Яркой Айко (Лаура Турсунканова) около 30 лет, она живет в Москве и работает гримером в киноиндустрии. Вдруг умирает ее отец, в отношениях с которым давно сожжены все мосты. Но девушка все равно летит хоронить родителя, что, по всей видимости, в детстве ее сильно обидел. И вот она оказывается в маленьком поселке близ Алматы в окружении большой семьи. Семьи, которая «москвичку» своей уже не считает, но считает своим долгом укорить ее в том да сем. Еще и всячески защищая честь почившего и его последнюю жену, безропотную Венеру (Самал Еслямова), что старше Айко всего на 5 лет. Но та не сдается и даже решает задержаться на малой родине.
В последние годы на поле экспериментов российского кинематографа всходят прекрасные цветы – крепкие полнометражные дебюты женщин-режиссеров. Ярко засияли, например, «Каникулы» Анны Кузнецовой, «Королевство» Татьяны Рахмановой и «Чистый лист» Полины Кондратьевой. А сейчас на больших экранах можно увидеть и другую женскую работу, которая в прошлом году удачно прокатилась по фестивалям от Геленджика до Пусана. Написала и сняла ленту под суровым названием «Папа умер в субботу» Зака Абдрахманова, прежде известная как документалист и соавтор сериала «Пингвины моей мамы» Наталии Мещаниновой. А помог ей в этом не кто иной, как Борис Хлебников, учитель Заки и креативный продюсер ее дебюта.
Новички частенько грешат тем, что заходят в полнометражное кино с сугубо личных позиций. Это совсем не плохо, но за рассказом о собственных радостях и горестях может потеряться сюжетная нить, необходимая постороннему наблюдателю. На первый и не слишком внимательный взгляд, «первенец» Абдрахмановой идет по той же дорожке – как признается постановщица, картина во многом основана на ее личном опыте и воспоминаниях о взрослении в Казахстане. Но, к счастью, в заунывный автобиографизм и персональный сеанс психотерапии фильм не скатывается. Напротив: создает знакомое ощущение курьезных встреч с семьей, особенно той ее частью, которую видишь в лучшем случае раз в год. А то и вовсе знаешь только по фотографиям в альбоме.
При этом документальный бэкграунд Абдрахмановой очевидно идет «Папе…» к лицу – деревенский быт и дворовой уклад выглядят максимально аутентично. Во время просмотра невольно забываешь, что сидишь в кинотеатре, а не раздаешь с прочими героинями на морозе поминальные лепешки. И хотя в кадре – преимущественно Казахстан, а местные традиции разнятся с теми, к которым привыкло большинство из нас, ситуации и персонажи, умело скроенные дебютанткой, кажутся до боли знакомыми. Неважно, откуда вы родом и в какой семье росли, большой или маленькой, – каждый сможет найти для себя то, от чего захочется с улыбкой закричать «было такое!». Например, бубнеж надоедливой тетки, косящейся на соседей, или нелепые встречи с бывшими одноклассниками.
Даже к городской пташке Айко, из-за светлых волос еще больше кажущейся белой вороной в темной обстановке покинутого гнезда, относишься с пониманием. Да, она дерзка и цинична, а в какие-то моменты перегибает палку, больно укалывая родственников своим острым языком. Но все это легко объясняется ее смятением от пребывания в доме, что стал неродным. Через колоритную героиню или, как она сама себя называет, супергероиню Абдрахманова напоминает скучным и серьезным дядям с тетями об уязвимости взрослого. Который в травматичной для него среде может нередко вести себя как дитя – капризничать, разбрасывать вещи и кричать.
Увы, на капризы и душевные метания Айко находятся весомые причины. Ведь тревожным лейтмотивом через повествование проходят размышления о том, каково жить жертвам и очевидцам домашнего насилия. Равно как и невинным женщинам, отверженным собственной семьей лишь за то, что осмелились сказать правду. Тематика эта не нова ни для кинематографа в целом, ни для российской фестивальной сцены в частности, поэтому раскрытие тайны отношений Айко и ее покойного отца практически не удивляет. Но Абдрахманова не превращает рассказ об униженных и оскорбленных в банальную социальную рекламу, не жалея для своего дебюта неожиданных граней.
А удивляет и радует «Папа…» тем, что при всей тяжести поднятых проблем не скупится на юмор. «Я по природе человек драматизирующий, но дебютное кино мне хотелось снять без надрыва, зрительское, забавное», – делилась постановщица. И, надо признать, это у нее получилось. Диапазон анекдотичных ситуаций поражает: шутят тут и про «Дневник памяти», девчачью классику с Райаном Гослингом, и про болезненные разводы. И даже про традиции казахского народа – мол, праздники и поминки они устраивают для того, чтобы мясо и мучное «похавать». Сдается, что смехотворных – в наилучшем смысле слова – моментов в фильме даже больше, чем слезоточивых. От этого воспринимать непростые материи и раны, вскрытые Абдрахмановой, становится чуточку (если не сильно) проще. И свет в конце этого субботнего тоннеля кажется все ближе и ближе.
Но контрастность ленты не ограничивается жанровой спецификой – она в целом грамотно обыгрывает борьбу разных поколений и противоположностей. Будь то привычные дихотомии вроде молодые vs старые и город vs деревня или же противоборства менее очевидные – традиционность и мнительность против свободолюбия и открытости. Где мнение меньшинства выражает все та же Айко, бросающая супергеройские способности на отстаивание своей позиции. «У нас так принято», – усмиряет бунтарку ее консервативная тетя Амина (Данагуль Темирсултанова), самый комичный и при этом самый бесчестный персонаж. Или по крайней мере пытается усмирить, приписывая ей вину за то, что та якобы неправильно скорбит по отцу. И вообще не так живет.
Героини Абдрахмановой не могут до конца понять и простить друг друга. Приближаться к искуплению тоже никто не спешит. Однако «Папа умер в субботу» не считает решением всех проблем расход в разные стороны. И пусть никаких «давайте жить дружно» здесь не проговаривают, надежд на скорое примирение – с семьей и самими собой – никто не отменял.
Да, мы разные, и каждый из нас скорбит по-своему – молчаливо, громко, истерично или же в таинстве молитвы. Любовь мы тоже выражаем по-разному, но это, конечно, не означает, что надо сбежать от других и забыться. Вот почему лента так вдохновляюще дышит светом: постановщица настежь открывает окна, призывая к пониманию и ободряя в финале, за что и хочется от всего сердца сказать ей рақмет.
О, великий и ужасный интернет! Вот уже 24 года ты являешься нашей отдушиной по любому возможному и невозможному поводу, а…
Итак, вы «бежевая мама». То есть вы почему-то считаете, что вас и вашего ребенка должны окружать исключительно спокойные, сдержанные цвета…
18 мая на сцене «Под крышей» Театра Моссовета состоится премьера спектакля «Нашествие» по одноименной пьесе Леонида Леонова. Это произведение считается…
Яна (Алина Ходжеванова) живет в северном приморском городке, откуда много лет назад навсегда отбыл ее отец-моряк. От пропавшего без вести…
120 лет назад в небольшом городе Гранд-Айленд в штате Небраска родился двукратный оскароносец, отец-основатель влиятельной актерской династии и выдающийся артист…
Первый канал запустил в производство многосерийный телепроект о событиях на Донбассе. Идея создания «10 историй о любви и смерти» принадлежит…