История клоуна Арта берет свое начало задолго до выхода первого полнометражного фильма в серии «Ужасающий». Леоне, прежде работавший гримером и художником по спецэффектам, экспериментировал с различными концепциями хоррор-злодеев. Однако режиссер не стал изобретать велосипед и остановил выбор на клишированном, казалось бы, образе клоуна-убийцы, который впоследствии развился в нечто более зловещее.
Впервые Леоне показал Арта в своей дебютной короткометражке «Девятый круг» (2008):
«У меня была идея клоуна, терроризирующего женщину в городском автобусе… Она совсем одна, возвращается домой с работы или откуда-то еще посреди ночи, и тут этот клоун заходит, садится напротив нее и начинает смотреть на нее и играть с ней. Это неловко и неудобно и, может, даже забавно, но затем ситуация становится все более пугающей».
Это действительно была проба пера. Присутствие клоуна в фильме ограничивается тем, что он остается с героиней наедине на пустой железнодорожной станции, затем усыпляет ее с помощью укола шприца, а после… пропадает. Леоне и не думал, что образ Арта, немого клоуна с повадками мима в черно-белой расцветке, так западет зрителям в душу. На самом деле «Девятым кругом» режиссер больше хотел продемонстрировать свое мастерство в наложении грима. Именно поэтому в коротком метре появилась россыпь самых разных персонажей, от клоунов и ведьм до демонов и монстров. Что-то, по мнению Леоне, должно было выстрелить. Неожиданно для начинающего постановщика выстрелил именно Арт.
Леоне развил концепцию клоуна-злодея в «Ужасающем» (2011), предшественнике одноименного полнометражного фильма. В нем Арт все так же играет в кошки-мышки с одинокой дамой в беде, но теперь ему уделено куда больше внимания. Режиссер скорректировал грим персонажа, усилил пугающую комичность и сделал клоуна кровожадным. Короче говоря, вылепил из него идеальный образ для слэшера. «Ужасающий» выглядел как сделанный на коленке фанатский продукт, вобравший в себя многие клише жанра. Но при этом у него имелся и стиль, и некая самобытность, а финальная сцена так и вовсе шокировала своей откровенностью.
С коротким метром Леоне начал обивать пороги всевозможных кинофестивалей. Но их организаторы отклоняли проект режиссера. Даже те, кто ориентировался на хоррор-аудиторию. Решив, что терять уже нечего, Леоне загрузил фильм на YouTube, и платформа в очередной раз прекрасно справилась с ролью deus ex machina. Короткометражка собрала более 120 тыс просмотров, а среди ее зрителей оказался продюсер низкобюджетных ужастиков Джесси Баже. Он как раз подыскивал историю для своей будущей хоррор-антологии, и Леоне с клоуном Артом показались ему перспективным вложением. Сам режиссер хотел сразу же сделать из «Ужасающего» полнометражку, но перспективы своеобразного пролога, который познакомит массовую аудиторию со злодеем и проложит дорогу к его собственному фильму, заворожили Дэмиена.
«Было очень волнительно слышать: «Эй, фильм будет в магазинах, фильм будет на DVD!» В то время это была самая потрясающая новость, которую я когда-либо слышал», – признался режиссер.
Антология «Канун Дня всех святых» (2013) пересказывает сюжеты «Девятого круга» и «Ужасающего», а также предлагает довольно посредственную историю о женщине, которую преследует инопланетное существо в ее собственном доме. Ключевой же сюжет посвящен няне Саре – в Хэллоуин она вынуждена присматривать за двумя детьми. Ребятишки как раз вернулись домой после традиционной забавы «Сладость или гадость» и в одном из мешков нашли странную видеокассету. Спойлер – та содержит три вышеупомянутые истории. После просмотра, как и подобает слэшерам, вся троица так или иначе столкнулась лицом к лицу с Артом. Финал «Кануна Дня всех святых» получился еще более шокирующим и жестоким, чем у его предшественника.
Но мгновенного успеха за этим не последовало. Хоть фильм и познакомил аудиторию слэшеров с новым персонажем, сам проект получил смешанные отзывы. Критики хвалили образ Арта, назвав его действительно пугающим и проработанным, однако саму историю разнесли в пух и прах. Этот факт не расстроил Леоне, поскольку он окончательно убедился в потенциале своего злодея. Режиссер вновь вернулся к идее полного метра «Ужасающего» (уже как спин-оффа «Кануна Дня всех святых), запустив кампанию по сбору средств на площадке Indiegogo. И если бы не вклад одного человека, мы бы, возможно, больше никогда не услышали ни о Леоне, ни об Арте.
«Я просто просматривал свои электронные письма и отправлял всем ссылку на Indiegogo и просил ее распространить. Он (продюсер Фил Фальконе, – КР) написал мне в ответ и спросил: «Сколько ты пытаешься собрать?» Я написал, что совсем немного денег, и он ответил: «Эй, я просто вложу их! А ты снимешь фильм и сделаешь меня продюсером». Он несет за это ответственность, он пришел и спас положение, поскольку мы провалили кампанию на Indiegogo, так что если бы он не пришел, мы бы никогда не сняли фильм», – поделился Леоне.
Так Арт наконец-то получил собственную ленту. Вместе с этим Леоне начал выстраивать вокруг клоуна подобие цельной истории, усиливая его связь с миром «Ужасающего» и его персонажами. Нет, большая часть героев все еще оставалась ходячими мертвецами и мясными мешками, с которыми Арт кровожадно расправлялся. Но история главной героини первого фильма Виктории Хейз получила неожиданное развитие во второй части, полностью изменив ее амплуа. Не будем вдаваться в подробности, но загадочная связь между жертвой и убийцей, усиленная особым жестоким и даже мерзким очарованием стиля Леоне, выглядит как минимум любопытно.
Первый фильм смог окупиться в прокате из-за низкого бюджета (более $416 тыс при вложенных $55 тыс), и через пару лет после его премьеры Леоне объявил о съемках сиквела. Большую часть бюджета он получил от частных инвесторов, однако из-за серьезного творческого размаха авторам требовались дополнительные средства на практические эффекты. Леоне вновь запустил кампанию на Indiegogo. На этот раз куда более успешную. Два неплохих полных метра теперь работали на режиссера, и вместо изначальных $50 тыс Леоне собрал $250 тыс. Команда приступила к съемкам в октябре 2019 года. А затем грянул ковид, и производство смогло возобновиться только в 2021-м.
Сиквел «Ужасающего» (2022) был лучше оригинала буквально во всем. Более цельный, более комплексный, более кровавый и жуткий. Клоун Арт разошелся на полную катушку, превратив вторую часть в садистский бенефис. Отталкивающая привлекательность маньяка одними воспринималась как шок ради шока, другими – как необходимое зло, которого так не хватало жанру. Как бы там ни было, «Ужасающий 2» стал неожиданным кассовым хитом, собрав в мировом прокате $15,7 млн. Вопрос о создании новой части даже не стоял – через год Леоне приступил к съемкам третьего фильма, действие которого разворачивается в канун Рождества.
Феномен клоуна Арта Леоне объясняет для себя следующим образом. Он создавал персонажа на основе клишированных хоррор-героев, в том числе и Пеннивайза, вдохновляясь грайндхаусом 1970-х. Однако Арт – скорее антитеза создания Кинга. В клоуне Леоне, если так можно сказать о больном ублюдке, больше человечного, нежели сверхъестественного. Да, он обладает сверхсилой и способностью к воскрешению, но его поведение, мимика и повадки выдают в нем настоящего серийного убийцу со склонностью к непоколебимой жестокости. А его контрастная комедийная сторона только усиливает чувство ужаса.
Сегодня клоун Арт пребывает в своей лучшей форме. Он уже оставил заметный след как в слэшерах, так и в поп-культуре в целом. Мемы с ним расходятся по всевозможным пабликам, разработчики игр добавляют его в качестве гостевого персонажа в свои проекты, а компании по производству одежды шьют с ним уродливые рождественские свитеры. Сам злодей в это время беззлобно насмехается в соцсетях над другим клоуном, который вместе с известной певицей проваливается в прокате. В отличие от третьей части «Ужасающего», которая уже получила 92% одобрения на Rotten Tomatoes и которой прогнозирует очень хороший старт. Леоне, кстати, уже объявил о создании четвертой части франшизы.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…