Cлишком легко отделался: Рецензия на фильм «Паваротти» | КиноРепортер
КиноРепортер > Рецензии > Кино > Cлишком легко отделался: Рецензия на фильм «Паваротти»

Cлишком легко отделался: Рецензия на фильм «Паваротти»

25 июля 2019 / Кирилл Горячок
Cлишком легко отделался: Рецензия на фильм «Паваротти»

Популяризация оперной музыки, работа с поп-артистами и широчайшая улыбка, которая скрывала душевные терзания — Рон Ховард рассказал о жизни маэстро.

Биография, пожалуй, самого знаменитого в мире тенора Лучано Паваротти, рассказанная им самим. В кадре появляются родственники, жены и любовницы артиста, а также его коллеги и близкие друзья: Боно, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас и многие другие. Маленький Паваротти пережил войну и пел в церковном хоре со своим папой-пекарем. А уже к концу 1950-х он выступал в главных театрах Европы, пел ведущие партии в самых знаменитых итальянских операх. В середине 1970-х записи арий в исполнении Паваротти продавались лучше альбомов поп-артистов, но всемирная известность не тяготила тенора: «Я знаю, что Бог дал мне дар голоса, чтобы нести людям величие оперы и классической музыки».

В истории оперы XX столетия было немало великих артистов, но никто из них не мог сравниться по популярности с Паваротти. Режиссер Рон Ховард исследует, почему столь много людей вне зависимости от культуры и национальности моментально влюблялись (и продолжают влюбляться) в его голос. Широкая улыбка Паваротти стала брендом и частью поп-культуры. Ховард показывает, как классическая музыка, благодаря тенору, становилась массовой, почему он был интересен элитарной и светской публике и одновременно выступал с рок-иконами, вроде Стинга и U2.

Оставаясь за кадром, Рон Ховард мастерски комбинирует разнообразные материалы о жизни Паваротти, часто находя неочевидные мотивы и сходства между его судьбой и творчеством. Музыканты, коллеги и родные Паваротти делятся воспоминаниями о нем и открывают разные интимные стороны великого тенора, в том числе и не самые приятные. Впрочем, после просмотра «Паваротти» остается ощущение, что Ховард все-таки не сумел приблизиться к тайне личности своего героя. Режиссер показывает Лучано почти только как выдающегося певца и человека, часто оставляя за скобками его спорные поступки и решения, а также довольно сложный характер. Сквозной темой картины является и коммерциализация классической музыки и самого образа Паваротти, которые очевидно не всегда был доволен действиями своих американских продюсеров, делавших все, чтобы сделать из него идола. Об этом Ховард тоже упоминает вскользь, предпочитая рассказать еще несколько красивых и милых историй из насыщенной жизни артиста.

Конечно, за веселым обликом «паяца» часто скрывались печаль и грусть. Паваротти не всегда был готов сиять для каждого и нести миру лучи добра и в образе классической музыки. Внутри себя великий тенор переживал множество острых конфликтов и сомнений, чувствовал себя плохим отцом, потому что изменял жене, и в итоге ушел из семьи. Свою тоску он передавал на сцене и вкладывал в уста своих персонажей. И, по мнению режиссера Ховарда, в этом и состоял секрет его популярности: личное и профессиональное существовали в нем неразрывно, а все тревоги и трагедии он не боялся выставлять на показ.

Когда Паваротти позвонил Боно домой и попросил написать для него песню, лидер группы U2 подумал, что это шутка. Вскоре маэстро позвонил еще раз, потом еще. Через некоторое время итальянская служанка Боно, подавая ему завтрак, стала невзначай спрашивать, как продвигается работа над песней для Паваротти. Оказалось, Лучано подружился с девушкой и даже приглашал ее к себе домой поесть спагетти. Вскоре Паваротти сам ступил на порог дома Боно в Ирландии, и тому не оставалось ничего иного, как пойти и записать с ним песню, жертвуя графиком и работой над новым альбомом своей группы.

  • «Мария до Каллас» (2017) — замечательная документалка о жизни самой великой оперной дивы прошлого столетия.
  • «Да, Джорджио» (1982) — потешный и местами глуповатый фильм с Паваротти в главной роли (естественно, великого тенора).
  • «Дон Жуан» (1979) — мрачная экранизация оперы Моцарта, снятая классиком британского кино Джозефом Лоузи с главным баритоном эпохи Руджеро Раймонди.

«Паворотти» в прокате с 25 июля

Читайте также

Запрос на жестокость Кино
20 августа 2019

Запрос на жестокость

Ностальгия по «лихим» годам — как точка входа для жарких политических и исторических дискуссий. «КиноРепортер» — о фильме «Бык» Бориса Акопова.

Скорее мертв, чем жив: Рецензия на фильм «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» Кино
15 августа 2019

Скорее мертв, чем жив: Рецензия на фильм «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована»

Англоязычный дебют Ксавье Долана с суперзвездой «Игры престолов» в роли страдальца.

В черном-черном городе: Рецензия на фильм «Страшные истории для рассказа в темноте» Кино
8 августа 2019

В черном-черном городе: Рецензия на фильм «Страшные истории для рассказа в темноте»

Что получается, когда экранизацией «Школы ужасов» Григория Остера занимаются американцы.

Основано на реальных событиях: Рецензия на «Однажды… в Голливуде» Квентина Тарантино Кино
6 августа 2019

Основано на реальных событиях: Рецензия на «Однажды… в Голливуде» Квентина Тарантино

На этой неделе в прокат выходит 9 работа автора «Криминального чтива», на съемках которой он вновь поработал с Леонардо ДиКаприо и Брэдом Питтом. «КиноРепортер» писал о фильме из Канна.