Рецензии

«Далекая Радуга»: Земные отношения в неземных обстоятельствах

В фантастических повестях братьев Стругацких «слишком человеческое» постоянно сталкивается с особенностями дивного нового мира. Потому-то и кажется, что хорошо изобразить на сцене картину будущего – задача не из легких. Но если правильно объединить минимализм и футуризм, получится нечто исключительное. Как, например, в спектакле «Далекая Радуга» в МХТ имени Чехова.

Адаптацией фантастических текстов в МХТ занимается Андрей Гончаров: именно он превратил «Чрево» Евгения Замятина в крестьянский триллер и оживил «Бесконечную историю» в Московском ТЮЗе. Теперь же настала очередь Аркадия и Бориса Стругацких, чье видение будущего отличается особенной, весьма тревожной атмосферой, но все-таки дает надежду на спасение человечества.

Медиацентр МХТ имени А.П. Чехова / Александра Торгушникова

«Далекая Радуга» – история о новой планете, которую люди открыли для жизни, когда ресурсы Земли истратили, а экологию окончательно испортили. Радуга – место надежды, где заново вырастили апельсины (недаром о них постоянно твердят герои), где удается делать в прямом смысле радужное вино, где ученые ежедневно ставят опыты. Чтобы нащупать впереди светлое будущее, конечно же. Оттого все ходят в белом, с похожими прическами, причем у каждого – своя задача и собственный смысл пребывания на чужой планете.

Но играть с физическими законами – дело опасное. Так что в один ужасный день эксперимент заканчивается крахом: Радугу вот-вот накроет гигантская энергетическая Волна, способная уничтожить все живое. Спастись смогут не все. Зато каждый покажет себя во всей красе: один – трус, другой – паникер, третий – отрешенный миролюбец. Ничто так не обнажает суть человека, как нечеловеческие испытания: эта мысль плавно вырастает из одинаковых одежд и туманных разговоров о неведомом землянам устройстве Радуги.

Медиацентр МХТ имени А.П. Чехова / Александра Торгушникова

Лаконично оформленное Сергеем Илларионовым пространство представляет собой мир, в котором умещается множество смыслов с минимумом деталей. Вот жилище ученого Роберта Склярова и его возлюбленной Тани: пустота и тишина, заполняемые необходимой геометрией и красочным пересказом пророческого сна. А вот кабинет директора Матвея Сергеевича, где есть место только для идей и людей. Атмосферу внеземной жизни поддерживает все пространство от потолка до пола: прямые линии, минимум цветов и пара устройств для связи.

При этом события «Далекой Радуги» разворачиваются в двух плоскостях – на сцене и черно-белом экране над ней. Но пока герои живут и взаимодействуют, экран пустует, словно намекая на близость страшного будущего. В некоторых эпизодах черно-белое изображение частично повторяет реальную картину, создавая гнетущее предчувствие беды. И эта тревога постепенно разрастается, заставляя переживать за людей из другого времени, которых мы никогда не встретим.

Медиацентр МХТ имени А.П. Чехова / Александра Торгушникова

Тревога незримо присутствует в каждом диалоге, надвигающийся ужас бликует в каждой идеально гладкой поверхности, а люди из последних сил творят безрассудства в надежде на спасение. Евгения, жена директора, хитрит, чтобы остаться с сыном. Роберт во имя любви к Тане предает ее, чтобы спасти… Безумная любовь и безумный страх заполняют собой все пространство: вот как выглядит эта «волна» на Радуге.

Но больше, чем пространство и свет, больше, чем гудящий звук будущего и освещение ярких контрастных цветов, за создание атмосферы отвечает актерский состав. Даниил Стеклов и Мария Карпова играют любящую пару, чьи отношения делают рывок с вершины в пропасть, а Павел Ворожцов исполняет роль невозмутимого директора, который уже принял все возможные в этой жизни решения. И не нужны странные приборы, специальные костюмы или фантастические звездолеты, чтобы передать чувства людей, которые вдруг осознали: космос никогда не станет домом.

Ближайший показ спектакля «Далекая Радуга» состоится 22 апреля на Малой сцене МХТ имени Чехова.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Грешники»: Вампирская южная готика в ритме блюза

За окном 1932-й. Близнецы Смок и Стэк, сменившие окопы Первой мировой на темные делишки в Чикаго, возвращаются в родной городок…

10 часов назад

В России прошел Фестиваль китайского кино

С 13 по 17 мая в крупнейших городах России прошли специальные показы Фестиваля китайского кино, организованного «Роскино» совместно с Китайским…

14 часов назад

«Двадцать дней без войны»: Великая боль и великое утешение

Ко Дню Великой Победы Марина Брусникина представила в МХТ имени Чехова спектакль «Двадцать дней без войны». Знаменитый киносценарий Константина Симонова…

17 часов назад

В ДНР завершились съемки фильма «Друзья» о возрождении Мариуполя

Студенты режиссерской и продюсерской мастерских Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова Мария Андреева и Артем Иванов посетили Донбасс в…

1 день назад

Новый сезон «Любовь. Смерть. Роботы»: Триумф эстетики над логикой

На протяжении трех сезонов альманаха «Любовь. Смерть. Роботы» Дэвиду Финчеру и Тиму Миллеру на удивление удавалось оставаться последовательными. Первые эпизоды…

1 день назад

В Театре Маяковского премьера – «Дядя Ваня»

Сегодня на Малой сцене Театра Маяковского впервые за всю его столетнюю историю представят спектакль «Дядя Ваня» по одноименной пьесе Антона…

2 дня назад