Зрелищный и осторожный аттракцион, который возвращает франшизу в нужное русло.
«Чужой» в этом году отметил юбилей – 45 лет назад Ридли Скотт познакомил нас с ужасающим «гигеровским» ксеноморфом. И спустя столько лет франшиза все еще привлекательна для аудитории. Правда, в последнее время она отчаянно держится за спасательный круг, роль которого выполняют видеоигры и сопутствующие товары. С киношными же похождениями инопланетной твари все гораздо сложнее. Своими приквелами Скотт увел серию куда-то в философские, околобиблейские дали, где Чужой (простите за каламбур!) чувствует себя чужим. Но стоило вырвать ксеноморфа из цепких лап создателя, как франшиза вновь подала признаки жизни.
Новыми красками при этом «Чужой» не заиграл. Серия вернулась к клаустрофобным истокам, и герои вновь противостоят пришельцу в тесных коридорах космической станции. Зато «Ромул» поменял целевую аудиторию с возрастных фанатов оригинала на энергичных зумеров, поэтому и протагонистами на этот раз стала группа отчаянной и беспечной молодежи. Которая действует по всем правилам штампа «глупые подростки в хоррорах». Смотрится, однако, все это кровавое зрелище бодро и завораживающе. Местами «Ромул» даже напоминает высокобюджетную видеоигру с интересными свежими решениями вроде стелс-прохождения одной из секций корабля или сражения в невесомости, где герои должны не нарваться на летающую повсюду кислоту ксеноморфа.
Для поклонников «Чужого» режиссер Феде Альварес повсюду расставил фан-сервисные точки интереса, которые не перегружают картину. Элементы одежды и декора, звуковое сопровождение, дизайн локаций, кораблей, гаджетов и оружия выполнены настолько аутентично, с такой искренней любовью и уважением к серии, что действительно веришь, что лентой занималась команда авторов, отвечавших за оригинал. Но история при этом получилась излишне затянутой и местами предсказуемой. Альварес не скрывает, что пытается разом усидеть на двух стульях: и новичков привлечь, и стариков не обидеть. По сути, «Ромул» – это практически двухчасовой оммаж первым частям, так что все повороты сюжета считываются на ходу.
Хоррор не привносит во франшизу ничего существенно нового. Даже если отдельные сценарные решения могут показаться неожиданными и дикими, концовка все расставляет по прежним местам. Альварес будто использовал «Ромула» как черновик: написал собственный фанфик на основе культурного феномена, а после нажал кнопку «сбросить», словно ничего и не было. Но критиковать постановщика за столь аккуратный подход нет никакого желания. Феде прекрасно понимал, что «Чужому» не нужен эпический размах уровня «Прометея» и его продолжения. По крайней мере, не в такой форме, в какой ее представил Скотт. Серия остро нуждалась в стабилизации, и другого решения, кроме как сбросить все до заводских настроек, увы, не нашлось.
Правда, стоит отдать должное и самому сэру Ридли Скотту – без его противоречивых приквелов «Ромул» бы не смотрелся так эффектно. Создатель оригинального «Чужого» искренне пытался вывести франшизу на иной уровень: развить вселенную в геометрической прогрессии, полноценно введя новые стороны конфликта и добавив глубоких смыслов. Не получилось. Не потому, что режиссер плохой (хотя некоторые так и подумают): просто в ядро серии заложена совсем другая формула. Это преимущественно камерная, основанная на животном страхе история, где важно, что человека ждет за углом, а не то, что человечество делало в прошлом и что ожидает его в будущем. Масштабирование, может, и пойдет серии на пользу, но оно прежде всего должно опираться на элементы, сделавшие ее великой.
«Ромул» подобных ошибок не совершил, а потому получил заслуженную похвалу и высокие оценки критиков и зрителей. Его можно сколько угодно ругать за вторичность, осторожность и сумбурную концовку, но это лучшее, что происходило с киношной частью франшизы со времен «Чужих» Джеймса Кэмерона. Ксеноморф вновь научился пугать и заставлять зрителей ерзать на стульях от неприятных и шокирующих сцен. «Ромул» идеально сочетает фан-сервис и оригинальность, избегая повсеместного сегодня паразитирования. Если и делать следующие фильмы про Чужого, то опираться они должны именно на проект Альвареса как на пример удачного осовременивания хоррор-классики. Так что порой идти шаблонными путями просто необходимо.
Комментарии