Еще пару лет назад нейросети среди широкой публики считались чем-то вроде сиюминутной игрушки: пользователи радостно сливали алгоритмам свои фотографии, чтобы получить изображения в стилистике мультфильмов Disney или готического макабра Тима Бертона. Но чем дальше развивались технологии, тем серьезнее становились старые разговоры о главном – человека вот-вот заменят роботы. И речь не о поворотливых жестянках на условных заводах, угрожающих простым работягам, а о программах, покусившихся на святое – акт чистого творчества.
Для кинематографа в этом году проблема стала насущнее некуда. Если раньше профсоюзы были обеспокоены юридическими проволочками по использованию биометрических данных вроде внешности и голоса, то теперь все окончательно вышло из берегов – вслед за первой ИИ-актрисой Тилли Норвуд дело не стало и за первым ИИ-режиссером. Так, итальянский продюсер Андреа Иерволино представил на суд публики FellinAI – технологию, «поставленную на творческую службу человека» и вызвавшую бурную дискуссию со стороны кинематографистов по всему земному шару: под публичным ответным письмом подписались режиссер фильмов о Джейсоне Борне Пол Гринграсс и Джеймс Хоуз («Медленные лошади»).
И пока одни режиссеры осторожно пытаются взаимодействовать с ИИ, а другие закрывают глаза на происходящее, третьи непримиримы в своей борьбе. Разумеется, некоторые меняют свое мнение с течением времени. Но мы решили рассказать о тех, кто твердо заявил, что не будет использовать ИИ в своих фильмах, и пока что своей позиции придерживается.
Одним из самых принципиальных оказался Гильермо дель Торо, известный фанат рукотворной магии. Его дотошность, помноженная на полет фантазии, подарила миру множество удивительных проектов – от «Лабиринта Фавна» и «Формулы воды» до «Багрового пика» и недавнего «Франкенштейна». В интервью, приуроченных к свежей премьере, он подчеркивал, что все декорации (даже огромный корабль в настоящую величину!) и реквизит сделаны вручную, а количество компьютерной графики сведено к минимуму.
На одной из премий дель Торо публично поблагодарил свою команду за мастерство, которое «проявляется в каждом кадре этого фильма, сознательно созданное людьми для людей». Однако в другой раз режиссер пошел еще дальше, категорично заявив, что «скорее умрет, чем обратится к услугам искусственного интеллекта». Попутно он сравнил самых ярых сторонников ИИ с Виктором Франкенштейном с упором на характерные для персонажа высокомерие и амбициозность:
«Он словно слепой, создает что-то, не задумываясь о последствиях, и, думаю, нам всем стоит остановиться и подумать, куда мы движемся».
О проблеме ИИ, пускай и вскользь, высказался и Мартин Скорсезе, чьими творческими усилиями была сформирована заметная часть современного кинематографического ландшафта. Режиссер, известный своим пренебрежительным отношением к кинокомиксам, лишенным души и оригинальности, поставил искусственный интеллект примерно на ту же ступень.
«Кино может быть любым, совсем необязательно серьезным. Например, «В джазе только девушки» – отличный фильм. Но производимый сегодня контент нельзя называть кино. Он сфабрикован, а значит, не является произведением искусства. Его единственная цель – дать вам завершить какой-то процесс и выкинуть его из головы. Больше он ничего не приносит. Это почти то же самое, как фильм, снятый ИИ».
От идеи использовании ИИ отказался и другой большой творец – Тим Бертон. Разговор о новых технологиях журналисты завели с ним издалека, спросив, как он относится к тем самым интернет-картинкам, стилизованным под его известные проекты. Впечатление режиссер назвал тревожным и удручающим:
«Некоторые из этих изображений были действительно хороши, но они все равно вызвали у меня странное, пугающее чувство. Это напомнило мне о том, как в других культурах говорят: «Не фотографируйте меня, чтобы не отнимать мою душу». Это похоже на то, что машина забирает часть вашей души, вашего сознания».
На вопрос о том, собирается ли он применять технологию в своем творчестве, Бертон усмехнулся: «Чтобы что? «Захватить мир?»
К слову, Уэс Андерсон, известный своей неповторимой стилистикой, также предпочитает не видеть подобных работ. А если таковые ему присылают, тут же удаляет их:
«Я не хочу смотреть на них и думать: «Это правда то, что я делаю? Правда то, что я имею в виду?» Не хочу слишком погружаться в чужие мысли: если кто-то другой слишком много думает о том, кем я пытаюсь быть, тогда я могу начать делать то же самое».
В своеобразной манере использование ИИ высмеял и Джеймс Ганн. Режиссер много лет назад переключился на создание супергеройских и (анти)супергеройских проектов, в которые вкладываются немалые деньги, идущие в том числе на спецэффекты. Одной из недавних его работ стал перезапуск «Супермена», и Ганн, часто вступающий в диалоги с фанатами в соцсетях, не удержался от подколки к сгенерированному нейросетью кадру с изображением актера Брэндона Скленара в костюме Бэтмена из вселенной DC Comics.
«Было бы странно выбрать на роль Бэтмена искусственный интеллект с 14-дюймовой рукой», – отреагировал он на фанатский дримкаст, намекнув на несовершенство ИИ, неспособного учесть в генерируемом изображении правильные пропорции и перспективу.
Не менее яркой оказалась реакция режиссера на созданный с помощью ИИ-технологий ролик «Супермена»: Ганн перепостил его, сопроводив публикацию тремя блюющими смайликами.
Режиссер и продюсер Гор Вербински, ответственный в том числе за мегапопулярную серию «Пираты Карибского моря», более аккуратен в выражениях (хотя и полных скептицизма). Так, он назвал появление нейросетей революцией, а сами алгоритмы – «цифровым организмом, который обречен наследовать некоторые из наших изначальных недостатков в своем исходном коде». Основную проблему Вербински видит в том, что «вместо того чтобы пытаться победить рак или отправить нас на Марс», ИИ пытается «отнять то, что делает нас людьми». Например, потребность в созидании:
«Есть определенные вещи, которые нам необходимы: например, сидеть у костра и рассказывать друг другу истории. Почему он отнимает то, что по сути делает нас людьми?»
По мнению Вербински, внедрение ИИ в различные сферы жизни неизбежно, однако в работе с ним рано или поздно возникнут проблемы, поскольку новейшие версии обучаются на результатах предыдущих итераций.
«Думаю, произойдет что-то действительно интересное, потому что ИИ так много всего впитывает из интернета и так быстро выплевывает обратно в интернет, что начинает пить собственную мочу. Происходящее довольно быстро станет сюрреалистичным», – уверен режиссер.
Отказываться от «человечности» не намерен и Дени Вильнев – по крайней мере, в ближайшее время. На презентации, посвященной второй «Дюне», он подчеркнул, что больше всего в кино ценит «коллективный акт творчества, в котором рождается настоящая поэзия».
«Создание фильма исключительно при помощи компьютера может стать интересным вызовом, но в таком случае мне будет очень не хватать этого коллективного акта творчества, который так прекрасен и свойствен человеку», – заявил постановщик в разговоре с коллегой Джо Райтом.
Джеймс Кэмерон, пионер внедрения современных технологий в кинематограф, хотя и не стал противником ИИ в целом (он, например, вошел в члены совета директоров компании Stability AI, что вызвало критику со стороны его поклонников), назвал идею замены актеров ИИ-аватарами ужасающей. Создатель «Аватара» заявил, что намеренно отказался от подобного подхода при создании новых фильмов франшизы.
«Я не хочу, чтобы компьютер выполнял то, что я сам могу делать с актерами, – отрезал режиссер. – Моя работа – это моя гордость. Компьютерные модели обучаются на всем, что когда-либо было сделано до них; их невозможно обучить тому, чего еще никто не делал. Поэтому вы увидите, как человеческий опыт смешали в блендере и получили нечто среднее. Это никогда не сравнится с учетом уникальных характеристик каждого актера, сценариста или режиссера».
А еще Кэмерон предположил, что подобная тактика – его личный вклад в то, чтобы сделать процесс созидания более «священным». И чтобы кинематографисты продолжали искать нестандартные подходы в раскрытии собственных идей. А вот экономить бюджет на визуальных эффектах он совсем не против.
Практически слово в слово этот тезис произносит и Стивен Спилберг:
«Я не хочу, чтобы ИИ принимал какие-либо творческие решения, которые я не могу принять сам. Я не хочу использовать ИИ даже в качестве помощника, чтобы попытаться развить мое мышление».
Кроме того, постановщик вспомнил о собственном фильме 2001 года под названием «Искусственный разум».
«Речь шла не столько об искусственном интеллекте, сколько о разумном бытии. Можно ли любить разумное существо? Может ли мать любить ребенка-робота?» Это не совсем то, куда ИИ ведет нас сегодня. Я считаю, что в конечном итоге произойдет конвергенция между ИИ и робототехникой».
Весьма критической позиции придерживается Никита Михалков. Ее он занял с самого начала: еще два года назад культовый режиссер заявлял о необходимости категорического запрета ИИ («Если мир, взявшись за руки, категорически его не запретит, мы можем столкнуться с абсолютно непредвиденными последствиями – как после цунами и извержения вулкана, только в нравственном смысле»).
Сейчас его риторика стала менее ожесточенной (главное – «чтобы технология не становилась самодавлеющей»). Хотя ключевой пункт остался неизменным: Никита Сергеевич по-прежнему считает, что искусственный интеллект нельзя использовать для «оживления» уже умерших актеров. Подобные прецеденты, по его мнению, не столько неприкрытая спекуляция, сколько насилие над Богом:
«Я считаю категорически невозможным за счет искусственного интеллекта возрождать на экране или в театре ушедших актеров, давая им тексты, которые они, может быть, в жизни никогда бы не произносили. Это богоборчество».
Наконец, решительным заявлением отметились режиссеры студии A24 Скотт Бек и Брайан Вудс. В титрах своего фильма «Еретик» они разместили сообщение, гласящее, что при создании не использовался генеративный ИИ.
«Мы не питаем иллюзий, что, посмотрев «Еретика», люди спросят: «Погодите-ка, они что, использовали нейросети?» Но для нас было важно сказать об этом, потому что мы считаем, что людям пора начать об этом говорить. Это алгоритм, который смешивает кучу дерьма, а затем выдает это за произведение искусства. В определенном смысле это граничит с воровством. Не понимаю, почему это законно», – не постеснялся в выражениях Бек.
Постановщики также отметили, что трудятся в сфере, где «решения принимаются ради прибыли, а не ради блага художественного процесса». И активное использование ИИ, которое они сравнили ни много ни мало с ядерным оружием, может быстро ее похоронить.
Disney сейчас переживает период нестабильности и все чаще ищет опору не в новых идеях, а в проверенных брендах. Причем не…
В следующем году Союз театральных деятелей России будет широко отмечать 150-летие. К важной дате приурочен всероссийский проект «Театральный поезд»: в…
Голливудская звезда Джей Келли (Джордж Клуни) патетически изображает смерть под дождем на съемочной площадке очередного своего фильма. Который запросто может…
ТВ-3 представил новый сезон на закрытой презентации в ДК «Кристалл». Канал впервые показал ключевые проекты 2025–2026 годов, эксклюзивные материалы и…
В Лос-Анджелесе огласили список номинантов 83-й премии «Золотой глобус», которую вручат в ночь с 11 на 12 января. Лидерами по…
Еще 10 лет назад превращение инди-игры про одержимых аниматроников в глобальный культурный феномен выглядело маловероятным сценарием. Однако к 2020-м экранизации…