За почти 30 лет Евгения Дмитриева сыграла полторы сотни киноролей, и большинство из них — на разрыв. Но этот год стал, пожалуй, самым впечатляющим в карьере яркой характерной актрисы: «Король и Шут», «Бэби-тур», «Библиотекарь», «Крутая перемена», «Секс. До и после» – все проекты имели большой резонанс. Как давние поклонники Евгении, мы решили, что это идеальный момент, чтобы осуществить свою мечту, – пригласить Дмитриеву в героини нашего издания.
«Звезды не опаздывают – они задерживаются», но Евгения появилась ровно, как договаривались, несмотря на столичный трафик, погоду и мудреную топографию бывшей фабричной территории, где мы сегодня снимаем. Добрый знак!
Непринужденно беседуем, и уже в процессе я понимаю, что диктофон все же стоило включить сразу, настолько увлекательный разговор начался. Буквально вчера посмотрели в Театре им. Пушкина «Л.Е.С.» – дипломный спектакль студентов Школы-студии МХАТ в постановке Дмитриевой – остались в полном восторге, о чем и сообщаю. Евгения как кошка жмурится от удовольствия и с улыбкой ворчит, что ей уже «прилетело». Кому-то не понравилась совершенно невинная обнаженная сцена: «Боже мой, три розовые детские попки – что такого?»
Вы разноплановая актриса, которой, как мы убедились, по плечу любой жанр – от комедии до фэнтези. Почему истинное признание пришло к вам настолько не сразу?
— (Улыбается и пожимает плечами.) Я ведь ветеран кастингового движения! Очень много куда пробовалась, меня не утверждали. Но у меня нет претензий. Возможно, отчасти потому, что я сама периодически сижу по ту сторону баррикад, когда мы отбираем студентов на курс… Мой педагог Римма Гавриловна Солнцева, которую я постоянно цитирую, однажды, когда все, что я делала, это работала со студентами в Щепке, сказала мне одну очень важную вещь: «Твое время как актрисы придет позже. Помяни мое слово – будешь носить цветы мне на могилу, когда оно наконец настанет».
Прямо пророчество!
— Да, так, в общем, и вышло. Она умерла в 2017-м. Не хватает ее ужасно, потому что я прошла с ней все стадии – полного приятия, веры, отрицания, разрыва. После Щепкинского, где я сначала училась и потом преподавала, меня позвали во МХАТ… Я все время нахожусь там, где мне приходится что-то доказывать. Что, конечно, здорово, потому что позволяет оставаться в тонусе. Римма Гавриловна однажды посоветовала мне почитать книги воспоминаний Гурченко, Мордюковой, Бабановой – потрясающих актрис, которые пишут о своих судьбах. И я подумала: «Господи, ненавижу мемуары!» И… зачиталась.
Многое оказалось до боли знакомым?
— У Гурченко в книге был один кусок… Мол, сколько раз было так, что попробовалась, все сказали «Боже! Мы наконец нашли актрису», сижу жду… Потом вижу, что кино вышло и без меня. «И я научилась забывать!» – написала Людмила Марковна. Я тоже научилась. Иногда смотрю: ой, я же, кажется, туда пробовалась! Практически начисто стерлось из памяти. И так, конечно, легче!
А что вы сами своим студентам советуете?
— Объясняю, что неважно, в чем снимаешься! Наша работа – взять эту роль, какой бы она ни была, взять этот текст, принять этого режиссера и создать вокруг себя пространство. Я вообще всегда радостно работаю…
Думаю, многим актерам есть чему у вас поучиться…
— Тут еще помогает синдром самозванца. Вот этот: «Где эта сволочь?» – «Вы меня?» (Смеется.) Я его, с одной стороны, не люблю в себе, а с другой – культивирую, потому что он позволяет не забронзоветь, не высказывать беспрестанно какие-то претензии миру. Ни в работе, ни в отношении к себе и к людям. Полезное чувство. Пусть будет!
Нас прерывают коллеги: пора снимать! Евгения уходит за ширму и когда появляется — перехватывает дыхание. Потому что такой ее, подозреваю, почти никто никогда на публике не видел. К циклораме идет вовсе не «мама главного героя», которых, как констатирует актриса, ей часто предлагают играть. На высоченных каблуках в обтягивающем платье к зеркалу подходит роскошная женщина – из тех, на кого оборачиваются все. И видно, что ей самой нравится.
С этим приятным обоюдным чувством мы и снимаем. Правда, время от времени нас из этого состояния выбивают звонки Марка, 12-летнего сына Евгении, который приболел, и мама строго и одновременно ласково называет ему список лекарств и напоминает про сырники. К разговору возвращаемся в перерыве на смену образа.
А ведь вы играли Ольгу в легендарном спектакле Деклана Доннеллана «Три сестры», полмира с ним объездили!
— Да, это был потрясающий опыт. Никогда его не забуду. Многие мои коллеги говорили, что видели разных Ольг, но моя – лучшая, и до меня ее такой прекрасной и веселой никто не играл.
Вы цитировали Гурченко, а авторы фильма говорили, будто ваша прекрасная роль пьющей интеллигентки в сериале «Бэби-тур» вдохновлена ее героиней из «Любовь и голуби»…
— Пусть так считают. (Улыбается.) Мне позвонили, мол, вот материал от Феди Стукова (режиссер сериала, – КР), если согласна, то снимаешься. Я сказала да, не читая сценарий, потому что знаю и люблю Федю, он плохого не предложит. Потом уже прочитала: «Эту? Да я ее знаю! Сколько вон таких ходит». И играла с большим удовольствием.
У вас в «Пальме» получилась замечательная антигероиня. Обычно вас видят доброй и мягкой. Злодеев же и играть интереснее?
— Ну конечно! Даже моя 4-летняя дочь Маша сначала предложила: «Давай, я Золушка, а ты злая мачеха». Пару раз мы так поиграли, а потом она сообразила, что вся ее роль – тут пострадала, тут веником повозила… И говорит: «Нет, стоп! Давай-ка поменяемся». Но да, меня все видят исключительно в роли страдающих барышень. После «Библиотекаря» все звонили: боже мой, какой ход, какой там перевертыш… А я мгновенно поняла эту тетку, и мне было очень комфортно работать – ничего из себя лишнего не доставала.
А что для вас самое важное в актерской работе?
— Процесс. Потому что результат может быть, а может не быть. «Библиотекаря» того же мы снимали в удовольствие. У нас была замечательная команда во главе с режиссером Игорем Твердохлебовым, без которого ничего бы и не получилось, – он четко понимал, куда всю эту «банду» вести. Мы все передружились, в обеденный перерыв валили к одному вагончику, устраивали посиделки, что-то придумывали, существовали в этом… Но никто не рассчитывал на такой эффект! Я была уверена, что никто не разберется в сюжете никогда в жизни. Я сама еле поняла, что там и как с этими книжками.
В годы учебы вы резко похудели на 17 кг. При этом не раз говорили, что в вас сильное клоунское начало. Никогда не думали, что в качестве корпулентной комической актрисы могли достичь большего?
— Я все время меняюсь и не боюсь этого. Снимали сериал «Петля Нестерова», где я играла жену легендарного министра МВД Щелокова – женщину старше себя. А тогда Марк только родился, и я была в теле. Когда меня начали одевать, я попросила водолазку в обтяг. Художник говорит: «Жень, будут складки, некрасиво». Я ему отвечаю: «Отлично! Будет ощущение другого возраста». А недавно прочитала, что меня с Сарой Полсон сравнивают, глянула, как она выглядит: дай-ка тоже так похудею! И вот приехала на съемку «Пальмы 2», и мне говорят: «Все нормально, не волнуйтесь, костюм с тех съемок остался!» В итоге на ходу ушивали юбки и китель… В общем, какой меня только не снимали!.. Разве что такой, как вы сегодня, – никогда. (Улыбается.)
Все самые заметные ваши роли в этом году – в сериалах для стримингов. А там можно, по сути, все – секс, мат, насилие, у сценаристов рамок нет. А у вас?
Я мечтаю сыграть одну роль… Там героиня периодически должна голая ходить. И я бы на это пошла, потому что понимаю, зачем это нужно. Более того, я сама это придумала: в пьесе ничего такого не прописано, но это усиливает идею, которая в ней заложена…
Полную версию интервью с Евгенией Дмитриевой читайте в ноябрьском номере журнала «КиноРепортер»
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…