Фото: Алиса Агафонова
Фотография, которой чуть меньше века, но четкость благодаря прекрасной оптике сохранена: Адольф Гитлер и его любимая актриса сидят плечом к плечу. На ней — сказочно нарядное платье. Он в удлиненном нелепом кителе, известном по кинохронике. Она чуть склонила голову ближе к Адольфу, как будто вскоре последует личная ремарка или комплимент, адресованный только ей. Эту женщину зовут Ольга Чехова, и даже десяти часов не хватит, чтобы пройтись по верхам ее биографии.
Племянница Книппер-Чеховой, супруги классика, тоже интересовалась театром. Родилась в самое страшное для России время на стыке двух веков. Посещала ту самую студию, училась у Станиславского, рано вышла замуж за племянника писателя и полноправно тоже стала Чеховой. О ней сейчас говорят редко, да и то с обязательной приставкой «из Третьего Рейха». Премьерный спектакль театра «Модерн» посвящен именно ее судьбе, незаслуженно забытой и достойной полномасштабной кинопостановки.
Главную роль Ольги исполняют две актрисы, но отметить хочется только игру Анны Каменковой. На ней во многом и держится весь спектакль. Режиссеру повезло найти типаж, который дополняет историю и не вступает с ней в конфликт. Из опущенных плеч, уверенности в собственной красоте, прямой спины и прочих противоречий Каменкова сплетает интереснейший характер, следить за развитием которого увлекательно.
Режиссер явно рассчитывает на то, что публика в зале состоит из настоящих театралов, а не случайных сочувствующих, так что подготовительная работа не будет излишней. Навести справки стоит не только о Михаиле и Ольге Чеховых, но и о главных театральных знаменитостях того времени. Так одной из самых запоминающихся сцен становится истерика Станиславского, который вдруг узнает, что его лучший артист Миша Чехов сначала бросил пить, а затем — выходить на сцену. Приглушенный свет скрывает черты лица актера Константина Конушкина, отчего иллюзия присутствия на сцене Станиславского становится практически полной.
Чуть позже на сцене появятся Берия, Сталин, Гитлер и даже Мэрилин Монро, но все они, за исключением фюрера, окажутся скорее смазано-карикатурными, чем живыми.
Условия сравнительно небольшого зала делают спектакль камерным. Практически полное отсутствие декораций не отвлекает от сюжета. Минималистичные костюмы напоминают европейские постановки. Действие динамично следует за Ольгой от дореволюционной Москвы до финала в ФРГ.
Биография, которая могла бы стать поучительным примером выживания в любых обстоятельствах, у режиссера лишена позитивных оттенков и в каждой сцене полна громкого, кричащего драматизма. Женщина, которой удавалось не только жить красиво, но и, по слухам, работать при этом на три разведки, сумела избежать тюремных и лагерных застенков во многом благодаря той самой легкости, что встречается редко и кружит голову всем вокруг. Но из повествования легкость исключена. Юрий Грымов вылепливает из героев характерных персонажей с грустными лицами, не видя в их частных историях ни единого повода для улыбки.
Без сомнений, Ольга Чехова обладала умением оставаться на плаву и внутренней силой, которая позволяла бороться с любыми обстоятельствами. На сцене от красивой, умной, удачливой и хитрой женщины остается только измученная уставшая тень. Ближе к финалу она будет как будто просить прощения за то, что заканчивает жизнь в комфорте и достатке, и удивляться тому, как несколько раз разными, почти цирковыми кульбитами, перекрутилась вокруг оси громких исторических событий ее в сущности маленькая частная жизнь. Первый по-настоящему сильный театральный спектакль Грымова вышел бескомпромиссно окрашенным в бесчисленные оттенки серого.
Студенты режиссерской и продюсерской мастерских Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова Мария Андреева и Артем Иванов посетили Донбасс в…
На протяжении трех сезонов альманаха «Любовь. Смерть. Роботы» Дэвиду Финчеру и Тиму Миллеру на удивление удавалось оставаться последовательными. Первые эпизоды…
Сегодня на Малой сцене Театра Маяковского впервые за всю его столетнюю историю представят спектакль «Дядя Ваня» по одноименной пьесе Антона…
О, великий и ужасный интернет! Вот уже 24 года ты являешься нашей отдушиной по любому возможному и невозможному поводу, а…
Итак, вы «бежевая мама». То есть вы почему-то считаете, что вас и вашего ребенка должны окружать исключительно спокойные, сдержанные цвета…
18 мая на сцене «Под крышей» Театра Моссовета состоится премьера спектакля «Нашествие» по одноименной пьесе Леонида Леонова. Это произведение считается…