Журнал

Космос в российской анимации

Отечественное кино про космос – самобытный жанр со своими вершинами, рекордами и уникальными работами. А внутри этого жанра существует другой – более камерный, но ничуть не менее потрясающий – космическая анимация. Она менялась вместе со страной и одновременно меняла наши представления о том, на что способна магия искусства и мощь человеческого воображения. День космонавтики – прекрасный повод ее исследовать.

Первый советский мультфильм вообще и первый советский мультфильм о космосе в частности появились почти одновременно – в 1924-м. «Советские игрушки» Дзиги Вертова оказались диким экспериментом про классовую борьбу, а «Межпланетная революция» Николая Ходатаева, Зенона Комиссаренко и Юрия Меркулова увела эту тему в область фантастики, спародировав «Аэлиту» Якова Протазанова (картина изначально задумывалась как анимационная вставка к ней).

Вступительный титр сулит «Сказ о том, как красный воин Коминтернов за буржуями летал и на Марсе на планете всех буржуев разогнал». Красноармейцы побеждают роботов, стреляющих молниями, а выглядит это как психоделический агитплакат с отсылками к Жоржу Мельесу и портретом Ленина.

После «Революции» о космосе в советском кино позабыли на десятилетие – до 1935-го, когда вышел «Космический рейс» Василия Журавлева про путешествие на Луну. В анимацию же космос вернулся и вовсе только в 1953-м. В оммаже «Рейсу» – «Полете на Луну» сестер Брумберг – пионер Коля проникает на борт ракеты и отправляется на поиски пропавшего летного судна.

«Межпланетная революция» (1924)

Кадры звездной бесконечности сопровождает вальс Петра Чайковского, профессор читает лекцию про гравитацию Луны, а сама она олицетворяет грезы мальчишек всего мира, разглядывающих ее в телескоп. При этом все вполне реалистично: без «лунатиков», но с узнаваемыми видами Москвы.

А вот «Мурзилка на спутнике» (1960) Евгения Райковского и Бориса Степанцева шагнул уже в сферу фантастики. Корреспондент объясняет школьнику, как люди пытались покорить космос, и лишь запуск в СССР первого искусственного спутника Земли в 1957-м позволил дотянуться до звезд. Интересны футуристический сеттинг – на дворе 2060-й, секретарей заменили роботы – и утопический контекст.

Во Вселенной воцарились мир и дружба, однако в реальности СССР и США вели космическую гонку, которая вскоре увенчалась триумфальным полетом Юрия Гагарина. В 1965 году Алексей Леонов вышел в открытый космос, а в 1966-м братья из «Главного Звездного» Романа Давыдова пустились в странствия во времени, дабы найти важнейшего из астронавтов (главными оказываются все, кто когда-либо изучал космос).

Заносит их и в будущее, где над городами парят тарелки, а красавцы в голубых трико возвращаются после вояжа на звезду Сириус. Мы видим кадры оттуда, а также пришельца – фиолетового бородатого кентавра. Такие чудеса в анимации СССР были в диковинку. Но скоро они расцвели.

***

«Фаэтон – сын солнца»

В 1972-м Василий Ливанов, в ту пору вовсю озвучивавший крокодила Гену, Карлсона и Бармалея, приобщился к анимации как режиссер, сняв фильм-гипотезу «Фаэтон – сын солнца». Он предположил, что между Марсом и Юпитером могла существовать планета Фаэтон, сгоревшая, словно мифологический сын Гелиоса, не справившийся с солнечной колесницей. В этом наборе зарисовок экспедиция исследует пояс астероидов, возможных осколков погибшей планеты, а светящиеся фаэтоняне посещают первобытную Землю.

Помимо изображения иноземных гостей, «Сын солнца» проводит важную мысль о том, что Фаэтон погиб не от войны: ведь даже на Земле «люди сумели предотвратить безумие уничтожения». Прекрасная идиллия в год, когда США устроили Вьетнаму «рождественские бомбардировки», а солдаты расстреляли демонстрантов «кровавым воскресеньем» в ирландском Лондондерри.

Космос в анимации 1970-х принимал разные очертания. Федор Хитрук в «Дарю тебе звезду» (1974) бросил на него ироничный взгляд со стороны мужчины и женщины: первый разглагольствует о бесконечности, а вторую даже на спутнике ждет немытая кастрюля.

«Контакт» (1978)

Гарри Бардин (1975) плеснул наивного абсурда в «Достать до неба», где мальчик находит упавшую звезду, считает, что небо сломалось, и старается его починить. Спасает ситуацию астронавт, прикручивающий звездочку на место.

«Загадочная планета» (1974) Бориса Ардова вообще оказалась мюзиклом, где робот Федя освободил мирных чудиков от гнета темного мага – необычного в космосе злодея. В «Зеркале времени» (1976) Владимира Тарасова отец рассказывает сыну про силу фантазии, ссылаясь на Марка Твена с Гербертом Уэллсом, а космический телескоп показывает им прошлое далеких планет.

В вихре психоделических кадров мелькает в том числе желтая субмарина, вдохновившая того же Тарасова насыпать пестрых цветов в «Контакт» (1978). Он представил, как бы выглядела встреча субъекта, похожего на Джона Леннона, с пришельцем, впитывающим звуки и образы Земли. Сперва субъект ударился в бегство, но все же они нашли общий язык, пытаясь воспроизвести мелодию из «Крестного отца». В целом до 1980-х в космической мультипликации СССР торжествовало взаимопонимание между разными поколениями, видами и цивилизациями.

«Зеркало времени» (1976)

Однако с «Возвращения» (1980), снятого все тем же Тарасовым, которого, как и на «Зеркале времени», консультировал Алексей Леонов, крепнут беспокойные ноты. Космонавт летит на Землю с Юпитера и не может выйти из цикла восстановительного сна: его атакуют пугающие образы под звуковую какофонию, но полет над родным домом помогает пробудиться. Тот же мотив холодного межзвездного одиночества годом раньше до костей пробирал в «Чужом» Ридли Скотта.

Ну а годом позже он воскрес в «Космических пришельцах» (1981) Алексея Соловьева по сценарию Аркадия Стругацкого, где ученые исследовали инопланетные черные шары, но были похищены ими и подвергнуты опытам. А люди с иной планеты когда-то истребили друг друга, оставив лишь роботов (в поэтичном «Фаэтоне» подобная перспектива казалась немыслимой).

Аналогичный расклад повторится в жуткой экранизации Назима Туляходжаева рассказа Рэя Брэдбери «Будет ласковый дождь» (1984): робот, чьи хозяева обратились в пепел, механически выполняет прежние функции, что производит опустошающий эффект. Действие, кстати, происходит в недалеком уже 2026-м. Надеемся, это не станет мрачным пророчеством, благо финал «Космических пришельцев» признает все-таки гуманность человеческого разума. Хотя пришельцев там разок называют пиратами.

«Возвращение» (1980)

Пиратская тема не заглохла, но с невиданной силой вспыхнула в «Тайне третьей планеты» (1982). И если 1980-е – золотое десятилетие космической анимации СССР, то фантастика Романа Качанова по повести Кира Булычева – его редчайший самородок.

На фоне двух крайностей – мультфильмов слишком детских либо чересчур хмурых – «Тайна» выглядела идеальным приключением для всех возрастов. Колоритные герои, опасные злодеи, загадки, твисты и невероятные миры, над которыми колдовали 22 художника, – ингредиенты хита, который принес авторам Государственную премию. Вспышкой сверхновой блеснул он в 2024-м, вернув на экраны Алису, Глота и Весельчака У в блокбастере Александра Андрющенко «Сто лет тому вперед».

Булычева еще не раз экранизировали в 1980-х. «Два билета в Индию» (1985) получились у того же Качанова максимально безобидными: инопланетный ученый летит на симпозиум по охране животных галактики и застревает на Земле в облике говорящего тигра, а помогают ему смышленые пионеры.

***

«Перевал» (1988)

Еще одна работа Владимира Тарасова – триллер «Перевал» (1988) – представила неизвестную планету, где застрял экипаж корабля, уже угрюмой и безотрадной, населенной монстрами, от которых кое-как отбиваются выжившие. Сумрачные тона преобладают и в визуале, как и в других лентах про связь с внеземными цивилизациями, где хиппарский оптимизм «Контакта» вытеснила паранойя. Во «Встрече» (1984) Михаила Титова инопланетяне наблюдают за нами из космоса и притворяются одними из нас на Земле.

В 1989 году гости прибывают в «Упущенной галактике» Анатолия Солина и Инны Пшеничной и «Миссии пришельцев» Геннадия Тищенко, но намерения познакомиться с землянами разбиваются об ограниченность последних. В ярких красках выдержан разве что «Контракт» (1985), хотя его ирония горька: робот и колонист бросают вызов корпорациям и оказываются в изоляции (камбэк антикапиталистических мотивов 1920-х).

Даже в комичном вроде бы 14-м выпуске «Ну, погоди!» о похождениях Волка в Доме юного техника драматичный контекст. Болтаться в невесомости в муляже ракеты, конечно, весело, но за бортом поджидает Заяц-робот: обезумевший искусственный интеллект это поистине страшно.

«Ну, погоди!»

На многих мультфильмах отпечаталось и гнетущее ощущение ядерной угрозы. От упомянутого уже «Ласкового дождя» до «Здесь могут водиться тигры» (1989) Владимира Самсонова вновь по Брэдбери: авантюрист, называющий оружие «несравненной бомбочкой», хочет пробурить неизведанную планету, но та дает отпор. Как и в «Уроке» (1987) Роберта Саакянца, где вандалы принимают облик уничтоженных ими объектов.

Утечка радиации вынудила героев «Перевала» покинуть корабль. В «Планете 888» (1985) Владимира Маиляна космонавты восстанавливают жизнь в мире, чьих обитателей стер в порошок ядерный взрыв. В «Ветре» (1988) того же Саакянца космоса нет, зато есть абсурдная, но красноречивая демонстрация последствий заражения.

Апокалиптические мотивы доминировали в «Возвращении со звезд» (1982) Александра Татарского, где из-за расхлябанности космонавтов на Земле иссякли водоемы, и в «Из пушки на Луну и далее без остановок» (1990) Анатолия Резникова, где наша планета стала пустыней. Все это отражало политический хаос, на который кино реагировало в иносказательной, но доходчивой форме. А вскоре в хаос погрузилась и сама мультипликация, после распада Союза погрязшая в неопределенности.

«Вампиры Геоны» (1991)

В 1990-е резко сократилось количество и качество космических лент, растерявших самобытность. «Вампиры Геоны» (1991) Геннадия Тищенко с анимационными двойниками Сильвестра Сталлоне и Арнольда Шварценеггера смущали уровнем рисовки. Паразитирование на западных боевиках было в порядке вещей – мультфильм «Когда-то давно» (1990) Галины Бариновой стащил дуэль на световых мечах из «Звездных войн».

Мультсериал «Незнайка на Луне» (1997–1999), выпущенный на кассетах, слишком перелопатил оригинал Николая Носова, чтобы покорить его фанатов. А фамилия Гагарин внезапно всплыла в шуточной короткометражке про гусеницу.

***

«Звездные собаки: Белка и Стрелка» (2010)

В XXI веке отечественная космическая анимация пока в полной мере не дождалась ренессанса. «День рождения Алисы» (2008) Сергея Серегина напомнил о любимых героях, но многие резонно сочли его схематичным и неодушевленным. Как и анимационный ремейк «Кин-дза-дза!» (2012), даром что над ним работал сам Георгий Данелия.

К тому моменту 3D-мультик Святослава Ушакова и Инны Евланниковой «Звездные собаки: Белка и Стрелка» (2010) запустил франшизу с двумя сиквелами и двумя сериалами, однако даже детской аудитории не все в сюжете и визуале пришлось по вкусу. На их фоне занятнее выглядит многосерийный «Лекс и Плу: Космические таксисты» (2019–…) Алексея Минченка, но все равно российские мастера однозначно способны на большее.

«Мы не можем жить без космоса» (2014)

Это блестяще демонстрируют картины Константина Бронзита «Мы не можем жить без космоса» (2014) и «Он не может жить без космоса» (2019). До мелочей воспроизводя быт и подготовку космонавтов, режиссер, родившийся 12 апреля и названный в честь Константина Циолковского, использовал космос как стартовую площадку для рассуждений на общечеловеческие темы – как побороть одиночество или справиться с потерей близкого.

Именно таких историй сейчас не хватает. Снимать их долго и дорого. Миллионные сборы «Лунтика» того же Бронзита им явно не светят. Но без их тепла ледяную тревожность нашего времени просто не растопить.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

И давно тебе 17? Где сейчас звезды саги «Сумерки»

На днях 35 лет исполнилось актрисе, за свою жизнь получившей невообразимое количество критики и тем не менее сумевшей удержаться на…

6 часов назад

Пони с характером: Что общего между единорогом и покойником?

Милые сказочные парнокопытные белой масти, с радужным рогом, питают слабость к невинным девушкам и способны излечить любую болезнь. Так обычно…

20 часов назад

Константин Бронзит: Современный классик российской анимации

Константин Бронзит тяготел к анимации с детства. Родители отдали его в ленинградскую художественную школу имени Иогансона, где юный творец с…

1 день назад

«Оскар» вводит номинацию для каскадеров

Американская киноакадемия теперь будет вручать «Оскар» за лучший каскадерский трюк. Общественная дискуссия о необходимости ввести новую номинацию длилась несколько лет,…

1 день назад

Международный фестиваль «Святая Анна» стартовал в Москве

В столице состоялось открытие Международного фестиваля студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна». Смотр стартовал с программы «Этюды», где собраны самые…

1 день назад

Яркие театральные премьеры апреля и мая

«Каренина» Театр на Таганке Роман «Анна Каренина» вдохновляет режиссеров на самые разные интерпретации. Александр Карпушин объединил Чехова и Толстого, чтобы…

1 день назад