за судьбу проекта. Не успел оператор Вячеслав Шумский, постоянный соратник Ростоцкого, запечатлеть последние кадры, как из Госкино пришла гневная депеша. Запуск «Доживем до понедельника» в производство назвали роковой ошибкой. Но раз уж запретить съемки чиновники не смогли, то теперь они рекомендовали внести в фильм 28 поправок. Режиссер согласился на три.

Одно исправление было связано с тем, что ремарка Мельникова о «счастье в труде» воспринималась в ироничном ключе и уменьшала пафос аналогичной цитаты из речи Леонида Брежнева. «Я на самом деле считаю, что счастье в труде, – признавался постановщик. – Но это выглядело так, будто мы издеваемся над генеральным секретарем. Я это переозвучил».

В другую сцену пришлось вставить закадровый звук звонка, чтобы уход школьников с урока не казался поддержкой студенческого бунта. А в самом скандальном эпизоде, где Мельников в споре с директором изрекает программное: «Души-то у них не бумажные!», фразу про «переписывание учебников» заменили на «переписывание диссертации».

Даже после этого, правда, фильм боялись выпускать в прокат. Пробный показ должен был состояться на II Всесоюзном съезде учителей в июле 1968 года. Педагогам предстояло вынести «Понедельнику» исчерпывающий вердикт. «Все мы страшно вибрировали, – вспоминал Полонский. – Тихонов – тоже: он тогда еще не знал Мюллера и Бормана, не имел той закалки».

Ростоцкий пристально следил за реакцией собравшихся. Гробовое молчание зрителей он воспринял как провал, а Чернов вообще сбежал в истерике. Но по мере того как публика включалась в происходящее, то смеясь, то плача, Ростоцкий оттаивал. А когда лента завершилась, зрители встали и наградили создателей 10-минутными овациями.

В августе 1968-го всесоюзная премьера «Доживем до понедельника» прошла в Комсомольске-на-Амуре, а в октябре фильм вышел в широкий прокат. Его посмотрели 31 млн человек, а «Советский экран» назвал ленту Ростоцкого лучшей картиной года. В 1969-м она завоевала золотой приз (так тогда называлась главная награда смотра) 4-го ММКФ. Еще через год удостоилась Государственной премии СССР. А также помогла Вячеславу Тихонову, по его собственному признанию, «обрести веру в свои силы и вернуться в кинематограф»: от «Семнадцати мгновений весны» его отделяло всего пять лет.

С годами «Доживем до понедельника» ничуть не устарел – шедевр Ростоцкого остается гимном человеку и человечности. Светлана Михайловна однажды упрекает Мельникова в безразличии и пессимизме, но после финального обмена взглядами с учениками он все же предпочитает бегству продолжение учительского труда. Кажется, это и принято называть подвижничеством. И по-прежнему в миллионах сердец отзываются строки Полонского: «Сломанная клетка – горстка пепла. А журавлик – снова в облаках!»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В Санкт-Петербурге пройдет фестиваль «Влюбленные в искусство»

С 2 по 5 декабря Санкт-Петербург будет принимать гостей VIII Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство». В этом году в программу…

7 часов назад

Москва не сразу строилась: Фильмы, которые снимали чересчур долго

Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…

8 часов назад

Эмир Кустурица как актер: Яркие роли прекрасного режиссера

Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…

12 часов назад

Объявлена программа «Эха» фестиваля «Послание к человеку»

С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…

1 день назад

W – значит Вакаливуд

Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…

1 день назад

Живее всех живых: Активное посмертие в российском и зарубежном кино

Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…

2 дня назад