Бенедикта Камбербэтча можно любить за многое. Как минимум актер вернул популярность произведениям Артура Конан Дойла – в момент выхода первого сезона «Шерлока» продажи классики выросли на 180%. Вообще британец вытащил из забытья многих героев – на его счету минимум два десятка исторических фигур. Однако любим мы его не только за запоминающуюся внешность и безграничный талант, но и за истинно английский юмор, который находит свое проявление в любых, даже самых трагедийных историях, в которых задействован актер. Вспоминаем случаи, когда шутки, прозвучавшие из уст звезды, добавляли немало очков и его персонажам.
Разумеется, большую роль в умении произвести нужное впечатление играет комический дар самого Бенедикта. Камбербэтчу, подобно профессиональному стэндап-комику, часто приходится отшучиваться и в реальной жизни. И это неудивительно, учитывая то, сколько раз он высказывался про собственную внешность («Мое лицо – смесь выдры и чего-то, что люди называют неуловимо привлекательным») и труднопроизносимую фамилию («звучит так, как будто кто-то пукнул в ванной»).
Впрочем, делает он это не из-под палки – стоит только вспомнить многочисленные фотобомбы на различных церемониях и его яркие выступления на ток-шоу. Бенедикт легко отбрасывает любые предубеждения. Флер вышколенности тоже исчезает, как по волшебству: Камбербэтч способен прыгнуть на гигантского плюшевого медведя в студии Грэма Нортона, сыграть в «Операцию» с Элен ДеДженерес, там же выругаться от испуга при виде «Железного человека» и исполнить на камеру песенку про то, что он «хрупкий маленький чайник».
Кроме того, Камбербэтч участвовал в нескольких скетч-шоу, в начале карьеры озвучивал «Симпсонов», снялся в довольно отвязном, хоть и по-британски сдержанном сериале про секс «Немного за сорок»… Да и сейчас звезда активно включается в любые телевизионные активности и совсем не прочь, как и другая британская звезда, Том Хиддлстон, спародировать парочку-другую селебрити. В общем, анамнез приличный.
Как и любой англичанин, Бенедикт часто использует dry humor – когда несусветные глупости произносятся с максимально серьезным выражением лица. Это фишку он довел до совершенства в «Шерлоке» (2010-2017), где его герой частенько никак не может взять в толк, отчего окружающие буквально покатываются от хохота. Подобное используется и в «Докторе Стрэндже» (2016), где трагическое содержание обыгрывается в парадоксально комической форме. Герой Камбербэтча – талантливый хирург, по собственной глупости лишившийся своего дара, – проходит череду невероятных и часто нелепых приключений, которые быстро сбивают с него спесь и надменность.
И если Стефан Стрэндж не понимает и не принимает происходящее, то сам актер играет персонажа на грани, грозя вот-вот сломать четвертую стену: он-то в курсе, что его герой находится в кинокомиксе, где большая часть штампов до боли предсказуема. В «Рагнареке» (2017) этот градус шутовского безумия лишь усиливается, а от сиквела «Доктора Стрэнджа», где обещают схлестнуться мультивселенные, уже сейчас исходит какой-то запредельный вайб абсурда.
В «Патрике Мелроузе» (2018), где герой с покореженной психикой тоже сталкивается с регулярными ударами судьбы, юмор становится еще более резким. Суицидально-болезненные, циничные реплики, конечно, исходят в первую очередь от автора романа и сценария Эдварда Обина, пережившего не одну детскую травму, но чтобы их достоверно проговорить, их нужно как минимум прочувствовать. Впрочем, вдоволь отыгрываются в «Патрике» и другие – в сатирически подсвеченных беседах высшего света звучит сам дух Туманного Альбиона: «Это же вечеринка, ты не должен получать от нее удовольствие».
Надлома хватает и в других героях Бенедикта, имеющих реальные прототипы. И юмор в таких ситуациях выдает скорее слаженную работу защитных механизмов, чем попытку прослыть самым веселым парнем в комнате. В «Игре в имитацию» (2014) Алан Тьюринг выдает усталые остроты в адрес коллег. В «Хокинге» (2005) герой отпускает шутки назло другим и судьбе-злодейке.
А вот антагонист, сыгранный Бенедиктом во втором «Стартреке» (2013), сходу давал понять, что шутки кончились, и теперь все серьезно. И тогда в дело шел физический юмор, благо изолированных и не сильно социализированных героев в этой серии франшизы было больше одного.
Где-то Камбербэтч справлялся за счет одного голоса. Если говорить об анимации, на ум приходит агент-профессионал Волк в «Пингвинах Мадагаскара» (2014) и Гринч в анимационном ремейке популярной детской книжки (2018).
Но наиболее узнаваемыми все равно остаются Смауг из трилогии про Хоббита (2012-2014), закадровые видео с которой разошлись по всему интернету, и Сатана из «Благих знамений» (2019). В последнем он появился буквально на несколько секунд, но все равно украл шоу. Примерно то же случилось и с сиквелом «Образцового самца» (2016) – если фильм быстро забылся, то кадр с Бенедиктом в длинном парике еще долго будоражил соцсети.
Особняком в этом перечне стоит трагикомедия «Третья звезда» (2010), которая рассказывает о смертельно больном молодом человеке, отправляющемся в свое последнее путешествие. Несмотря на то, что сам жанр некоторым может показаться тяжелым и где-то даже вымученным, в финале эта картина оставляет зрителя с умиротворенной улыбкой и слезами на глазах.
В ближайшем будущем мы увидим Бенедикта Камбербэтча не только в киновселенной Marvel, где его герой уже не сможет закрыться в своем мирке, игнорируя все вокруг, но и в исторической драме «Кошачьи миры Луиса Уэйна». Это история об английском художнике, который прославился многочисленными изображениями кошек. В общем, мягкая эксцентрика публике гарантирована.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…