Усталая женщина средних лет по имени Анна, работница пермской кондитерской фабрики, однажды падает на улице, стукается головой, после чего начинает принимать и ретранслировать сигналы из космоса. Встанет посреди ночи, за кухонный стол сядет и давай под диктовку инопланетных голосов информацию от руки на бумаге записывать. Все это она проделывает с закрытыми глазами и вроде как бессознательно.
В посланиях – страшные пророчества. В частности, о том, что скоро человечеству грозит полное уничтожение по причине дефицита любви. То есть ничего особенного, вполне стандартная вроде бы бредятина, но внезапно кое-что из предсказанного сбывается, и Анна тут же превращается в локальную знаменитость.
Как и почти все фильмы Анны Меликян, «Чувства Анны» представляет собой странную ироничную мелодраму про отдельно взятую женщину, запутавшуюся в своих отношениях с жизнью и противоположным полом. Но это только на одном, поверхностном уровне. На самом деле «Чувства Анны» устроены несколько сложнее и не предполагают какой-то однозначной трактовки. То ли это хроника прогрессирующего безумия на фоне ощущения конца света, то ли современная трагедия маленького человека, то ли антиутопия а-ля Курт Воннегут, а то ли все-таки ироничная мелодрама. Скорее всего, все сразу.
Действие фильма разворачивается в некой альтернативной реальности, где все на порядок хуже, чем в нашей. Всюду бушует пандемия смертельного вируса, еще более опасного и беспощадного, чем ковид. Вдобавок – массовые самоубийства, катастрофы, разгул преступности и тому подобное. Но главная тема теленовостей – предстоящий полет избранных добровольцев на Марс с целью колонизации, который между строк подается как последняя надежда человечества.
Чтобы атмосферу тотальной фантастической безнадеги еще сильнее сгустить, режиссер все это пропускает через черно-белый фильтр и сооружает подобающе депрессивный антураж из неуютных помещений кондитерской фабрики, унылых промзон и бесконечного удручающего однообразия бетонных панелек. Помещенная в этот неприветливый мир главная героиня, сыгранная Анной Михалковой, воспринимает контакт с внеземным разумом как подарок судьбы, шанс выбраться из тоскливой серости и стать значимой фигурой – хоть бы и для кучки полоумных уфологов. И неважно, реален этот контакт или всего лишь один из симптомов помешательства.
Несложно догадаться, что хеппи-энда для несчастной вымышленной тезки у Анны Меликян не предусмотрено, но фильм получился вовсе не беспросветно мрачный, а по-своему даже смешной. Юмор в нем, конечно, специфический, горький и абсурдный, но тем и берет. То вдруг Олег Ягодин, явно неслучайно похожий внешне на Тарковского, примется голым ходить туда-сюда, тряся гениталиями. То ведущая Первого канала Екатерина Андреева прямо с экрана сойдет с сатирической фигой в кармане. То директриса фабрики выступит с неожиданно экспрессивным монологом, опять же не без завуалированной сатиры.
Но эти язвительные комментарии на насущную тему вышли как-то неловко. Трагикомический абсурд и эсхатологический пафос «Чувствам Анны» гораздо больше к лицу. Причем компоненты эти друг с другом на удивление гармонично сочетаются, в чем заслуга в первую очередь Анны Михалковой, которая самоотверженно показывает себя такой, какой мы ее прежде не видели – и это надо понимать буквально, – и вообще играет, кажется, свою лучшую роль.
Именно она служит тем, фигурально выражаясь, клеем, соединяющим разное немыслимое и несовместимое, в результате чего рождается нечто поистине впечатляющее и причудливое. Как если бы «Меланхолия» Ларса фон Триера встретила «Пыль» Сергея Лобана – вот настолько «Чувства Анны» незаурядное произведение. Кроме шуток: пожалуй, ничего более незаурядного в мировом кинематографе в этом году еще не было.
В рамках Московской международной недели кино состоится первый в России открытый аукцион кинореквизита. На торги, которые пройдут 26 августа на…
Тихий городок в Пенсильвании потрясла ужасная трагедия – однажды ночью 17 ребятишек из класса мисс Гэнди (Джулия Гарнер), широко раскинув…
Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…