Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Какой Киллиан Мерфи лучше: Изысканный гангстер или неотразимый маньяк?

Какой Киллиан Мерфи лучше: Изысканный гангстер или неотразимый маньяк?

22 июля 2023 /
Какой Киллиан Мерфи лучше: Изысканный гангстер или неотразимый маньяк?
«На краю» (2001)

Скромная звезда «Оппенгеймера» в семи разных, но одинаково колоритных ролях.

Один из главных героев 2023 года – это, безусловно, Киллиан Мерфи. Скромная звезда, трагик с уникальной внешностью, в багаже которого имеется всего одна номинация на «Золотой глобус». Да и ведущих ролей на его долю выпало не так много. Сильно меньше, чем хотелось бы. У того же Кристофера Нолана Мерфи до недавних пор появлялся чисто на втором плане, хотя его персонажи – Пугало из «Темного рыцаря», бизнесмен Фишер из «Начала» – были важны для сюжета.

Зато теперь Киллиан обзавелся собственным блокбастером, горячо ожидаемым «Оппенгеймером», который во многом держится на его хрупких плечах. Ну а мы не смогли отказать себе в удовольствии вспомнить и другие классные перфомансы голубоглазого ирландца, с одинаковым изяществом покорившего гангстерские саги, военные драмы, постапокалиптические триллеры и криминальные трагикомедии.

«На краю» (2001)

Киллиан Мерфи в фильме «На краю»

Певец, гитарист, театральный актер с солидным стажем, на закате 1990-х Киллиан Мерфи стал понемногу перебираться со сцены на киноэкран. 2001 год подарил нам сразу две прорывные для него картины: гимн подростковому бунтарству «Дискосвиньи» по мотивам одноименной театральной постановки и пронзительную драму «На краю» с Киллианом в роли 19-летнего юноши на грани нервного срыва. После смерти отца он решил повторить трюк Тельмы с Луизой и в лепешку расшибиться на машине. Но у судьбы были на его счет иные планы. Парень выжил и загремел в психушку, где ему предстояло разобраться в себе.

Привычная для раннего Мерфи тема тинейджерского мятежа здесь переплетена с романтическими нотками (герой влюбляется в пациентку клиники) и попытками докопаться до причин ментальных проблем молодежи. Киллиану с его выразительной мимикой и нежными чертами лица очень идет образ неуравновешенного невротика, который отчаянно стремится к свободе и бьется о прутья клетки в надежде обрести намек на душевную гармонию. Прекрасный режиссер Джон Карни («Однажды», «Синг Стрит») верит, что ему это удастся.

«28 дней спустя» (2002)

Минул год, и Киллиан Мерфи возглавил постапокалиптический триллер культового Дэнни Бойла «28 дней спустя» по сценарию Алекса Гарленда, тоже большого молодца («Из машины», «Аннигиляция» и «Род мужской» – его рук дело). В Великобритании свирепствует эпидемия, всех и каждого превращающая в агрессивных зомбарей. В этих условиях и старается выжить курьер Джим (Мерфи), который приходит в себя после аварии и с изумлением обнаруживает, что Лондон теперь смахивает на выжженную пустыню.

Киллиану пришлось много бегать, поддерживать остро наточенный саспенс испуганными гримасами и не отставать от коллеги Брендана Глисона в роли другого выжившего. Они, кстати, вместе снялись в шести фильмах, от «Истории Свити Барретта» (1998) до «В сердце моря» (2015). Рядом с грубым, суровым Глисоном Мерфи выглядит еще более утонченным, чем обычно: кажется, этому субтильному бедолаге ни за что не уцелеть в мясорубке апокалипсиса. В итоговом варианте его история завершается вполне благополучно, но в нескольких альтернативных концовках Джима поджидала погибель.

«Завтрак на Плутоне» (2005)

Киллиан Мерфи в фильме «Завтрак на Плутоне»

Самая тонкая и трудная с точки зрения перевоплощения роль Киллиана Мерфи, за которую он в первый и последний раз номинировался на «Золотой глобус» (награда досталась Хоакину Фениксу с кантри-балладой «Переступить черту»). В «Завтраке на Плутоне» ирландского классика Нила Джордана Мерфи заделался трансвеститом по имени Киттен, мечтающим о простом человеческом понимании. На дворе – окрашенные глэмом 1970-е. За кадром звучат T-Rex, Ван Моррисон, Дасти Спрингфилд. И Киттен придется пережить немало испытаний, прежде чем гордо удалиться в закат под оптимистичную мелодию Sugar Baby Love.

Киллиан Мерфи долго осваивал женскую пластику, консультировался с дрэг-квинами и посещал соответствующие клубы, чтобы с головой погрузиться в необычный и непривычный мир. Нелегко ему дались и уроки вокального мастерства: в незабываемом эпизоде на вечере Ирландской благотворительной ассоциации помощи заключенным Мерфи в индейском наряде стонет в микрофон элегию Sand за авторством Нэнси Синатры. Получившийся образ заблудшего, растерянного, но не раздавленного существа – воплощение тревожной хрупкости, которая буквально дрожит на ветру.

«Ночной рейс» (2005)

Про людей с внешностью Киллиана Мерфи, где ангельское уживается с дьявольским, частенько говорят: такому только маньяков играть! И в 2005 году его карьера совершила резкий пируэт, выпустив из ящика Пандоры скользкое злодейское очарование. Не сказать, что отныне Киллиан играл исключительно негодяев. Но с легкой руки Кристофера Нолана, который прослушивал его на роль Брюса Уэйна, а в результате облачил в костюмчик психиатра Крейна по кличке Пугало, мерзопакостных персонажей в обойме Мерфи прибавилось.

Один из них – Джексон Риппнер (фактически Джек Потрошитель) из авиатриллера «Ночной рейс» от гуру Уэса Крэйвена. Он может затеряться на фоне успешных франшиз вроде «Крика» и «Кошмара на улице Вязов», однако не стоит недооценивать ладную ленту о симпатичном пассажире самолета с коварным замыслом. Наш герой шикарно действует на контрастах. Так сходу и не поймешь, что сулит взгляд его неземных глаз: райские наслаждения или невыносимые пытки? Перфоманс Мерфи многим пришелся по душе, хотя сам он «Рейс» не пересматривал. Да и вообще ненавидел лицезреть себя на экране.

«Ветер, что колышет вереск» (2006)

Киллиан Мерфи в фильме «Ветер, что колышет вереск»

В 2003 году Киллиан Мерфи на пару с Колином Фарреллом появился в криминальной картине «Разрыв», которая стала самым кассовым независимым ирландским проектом в национальном прокате. А в 2006-м этот рекорд побил новый фильм с участием Мерфи – военная драма с поэтичным названием «Ветер, что колышет вереск», принесшая Кену Лоучу первую «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Простой ирландский люд в ревущих 1920-х борется за независимость против британских властей, а братья О’Донованы – Киллиан Мерфи и Падрик Дилейни – сражаются на разных сторонах, когда вспыхивает гражданская война.

Эту роль Мерфи можно воспринимать как разминку перед бенефисом в «Острых козырьках» (о них ниже), события которых происходят в тот же период времени. Да и форма эпического киноромана роднит оба произведения. Хотя история из «Вереска», конечно, значительно камернее – судьба страны служит фоном, на котором разворачивается частная драма. Киллиан ощущал особую генетическую связь с местами, где фильм снимался, и несколько раз пробовался на роль Дэмиена О’Донована, прежде чем Лоуч удостоил его своего высочайшего доверия. И абсолютно в каждой сцене – вплоть до сбивающего с ног финала – невооруженным глазом видно, как для Киллиана важна эта трагедия о беспокойной ирландской душе.

«Сорвать куш» (2009)

Киллиан Мерфи в фильме «Сорвать куш»

Небритый Киллиан Мерфи в не самом привычном образе – «вечного неудачника, которым движут лишь страх, злость и смятение» (цитируя закадровый голос Гэбриела Бирна). Однажды этот лузер, Майкл, взял в долг не у тех людей. А долги, как известно, возвращать принято. В противном случае не обойтись без переломанных косточек. Так он ввязывается в опасные незаконные делишки, которые запросто мог бы воспеть кто-нибудь из братьев МакДона, – эта черная комедия из Ирландии определенно достойна большего почитания.

Все нужные ингредиенты в наличии: Брендан Глисон в роли бандитского авторитета, Джим Бродбент в роли эксцентричного папаши, перестрелка в биллиардной, уютные посиделки в пабах, убойные приколы и на редкость паршивая погодка. Мерфи же экспрессивно изображает кого-то вроде денировского Джонни Боя из «Злых улиц», мелкого маргинала, который перешел дорогу влиятельным господам и теперь вынужден драпать с такой скоростью, что аж пятки сверкают. Майкл, правда, оказался более сознательным гражданином, чем непутевый предшественник: и общечеловеческие ценности ему не чужды, и романтические нотки, и умение прощать.   

«Острые козырьки» (2013–2022)

У каждого хорошего артиста должен быть свой сериал, в котором его талант мог бы расправлять крылья на протяжении нескольких сезонов и взлететь в итоге к абсолютному величию. Такой, как «Сыны анархии» у Чарли Ханнэма. «Во все тяжкие» у Брайана Крэнстона. «Клан Сопрано» у Джеймса Гандольфини. Для Киллиана Мерфи подобным актерским Эверестом стала гангстерская сага «Острые козырьки», где он изысканно сыграл лидера бандитской группировки Томаса Шелби. Побывав в окопах Первой мировой, тот вернулся на гражданку совсем другим человеком и погряз в водовороте насилия.

Бессчетные сигареты, костюм с иголочки, модная стрижка с выбритыми висками и, конечно, фирменная кепка, в козырек которой вшивалось лезвие (согласно городским легендам), – Томми по праву считается одним из самых стильных экранных преступников. Мерфи же благодаря ему обрел сверхпопулярного героя, ставшего неотъемлемой частью современной поп-культуры. Именно с ним Киллиан ассоциируется в глазах среднестатистического зрителя, который мог не видеть фильмы Лоуча и Нолана, но об «Острых козырьках» наверняка как минимум слышал. И еще услышит! Ибо семья Шелби, по заверениям шоураннера Стивена Найта, напомнит о себе в полнометражном сиквеле.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: