Весь прошлый год Американскую киноакадемию будоражили перемены. Сначала руководство пригласило в ряды академии несколько сотен новых членов со всего мира, чтобы разнообразить расовый, гендерный и возрастной состав. Потом в попытке поднять рейтинги телетрансляции вручения «Оскаров» была введена новая номинация для самых популярных блокбастеров…
После протестов академиков решение о номинации отменили, но реформы все равно повлияли на то, кому теперь будут вручать самую престижную американскую кинонаграду, что видно по списку фильмов-претендентов этого года. Впервые на главные статуэтки мог всерьез рассчитывать супергеройский боевик — диснеевская «Черная Пантера».
Также в первый раз на премию сразу в нескольких номинациях претендует интернет-гигант Netflix с черно-белой испаноязычной лентой Альфонсо Куарона «Рома». Да, он проиграл «Зеленой книге» от Universal, но основное соревнование на «Оскарах» — не между фильмами, а между студиями-дистрибьюторами.
Пусть в Голливуде властвуют мейджоры с Disney во главе, значительным влиянием на индустриальные награды обладают небольшие независимые компании (как A24 и Annapurna) и автономные подразделения больших конгломератов (Fox Searchlight — часть FOX и будет поглощен Disney, а Focus Features входит в Universal), отвечающие за престижное кино и ограниченный прокат.
Это происходит потому, что премии — часть бизнес-стратегии этих компаний и их нацеленный непосредственно на киноакадемию интенсивный маркетинг явно способствует получению регалий. Самые лучшие ленты без пиар-поддержки оскаровскую гонку могут и проиграть. Это видно по нашему чарту: по общему количеству статуэток в нем лидирует Warner Bros., но выиграть в номинации «Лучший фильм» им удалось лишь раз за 10 лет — с «Операцией «Арго» Бена Аффлека.
Создателем этой реальности считается Харви Вайнштейн — в 1990-е его компания Miramax выпускала фильмы в конце осени и зимой, прямо в золотой сезон, и лентам удавалось обходить признанных фаворитов. Главную роль играл маркетинг, часто самый непосредственный — Харви лично обзванивал академиков и приглашал на показы, просил, обещал золотые горы и поругивал остальных номинантов.
Именно так «Влюбленный Шекспир» победил «Спасение рядового Райана» и «Тонкую красную линию» в 1999 году. От Вайнштейна в индустрии остались не только его маркетинговые приемы, но и специалисты, которые работали с ним раньше, а теперь ежегодно проводят рекламные кампании номинантов на «Оскара». Например, Мелисса Холлоуэй, один из старших вице-президентов по рекламе Fox Searchlight, начинала в Miramax.
В результате в новом веке основным конкурентом Weinstein Company и позже своеобразным наследником (после исчезновения компании в результате обвинений самого Вайнштейна в изнасилованиях) стала именно Fox Searchlight — за 10 последних лет картинам, которые она прокатывала в США, «Оскара» за лучший фильм вручали 4 раза. Для сравнения: в 1990-е самой оскаровской корпорацией была Paramount, ей достались всего 3 главных статуэтки за «Форреста Гампа», «Титаник» и «Храброе сердце».
Главное событие сезона наград этого года — выход на сцену Netflix. В июле 2018 года стриминговый сервис пригласил на должность вице-президента Лизу Табак, одного из самых влиятельных специалистов по продвижению в Голливуде. Она тоже много лет проработала с Харви сначала в Miramax, а потом в Weinstein Company и занималась стратегическим планированием всех его оскаровских рекламных кампаний от «Влюбленного Шекспира» и до «Артиста». Потом как независимый специалист довела в 2017 году до наград «Лунный свет» и «Ла-Ла Ленд», а также помогла Netflix получить несколько «Эмми» за сериалы и «Оскара» за лучший документальный фильм.
Игра в статуэтки для стримингового сервиса — вопрос престижа, а не прибылей от проката награжденных фильмов, поэтому денег он не жалеет. Еще на предварительном этапе Netflix потратила на пиар «Ромы» около $25 млн, то есть каждая из 10 номинаций уже обошлась в $2,5 млн.
И, несмотря на то, что драма Netflix не смогла завоевать статуэтку в главной номинации, ей все же удалось принести Альфонсо Куарону три «Оскара» (Лучший оператор, Лучший фильм на иностранном языке, Лучший режиссер). Однако, остается только гадать, сколько миллионов долларов стриминг-сервис вложит в продвижение гангстерской драмы Мартина Скорсезе «Ирландец», которую покажет уже в этом году.
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…
Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…
С 17 августа в рамках Московской международной недели кино по столице будет курсировать первый мобильный кинотеатр, который покажет фильмы на…
Телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» провел опрос среди зрителей, определив любимых героев в исполнении Олега Табакова. Самым любимым персонажем, сыгранным Олегом…