Кино

Какой Киллиан Мерфи лучше: Изысканный гангстер или неотразимый маньяк?

Один из главных героев 2023 года – это, безусловно, Киллиан Мерфи. Скромная звезда, трагик с уникальной внешностью, в багаже которого имеется всего одна номинация на «Золотой глобус». Да и ведущих ролей на его долю выпало не так много. Сильно меньше, чем хотелось бы. У того же Кристофера Нолана Мерфи до недавних пор появлялся чисто на втором плане, хотя его персонажи – Пугало из «Темного рыцаря», бизнесмен Фишер из «Начала» – были важны для сюжета.

Зато теперь Киллиан обзавелся собственным блокбастером, горячо ожидаемым «Оппенгеймером», который во многом держится на его хрупких плечах. Ну а мы не смогли отказать себе в удовольствии вспомнить и другие классные перфомансы голубоглазого ирландца, с одинаковым изяществом покорившего гангстерские саги, военные драмы, постапокалиптические триллеры и криминальные трагикомедии.

«На краю» (2001)

Певец, гитарист, театральный актер с солидным стажем, на закате 1990-х Киллиан Мерфи стал понемногу перебираться со сцены на киноэкран. 2001 год подарил нам сразу две прорывные для него картины: гимн подростковому бунтарству «Дискосвиньи» по мотивам одноименной театральной постановки и пронзительную драму «На краю» с Киллианом в роли 19-летнего юноши на грани нервного срыва. После смерти отца он решил повторить трюк Тельмы с Луизой и в лепешку расшибиться на машине. Но у судьбы были на его счет иные планы. Парень выжил и загремел в психушку, где ему предстояло разобраться в себе.

Привычная для раннего Мерфи тема тинейджерского мятежа здесь переплетена с романтическими нотками (герой влюбляется в пациентку клиники) и попытками докопаться до причин ментальных проблем молодежи. Киллиану с его выразительной мимикой и нежными чертами лица очень идет образ неуравновешенного невротика, который отчаянно стремится к свободе и бьется о прутья клетки в надежде обрести намек на душевную гармонию. Прекрасный режиссер Джон Карни («Однажды», «Синг Стрит») верит, что ему это удастся.

«28 дней спустя» (2002)

Минул год, и Киллиан Мерфи возглавил постапокалиптический триллер культового Дэнни Бойла «28 дней спустя» по сценарию Алекса Гарленда, тоже большого молодца («Из машины», «Аннигиляция» и «Род мужской» – его рук дело). В Великобритании свирепствует эпидемия, всех и каждого превращающая в агрессивных зомбарей. В этих условиях и старается выжить курьер Джим (Мерфи), который приходит в себя после аварии и с изумлением обнаруживает, что Лондон теперь смахивает на выжженную пустыню.

Киллиану пришлось много бегать, поддерживать остро наточенный саспенс испуганными гримасами и не отставать от коллеги Брендана Глисона в роли другого выжившего. Они, кстати, вместе снялись в шести фильмах, от «Истории Свити Барретта» (1998) до «В сердце моря» (2015). Рядом с грубым, суровым Глисоном Мерфи выглядит еще более утонченным, чем обычно: кажется, этому субтильному бедолаге ни за что не уцелеть в мясорубке апокалипсиса. В итоговом варианте его история завершается вполне благополучно, но в нескольких альтернативных концовках Джима поджидала погибель.

«Завтрак на Плутоне» (2005)

Самая тонкая и трудная с точки зрения перевоплощения роль Киллиана Мерфи, за которую он в первый и последний раз номинировался на «Золотой глобус» (награда досталась Хоакину Фениксу с кантри-балладой «Переступить черту»). В «Завтраке на Плутоне» ирландского классика Нила Джордана Мерфи заделался трансвеститом по имени Киттен, мечтающим о простом человеческом понимании. На дворе – окрашенные глэмом 1970-е. За кадром звучат T-Rex, Ван Моррисон, Дасти Спрингфилд. И Киттен придется пережить немало испытаний, прежде чем гордо удалиться в закат под оптимистичную мелодию Sugar Baby Love.

Киллиан Мерфи долго осваивал женскую пластику, консультировался с дрэг-квинами и посещал соответствующие клубы, чтобы с головой погрузиться в необычный и непривычный мир. Нелегко ему дались и уроки вокального мастерства: в незабываемом эпизоде на вечере Ирландской благотворительной ассоциации помощи заключенным Мерфи в индейском наряде стонет в микрофон элегию Sand за авторством Нэнси Синатры. Получившийся образ заблудшего, растерянного, но не раздавленного существа – воплощение тревожной хрупкости, которая буквально дрожит на ветру.

«Ночной рейс» (2005)

Про людей с внешностью Киллиана Мерфи, где ангельское уживается с дьявольским, частенько говорят: такому только маньяков играть! И в 2005 году его карьера совершила резкий пируэт, выпустив из ящика Пандоры скользкое злодейское очарование. Не сказать, что отныне Киллиан играл исключительно негодяев. Но с легкой руки Кристофера Нолана, который прослушивал его на роль Брюса Уэйна, а в результате облачил в костюмчик психиатра Крейна по кличке Пугало, мерзопакостных персонажей в обойме Мерфи прибавилось.

Один из них – Джексон Риппнер (фактически Джек Потрошитель) из авиатриллера «Ночной рейс» от гуру Уэса Крэйвена. Он может затеряться на фоне успешных франшиз вроде «Крика» и «Кошмара на улице Вязов», однако не стоит недооценивать ладную ленту о симпатичном пассажире самолета с коварным замыслом. Наш герой шикарно действует на контрастах. Так сходу и не поймешь, что сулит взгляд его неземных глаз: райские наслаждения или невыносимые пытки? Перфоманс Мерфи многим пришелся по душе, хотя сам он «Рейс» не пересматривал. Да и вообще ненавидел лицезреть себя на экране.

«Ветер, что колышет вереск» (2006)

В 2003 году Киллиан Мерфи на пару с Колином Фарреллом появился в криминальной картине «Разрыв», которая стала самым кассовым независимым ирландским проектом в национальном прокате. А в 2006-м этот рекорд побил новый фильм с участием Мерфи – военная драма с поэтичным названием «Ветер, что колышет вереск», принесшая Кену Лоучу первую «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Простой ирландский люд в ревущих 1920-х борется за независимость против британских властей, а братья О’Донованы – Киллиан Мерфи и Падрик Дилейни – сражаются на разных сторонах, когда вспыхивает гражданская война.

Эту роль Мерфи можно воспринимать как разминку перед бенефисом в «Острых козырьках» (о них ниже), события которых происходят в тот же период времени. Да и форма эпического киноромана роднит оба произведения. Хотя история из «Вереска», конечно, значительно камернее – судьба страны служит фоном, на котором разворачивается частная драма. Киллиан ощущал особую генетическую связь с местами, где фильм снимался, и несколько раз пробовался на роль Дэмиена О’Донована, прежде чем Лоуч удостоил его своего высочайшего доверия. И абсолютно в каждой сцене – вплоть до сбивающего с ног финала – невооруженным глазом видно, как для Киллиана важна эта трагедия о беспокойной ирландской душе.

«Сорвать куш» (2009)

Небритый Киллиан Мерфи в не самом привычном образе – «вечного неудачника, которым движут лишь страх, злость и смятение» (цитируя закадровый голос Гэбриела Бирна). Однажды этот лузер, Майкл, взял в долг не у тех людей. А долги, как известно, возвращать принято. В противном случае не обойтись без переломанных косточек. Так он ввязывается в опасные незаконные делишки, которые запросто мог бы воспеть кто-нибудь из братьев МакДона, – эта черная комедия из Ирландии определенно достойна большего почитания.

Все нужные ингредиенты в наличии: Брендан Глисон в роли бандитского авторитета, Джим Бродбент в роли эксцентричного папаши, перестрелка в биллиардной, уютные посиделки в пабах, убойные приколы и на редкость паршивая погодка. Мерфи же экспрессивно изображает кого-то вроде денировского Джонни Боя из «Злых улиц», мелкого маргинала, который перешел дорогу влиятельным господам и теперь вынужден драпать с такой скоростью, что аж пятки сверкают. Майкл, правда, оказался более сознательным гражданином, чем непутевый предшественник: и общечеловеческие ценности ему не чужды, и романтические нотки, и умение прощать.   

«Острые козырьки» (2013–2022)

У каждого хорошего артиста должен быть свой сериал, в котором его талант мог бы расправлять крылья на протяжении нескольких сезонов и взлететь в итоге к абсолютному величию. Такой, как «Сыны анархии» у Чарли Ханнэма. «Во все тяжкие» у Брайана Крэнстона. «Клан Сопрано» у Джеймса Гандольфини. Для Киллиана Мерфи подобным актерским Эверестом стала гангстерская сага «Острые козырьки», где он изысканно сыграл лидера бандитской группировки Томаса Шелби. Побывав в окопах Первой мировой, тот вернулся на гражданку совсем другим человеком и погряз в водовороте насилия.

Бессчетные сигареты, костюм с иголочки, модная стрижка с выбритыми висками и, конечно, фирменная кепка, в козырек которой вшивалось лезвие (согласно городским легендам), – Томми по праву считается одним из самых стильных экранных преступников. Мерфи же благодаря ему обрел сверхпопулярного героя, ставшего неотъемлемой частью современной поп-культуры. Именно с ним Киллиан ассоциируется в глазах среднестатистического зрителя, который мог не видеть фильмы Лоуча и Нолана, но об «Острых козырьках» наверняка как минимум слышал. И еще услышит! Ибо семья Шелби, по заверениям шоураннера Стивена Найта, напомнит о себе в полнометражном сиквеле.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

2 часа назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

4 часа назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

6 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

8 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

10 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

13 часов назад