Кино

Депардье отдыхает, Кассель ревнует, а Миккельсен пьет: 8 фильмов с европейскими звездами

«Наркомама» — Изабель Юппер

«Наркомама» начинается (да и продолжается тоже) как социальная драма с обязательным подсвечиванием несправедливостей жизни. Но даже несмотря на подобный антураж, назвать ее картиной исключительно о горестях и невзгодах сложно. Во-первых, потому, что комедийная тональность европейского фильма перевешивает все остальное. Во-вторых, потому, что энергичная героиня Изабель Юппер, решившая сменить вектор карьеры и перейти из отдела полиции сразу в верхушку криминального мира, делает все что угодно, но не изображает жертву. Она быстро берет дело в свои руки, как только представляется такая возможность, продумывает схемы сбыта, сама занимается перевозкой и с легкостью уходит от полиции. Этому способствует и детство с ушлыми родителями, заполучившими красивую жизнь благодаря не слишком законным делам (в подробности авторы не вдаются, но догадаться, о чем речь, можно), и бизнес-жилка, которой она, определенно, не обделена, и конечно, бойфренд в правоохранительных органах.

Успешный на родине во Франции фильм Жан-Поля Саломе снят по мотивам романа «Крестная мать» Ханнелор Кайре. В довольно остроумной картине четко прослеживается тема женских солидарности и силы. Представительницы «слабого пола» способны рулить крупным бизнесом в одиночку, преодолевая любые разногласия и оказывая друг другу поддержку, а вот мужчины в большинстве своем играют роль либо мальчиков на побегушках, либо отморозков, получающих по заслугам, либо легковерных недотеп.

Создатели плюют на политкорректность и делятся интересным взглядом на мораль и правосудие. Дельцы изъясняются максимально поэтично, Юппер на шпильках таскает брикеты гашиша под арабско-французский рэп, а на китайской свадьбе происходит маленькая вакханалия. Авторы считают, что плохие поступки все-таки уравниваются хорошими, а человечность должна выходить на первый план в любых ситуациях.

Премьера в России запланирована на 29 октября 2020 года.

«Друзья на свою голову» — Венсан Кассель

В центре французской камерной комедии оказывается четверка закадычных друзей, отношения которых не проходят испытания медными трубами. Тема благодатная, а потому режиссер Даниэль Коэн, имеющий в своем распоряжении национальных звезд, раскручивает ее на полную катушку. Вокруг тихой и нерешительной Леи (Беренис Бежо), чей дебютный роман неожиданно стал бестселлером, кипят нешуточные страсти. Бойфренд Марк (Венсан Кассель) — неуверенный в себе карьерист — во всем ищет поводы для ревности и публичного унижения. Лучшая подруга Карин (Флоренс Форести) пускается во все тяжкие, пытаясь отхватить кусок славы, а ее супруг Франсис (Франсуа Дамиенс) судорожно хватается за все подряд, чтобы отыскать свое истинное призвание.

Авторы тонко чувствуют настроения в европейском обществе, моду на «успешный успех» и повальное увлечение соцсетями, в которых реальность подменяется мечтами. Гротеск лишь подчеркивает уязвленное эго героев, забывших рассказать остальным о том, что они включились в бешеную гонку за любовь и признание других. При этом в «Друзьях на свою голову» при всех драматических поворотах преобладает оптимистичный настрой. Французский фильм 2020 года доказывает, что поддержка близких крайне важна, выход из зоны комфорта приносит пользу, а приоритеты время от времени стоит переоценивать.

Премьера в России запланирована на 5 ноября 2020 года.

«Обыкновенная страсть» — Сергей Полунин

Эротическая французско-бельгийская мелодрама начинается с постельной сцены на крупных планах, но разнообразия сексуальных позиций не ждите. Больше всего лента Даниэль Арбид (постановщица вообще любит снимать любовно-интимные истории) напоминает «9 1/2 недель». Причем не культовый фильм с Микки Рурком, а его литературный первоисточник. Методичность, бытовая рутина и ритуалы, которые героине Летиции Дош навязывает ее женатый любовник, затягивают ее в трясину, из которой просто так не выбраться.

Сюжет укладывается в одно предложение — влюбленность Элен перетекает в одержимость, которая уничтожает ее изнутри и заодно рушит всю ее жизнь. Острое желание почувствовать себя героиней бульварного романа и сравнить любовника с произведением искусства играет с ней злую шутку и за счет банальных художественных приемов кажется высшей степенью безвкусицы. Из Сергея Полунина же не получается достоверного героя-любовника, несмотря на частоту постельных сцен. Многое в Александре идет от фактуры самого танцора — происхождение, татуировки, мысли о родине и русской ментальности, но то, что героем движет лишь животная страсть (в противовес тонкой душевной организации Элен), сильно снижает к нему интерес. О психологизме и вовсе говорить не приходится, как и о сентиментальности — да, ситуация паршивая, но все эти страдания под французский шансон вызывают недоумение.

Тема созависимости, да и отношений вообще, безусловно, важна, но реализация в случае с «Обыкновенной страстью» сильно подкачала. У Арбид получился грубый набросок про столкновение двух миров — мужского и женского, русского и французского, низменного и возвышенного.

Премьера в России запланирована на 14 января 2021 года.

«Спа» — Жерар Депардье

Сиквел комедии Гийома Никлу «Похищение Мишеля Уэльбека», которая рассказывала о вымышленном похищении лауреата Гонкуровской премии, устроенном тройкой обаятельных, но чудаковатых бандитов. Теперь писатель Уэльбек встречается с французским актером Жераром Депардье в фешенебельном центре талассотерапии на побережье Ла-Манша. В санатории двум противоречивым национальным достояниям Франции находиться тошно: пить и курить немолодым беднягам нельзя, зато нужно проходить нелепые оздоровительные процедуры. Ограничения даются Уэльбеку особенно тяжко, ведь он привык выпивать по бутылке вина за обедом, а без сигарет совсем не может писать. Единственная отрада — общение с Жераром.

На курорте именитые французы обсуждают Олланда и Макрона, цирроз и геморрой, жизнь и смерть и, понятное дело, сексуальные победы Депардье, который, по собственным признаниям, спал не только со всеми партнершами («Орнелла, Катрин, Изабель, Настасья, Брижит…» — долго перечисляет он), но и с Мухаммедом Али («В 1970-х все спали со всеми»). Между разговорами герои скучают в процедурных кабинетах — вечно хмурый Уэльбек особенно ненавидит криокамеры, где приходится мерзнуть под струями жидкого азота. Вскоре к нему наведывается знакомый похититель, чья 80-летняя мать неожиданно ушла от его отца. Бандит уверен, что писатель общается с женщиной и знает, где ее искать. Исчезновение старушки едва ли становится двигателем сюжета. В целом «Спа» — набор хохм, рассказанных с непроницаемым выражением лица. Вот Уэльбек называет Сильвестра Сталлоне лучшим современным актером, вот попытается по-тихому вскрыть винный шкаф в ресторане, вот встречается с восторженным фанатом, перепутавшим его с другим писателем. Даже те, кто считает парочку «позором Франции» (в фильме появится и такой антифанат), не смогут отрицать, самоиронии Жерару и Мишелю не занимать.

«Ночной конвой» — Омар Си

У трех парижских полицейских тяжелый период в жизни. Несчастливая в браке Виржини случайно беременеет от коллеги Аристида и собирается делать аборт. Аристид, в свою очередь, чувствителен и страдает паническими атаками, хоть и изображает из себя прожигателя жизни и мачо. Вспыльчивого Эрика замучили постоянные скандалы с женой. Однажды им приходится конвоировать грустного мигранта-таджика Асомиддина из тюрьмы в аэропорт, где его ждет самолет на родину. В пути Виржини понимает, что если они посадят мужчину на рейс, то обрекут его на верную смерть. Она уговаривает сослуживцев инсценировать побег конвоируемого.

Француженка Анн Фонтен работает в разных жанрах. В ее фильмографии есть романтические комедии («Мой самый страшный кошмар»), семейные драмы («Натали»), военная история о монахинях во время Второй мировой («Непорочные») и байопики («Коко до Шанель»). Ее новая работа — полицейская драма, в которой нет ни единого выстрела. Вместо экшена Омар Си («1+1»), Виржини Эфира («Она», «Притворись моим парнем»), Грегори Гадебуа («Офицер и шпион») и Пейман Моаади («Развод Надера и Симин») разыгрывают гуманистическую драму о человечных европейских копах и молчаливом беженце. Формально здесь четыре главы (по одной на героя), но действительно раскрывается только Виржини. Героям Си и Гадебуа не хватает деталей, а иранцу Пейману Моаади достался стереотипный и безликий персонаж. Полицейских историй, рассказанных от лица женщин, немного, и «Ночной конвой» не лучшая из них. Фильм портит прямолинейная мораль и недостоверный манипулятивный третий акт. Из безусловных удач химия между Си и атмосфера ночного Парижа.

Премьера в России запланирована на 29 октября 2020 года.

«Еще по одной» — Мадс Миккельсен

Учитель истории Мартин устал от жизни: детей учит без энтузиазма, связь с женой давно потерял, двоих сыновей не интересует. В своем недовольстве он не одинок: его друзья, работающие с ним в одной школе, также находятся не в лучшей форме. Один не высыпается из-за маленьких детей, другой страшно одинок, третий в постоянном поиске пары. Услышав о теории норвежца Финна Скардеруда, согласно которой человеку для успешного функционирования нужно постоянно поддерживать в крови уровень алкоголя в 0,5 промилле, Мартин уговаривает всех на эксперимент. Поначалу глоток водки перед рабочим днем идет на пользу: мужчины начинают добиваться успехов в работе и налаживают отношения с домашними. Однако вскоре игры со спиртным снова заводят героев в экзистенциальный тупик.

Новый фильм датского кинорежиссера Томаса Винтерберга и актера Мадса Миккельсена, чья предыдущая совместная работа — драма «Охота» — претендовала на «Золотой глобус», «Оскара» и «Золотую пальмовую ветвь». В ней Миккельсен играл учителя, жизнь которого разрушили ложные обвинения в педофилии. Очередному педагогу в фильмографии актера повезло чуть больше: он «всего лишь» потерял себя. Так, «Еще по одной» не трагедия, а грустноватое драмеди, в которой Винтерберг говорит не столько о вреде алкоголя, сколько о кризисе среднего возраста и датском менталитете. Пожалуй, одна из самых личных и трогательных работ сооснователя «Догмы-95», снятая им после «заказных» «Вдали от обезумевшей толпы» и «Курска», обещает стать по-настоящему любимым фильмом в России.

Премьера в России запланирована на 12 ноября 2020 года.

«Долина богов» («Воображаемая реальность») — Джош Хартнетт и Джон Малкович

Богатый копирайтер Джон (Джош Хартнетт), не пользующийся компьютером и интернетом, тяжело переживает развод с женой, которая бросила его ради дельтапланериста. Психолог (Джон Рис-Дэвис) предлагает герою справиться с абсурдностью существования, ввязавшись в еще более бессмысленные затеи. Гулять по улицам задом наперед с завязанными глазами и лазить по скалам с привязанными к ногам кастрюлями и сковородками Джону оказывается мало. Затащив в джип антикварный письменный стол, он отправляется в Долину богов в пустыне Юты, чтобы написать роман. Как раз эти земли пытается выкупить у индейцев навахо миллиардер Уэс Таурос (Джон Малкович), переставший разговаривать после гибели дочери и жены в автокатастрофе. Богач хочет добывать там уран, но многие коренные жители против, ведь в камнях, согласно легендам, живут души их предков.

Предельно странная и невнятная лента польского режиссера Леха Маевски, созданная совместными силами продюсеров из Польши, Люксембурга и США, — дикий сплав из легенд навахо, притчевой фантастики и философских идей. Фильм поделен на множество глав, а истории развиваются вперемешку, оставляя если не сюжетные дыры, то значительное место для интерпретации. Так до конца и непонятно, является ли Таурос реальным человеком или героем безумного произведения Джона. Спецэффекты выглядят очень дешево, зато лента впечатляет эффектными локациями и запоминающимися образами. Среди самых диковинных — занимающийся сексом со скалой индеец, неподъемный младенец с уходящей в землю километровой пуповиной, гигантская змея-лимузин, метание роллс-ройса из катапульты, мумифицирование Джона Малковича… Все это действо, украшенное музыкой Яна Качмарека, напоминает «Аризонскую мечту», кино Вима Вендерса и финальную часть «Космической одиссеи» (о кубриковском фильме напоминает не только младенец, но Кир Дуллеа в роли дворецкого богача). Смысл сюрреалистической картины предельно просто: западный мир растерял всякую духовность и чувство меры, за что его ждет расплата.

«Уроки фарси» — Ларс Айдингер

Фильм Вадима Перельмана может похвастаться отличным актерским составом, парадоксальной тональностью и прекрасной атмосферой (далеко не в последнюю очередь благодаря оператору Владиславу Опельянцу). Камерная драма рассказывает об узнике концлагеря Жиле (Науэль Перес Бискаярт), избежавшем гибели благодаря спонтанной лжи о том, что он перс. По счастливой случайности один из офицеров (Ларс Айдингер из «Матильды») как раз хочет выучить фарси, чтобы после окончания войны уехать в Тегеран, где обосновался его сбежавший из Германии брат, и открыть там ресторанчик. На взаимоотношениях двух героев строится большая часть картины. Жиль все больше увязает в ПТСР и вине выжившего, вспыльчивый Кох постепенно смягчается по отношению к вынужденному слушателю и рассказывает ему о непростом детстве и юности.

В фильме хорош юмор. Несмотря на ужасающий антураж и страшные вещи, которые время от времени попадают в кадр, актеры отыгрывают персонажей настолько талантливо, а уроки в кабинете Коха выглядят настолько абсурдно, что это неизбежно вызывает смех. С помощью мелких штрихов создатели добавляют происходящему объема — закрытый мирок немецкого командования с непременными сплетнями и интрижками оживает на глазах, а воздух в бараках пропитывается атмосферой постоянного страха и унижений. Смелость авторов удивляет и очаровывает на протяжении всего хронометража, а концовка фильма (хоть и очевидная, если быть достаточно внимательным) отдается внутри мощнейшим аккордом.

Премьера в России запланирована на 12 ноября 2020 года.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

10 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

11 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

13 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

15 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

17 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

20 часов назад