Медиацентр МХТ имени А.П. Чехова / Александра Торгушникова
В фантастических повестях братьев Стругацких «слишком человеческое» постоянно сталкивается с особенностями дивного нового мира. Потому-то и кажется, что хорошо изобразить на сцене картину будущего – задача не из легких. Но если правильно объединить минимализм и футуризм, получится нечто исключительное. Как, например, в спектакле «Далекая Радуга» в МХТ имени Чехова.
Адаптацией фантастических текстов в МХТ занимается Андрей Гончаров: именно он превратил «Чрево» Евгения Замятина в крестьянский триллер и оживил «Бесконечную историю» в Московском ТЮЗе. Теперь же настала очередь Аркадия и Бориса Стругацких, чье видение будущего отличается особенной, весьма тревожной атмосферой, но все-таки дает надежду на спасение человечества.
«Далекая Радуга» – история о новой планете, которую люди открыли для жизни, когда ресурсы Земли истратили, а экологию окончательно испортили. Радуга – место надежды, где заново вырастили апельсины (недаром о них постоянно твердят герои), где удается делать в прямом смысле радужное вино, где ученые ежедневно ставят опыты. Чтобы нащупать впереди светлое будущее, конечно же. Оттого все ходят в белом, с похожими прическами, причем у каждого – своя задача и собственный смысл пребывания на чужой планете.
Но играть с физическими законами – дело опасное. Так что в один ужасный день эксперимент заканчивается крахом: Радугу вот-вот накроет гигантская энергетическая Волна, способная уничтожить все живое. Спастись смогут не все. Зато каждый покажет себя во всей красе: один – трус, другой – паникер, третий – отрешенный миролюбец. Ничто так не обнажает суть человека, как нечеловеческие испытания: эта мысль плавно вырастает из одинаковых одежд и туманных разговоров о неведомом землянам устройстве Радуги.
Лаконично оформленное Сергеем Илларионовым пространство представляет собой мир, в котором умещается множество смыслов с минимумом деталей. Вот жилище ученого Роберта Склярова и его возлюбленной Тани: пустота и тишина, заполняемые необходимой геометрией и красочным пересказом пророческого сна. А вот кабинет директора Матвея Сергеевича, где есть место только для идей и людей. Атмосферу внеземной жизни поддерживает все пространство от потолка до пола: прямые линии, минимум цветов и пара устройств для связи.
При этом события «Далекой Радуги» разворачиваются в двух плоскостях – на сцене и черно-белом экране над ней. Но пока герои живут и взаимодействуют, экран пустует, словно намекая на близость страшного будущего. В некоторых эпизодах черно-белое изображение частично повторяет реальную картину, создавая гнетущее предчувствие беды. И эта тревога постепенно разрастается, заставляя переживать за людей из другого времени, которых мы никогда не встретим.
Тревога незримо присутствует в каждом диалоге, надвигающийся ужас бликует в каждой идеально гладкой поверхности, а люди из последних сил творят безрассудства в надежде на спасение. Евгения, жена директора, хитрит, чтобы остаться с сыном. Роберт во имя любви к Тане предает ее, чтобы спасти… Безумная любовь и безумный страх заполняют собой все пространство: вот как выглядит эта «волна» на Радуге.
Но больше, чем пространство и свет, больше, чем гудящий звук будущего и освещение ярких контрастных цветов, за создание атмосферы отвечает актерский состав. Даниил Стеклов и Мария Карпова играют любящую пару, чьи отношения делают рывок с вершины в пропасть, а Павел Ворожцов исполняет роль невозмутимого директора, который уже принял все возможные в этой жизни решения. И не нужны странные приборы, специальные костюмы или фантастические звездолеты, чтобы передать чувства людей, которые вдруг осознали: космос никогда не станет домом.
Ближайший показ спектакля «Далекая Радуга» состоится 22 апреля на Малой сцене МХТ имени Чехова.
Сегодня 50 лет исполняется Педро Паскалю – актеру, чья латиноамериканская харизма способна растопить заледеневшие сердца самых серьезных критиков. Прославившись благодаря…
1 апреля в столице начал работу Международный кинорынок и форум «Российский кинобизнес». Он проходит на территории киноконцерна «Мосфильм» и традиционно…
В возрасте 65 лет скончался актер Вэл Килмер. О его смерти сообщило издание The New York Times со ссылкой на…
В российский прокат выходит костюмированная драма Джанлуки Йодиче «Падение короны». Итальянец скрупулезно – по дневникам королевского камердинера – восстанавливает последние…
В столице открылся рынок и кинофорум «Российский кинобизнес». Темой первой сессии деловой программы стало репертуарное планирование и закупочная политика в…
Академия кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова объявила об открытии новой приёмной кампании на 2025-2026 учебный год по программам дополнительного…