Мелкого флегматичного пацана родители сплавляют к деду под предлогом того, что им нужно срочно ехать на научную конференцию по вопросам искусственного интеллекта. Деду это только в радость, и он принимается внука пичкать рассказами о тех временах, когда сам был мелким пацаном и вытворял всякое. Как самосвал променял на светлячка, как соседскую девочку краской с ног до головы опрыскал, как угнал чужой мотовелосипед и так далее.
Вы эти рассказы наверняка знаете. Потому что кто вообще не знает «Денискины рассказы»? Кажется, нет на просторах бывшего СССР человека, который бы их не читал. Они публиковались с конца 1950-х по начало 1970-х, расходились огромными тиражами, регулярно переиздавались (и переиздаются), неоднократно экранизировались и достаточно прочно вошли в культурный код. А потом, как водится, пришел Сарик Андреасян и все испоганил.
Справедливости ради Сарик Андреасян – все же симптом, а не причина. Тогда как причина – это воцарившийся в отечественной киноиндустрии тренд на возрождение советских брендов, от «Чебурашки» и «Чука и Гека» до «Летучего корабля» и «Бременских музыкантов». Сарик Андреасян всего лишь вовремя под конъюнктуру подстроился, оперативно запустив в работу сразу несколько проектов, основанных на всеми любимых сюжетах и образах. В том числе игровые полные метры про жителей деревни Простоквашино и про домовенка Кузю. Чтоб нам мало не показалось.
Ну а первым в очереди стал сериал по «Денискиным рассказам». Который доверили поставить не абы кому, а Артемию Драгунскому – потомку самого автора литературного первоисточника Виктора Драгунского. Что, с одной стороны, безусловно, красиво и символично. А с другой стороны, учитывая, что Артемий Драгунский прежде снимал исключительно рекламные ролики, кандидатура эта изначально вызывала сомнения.
Впрочем, какие могут быть сомнения, когда речь заходит о Сарике Андреасяне и его веселой армянской бригаде? Никаких не может быть сомнений. Сразу понятно: будет плохо. Вопрос лишь в том, насколько плохо. Или, вернее, как именно: уморительно плохо (см. «Чикатило», «Жизнь по вызову») или утомительно плохо. К сожалению, «Денискины рассказы» – это второй вариант.
Возможно, все дело в том, что в «Денискиных рассказах» нет ни Дмитрия Нагиева, ни Павла Прилучного, и, соответственно, некому нам на радость потешно кривляться. Вместо них – отвратительно играющие маленькие дети и не менее отвратительно играющие взрослые. Среди последних – откровенно отбывающий номер Александр Пашутин, а также супруга Сарика Андреасяна Лиза Моряк и не менее деревянная бывшая супруга младшего Роднянского Янина Студилина.
Или же дело в том, что в «Денискиных рассказах» почти нет собственно «Денискиных рассказов». Нет, серьезно. На каждый эпизод приходится ровно по одному произведению Виктора Драгунского, перенесенному на экран чуть ли не побуквенно, что занимает где-то в лучшем случае треть от двадцатиминутного хронометража. А то и четверть. То есть от пяти до семи минут.
Конечно, следует сделать скидку на то, что рассказы Драгунского сами по себе достаточно короткие. И чтобы под формат сериала их приспособить – даже такой вроде бы компактный, надо постараться. А стараться, как известно, в бригаде Сарика Андреасяна считается дурным тоном.
Поэтому сценаристы Гайк Асатрян и Ерзия Ертлес придумали собственные сюжеты, да столь увлекательные, что в милом сердцу Андреасяна СССР им бы наверняка нашлось применение в карательной психиатрии. В качестве дополнительной меры подавления антиобщественных наклонностей в сочетании с ударными дозами транквилизаторов. И уже в эти сюжеты вложили оригинальные истории Драгунского.
К примеру, дед (Пашутин) с внуком идут на выставку кукол, и внук там крадет куклу, но его злодеяние тут же разоблачают. И дед как бы в продолжение темы вспоминает, как однажды манную кашу в окно втихаря выбросил. После чего нам долго и нудно объясняют, в чем же тут мораль. В данном случае закадровый монолог заканчивается такими словами: «Даже в самых благих целях нельзя делать то, что будет стыдно рассказать маме, папе или бабушке».
Жаль, что Сарику Андреасяну и прочим сопричастным нисколько не стыдно за то, что они сделали с любимыми многими поколениями «Денискиными рассказами». А именно – конвертировали их в оскорбительно примитивную халтуру, преисполненную приторно-жизнерадостного идиотизма. С другой стороны, если бы Сарику Андреасяну было в принципе ведомо такое понятие, как стыд, он никогда не стал бы таким плодовитым и, к сожалению, востребованным продюсером. Из чего напрашивается уже другая мораль, но она слишком очевидная и грустная, чтобы ее озвучивать.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…