Шериф Робертсон (Билл Мюррей) и его заместитель Питерсон (Адам Драйвер) нарезают круги по вверенному им Центрвилю. Милое местечко, 738 жителей — как утверждает указатель. То съедут на обочину погонять бомжа с дробовиком, то проведают придорожный дайнер в поисках кофе и пончиков, то вернутся в участок, чтобы не заскучала помощница шерифа Минди (Хлоя Севиньи). Последнее время работы прибавилось — городок захлестнула волна жестоких убийств. Жертвы буквально разорваны на куски — и не нужно быть Шерлоком Холмсом, чтобы распознать в злодеях плотоядных мертвецов.
Тем временем телевизор предупреждает о грядущем конце света: магнитные полюса смещаются из-за увеличения нефтедобычи методом разрыва, Земля замедляет вращение. А ведь и без этих страхов хлопот хватает: пока местный ультраконсерватор (Стив Бушеми) отпускает неполиткорректные шутки, в морге трудится какая-то странная дама с самурайским мечом за пазухой (Тильда Суинтон), а в мотеле тусят хипстеры из Кливленда (или Питтсбурга?), копы Центрвиля едва ли смогут спать спокойно.
«Сон» для нового фильма Джима Джармуша — важное слово. Прежние его ленты тоже подчас полагались на логику сновидений, а работой «Мертвые не умирают» она владеет полностью. Конечно, зритель, сумевший войти в тревожные видения режиссера, пересмотревшего «Ночь живых мертвецов» и послушавшего вместо колыбельной Dead Don’t Die Стерджила Симпсона (автор, конечно, присутствует в кадре), не будет разочарован.
Других от происходящего на экране, ей-богу, может охватить чувство неловкости. Будто присутствуешь на чужом корпоративе. Зомби-грамматика Ромеро напечатана шрифтами Дэвида Линча, а в содержании — вся фильмография самого Джармуша. Шуточки для своих: из могил первыми поднимаются Игги Поп и жена Джима Сара Драйвер (вот уж кто понимает в снах), в лесу читает Германа Мелвилла Том Уэйтс.
Нового Джармуша трудно упрекнуть в особой изысканности. Сон о пробуждении мертвецов ни в чем не схож с замешанной на культурной перекличке вампирской балладой «Выживут только любовники» (в намеренном диалоге названий слышится какое-то ерничанье), но пару раз автор все-таки не выдерживает — скажем, Игги Попа он заставляет вылезать из могилы режиссера Сэмюэля Фуллера.
Жанр обязывает к другому: «Мертвые не умирают» пропитаны социальной сатирой. Зомби бродят по улицам, иступленно требуя удовлетворения своих базовых потребностей: кому-то нужен кофе, кому-то — алкоголь, самым стремным — вайфай.
Режиссер давно фиксирует тревожную симптоматику цифрового мира: в предыдущем «Патерсоне» самой беспокойной была подружка главного героя — иранская красавица, одержимая интернет-покупками. Современность пугает и отталкивает. Но не стоит бояться слишком сильно — все-таки это реальность сновидения, а оно неизбежно заканчивается пробуждением. Адам Драйвер (он снова за рулем) вдруг вспоминает, они же в кино, и он даже читал сценарий — умирать больше не страшно.
Что останется после просмотра нового Джармуша? Привкус меланхолии. Режиссер всегда любил говорить медленно и печально, но, стремительно приближаясь к 70, вдруг испытал такую грусть по миру, в котором жил и который уже не вернуть, что позабыл все слова. Его картина-зомби страдает от дислексии и в чем-то напоминает тихий финальный трип Алексея Балабанова «Я тоже хочу» — пусть и оперирует американец несоизмеримо большим бюджетом.
«Мертвые не умирают» — это не фильм, а его знак, этически безупречная пустота на порожнем месте, уклонение от современного кино с его политикой визуального превосходства. Старые герои хоть и предельно медленно, но уходят, их время истекло. А новых нет. Выживет только Тильда Суинтон, но сказать, как именно, было бы спойлером.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…