В условно современном Петербурге Родион Раскольников (Иван Янковский) ночами подворовывает в гипермаркетах и ведет беседы под винишко с симулякром Тайлера Дердена в исполнении Роберта Дауни – младшего (Борис Хвошнянский). Между тем в Томске в роскошной усадьбе Марфы Петровны (Юлия Снигирь) тоже все не слава богу. В бассейне плавают мертвые тела и голый Лужин (Никита Тарасов), все предаются разврату, плетут интриги и тоже ведут беседы с симулякром Тайлера Дердена. Предположительно, тем же самым. В перерывах раскуривая кальян и распивая апероль, который разносят услужливые призраки.
В общем, как уже можно понять, сериал «Преступление и наказание» имеет примерно такое же отношение к «Преступлению и наказанию» Ф.М. Достоевского, как фильм «Даун Хаус» к «Идиоту» того же Ф.М. Достоевского. Это в лучшем случае. Или как, не к столу будет сказано, «Брат 3» к дилогии Алексея Балабанова. То есть речь идет ни в коем случае не об экранизации, как было заявлено, а скорее об очень вольной фантазии по мотивам. Причем не по мотивам одноименного романа. А просто по каким-то мотивам, известным лишь авторам сериала. Да и то, как видно, не вполне.
Один из них, режиссер Владимир Мирзоев, представляя первые эпизоды в кинотеатре «Октябрь», на вопрос, зачем нужно еще одно «Преступление и наказание» (вопрос этот, что характерно, он сам же себе и задал), ничего вразумительного ответить не смог. Лишь произнес что-то пространное и многозначительное про уменьшение энтропии и концепцию воскресения. Однако будь он чуть более смел и честен перед собой и зрителями, то ответ, думается, звучал бы так: повыделываться. И в том не было бы ровным счетом ничего предосудительного. В самом деле, кому не охота иногда повыделываться?
По крайней мере, это действительно многое могло бы объяснить. Чего уж там, это могло бы объяснить вообще все. Включая фотопортрет Даниила Хармса и уродливый памятник Александру Блоку в кадре, завывания Леонида Федорова в саундтреке и симулякр Тайлера Дердена на позиции главного злодея. Сам-то Федор Михайлович не додумался главного злодея придумать. Психологии какой-то понавертел. А Мирзоев вот додумался, какой молодец. И не нужно никакой психологии: Родион Раскольников убил старушку, потому что ему воображаемый Роберт Дауни – младший нашептал. И Свидригайлов ровно поэтому же такой негодяй. Роберт Дауни – младший у него в голове живет.
Таким образом, содержание великого романа в интерпретации граждан Мирзоевых (кем бы они друг другу ни приходились) сводится, по сути, к ремейку «Бойцовского клуба», частично помещенному в антураж типовой российской драмы о нравах неприлично богатых людей в духе «Содержанок». И обрамленному сюрреалистическими финтифлюшками в духе вышеупомянутого «Брата 3» (танцы Ивана Янковского голышом на столе, какой-то качок с маской в виде свиной головы и так далее).
Иными словами, содержание предельно упрощено, зато форма пропорционально усложнена. Кэмп чистой воды: триумф эстетики, манерности и эпатажа над здравым смыслом. Что, с одной стороны, объективно возмутительно. А с другой стороны, не может не завораживать. Так и хочется поскорее выяснить, какую еще мерзость, способную любую учительницу литературы довести до инфаркта, вроде сцены страстного поцелуя Марфы Петровны и Авдотьи Романовны (ага), преподнесут нам в следующем эпизоде. Чтобы сразу, конечно же, заклеймить всех причастных позором, подвергнув заслуженному остракизму.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…