Смелая комедия об американских проблемах.
Политкорректность очень беспокоит российского зрителя. Темнокожие персонажи в ремейках известных сюжетов, представители сексуальных меньшинств среди актеров, феминизм, борьба за гражданские права – все это обязательные темы киноманских дискуссий. Чутко реагируя на запрос свободолюбивой аудитории, 27 января Netflix выпустил комедию «Что за люди» (You People) с Джоной Хиллом и Эдди Мерфи.
Формально это ромком, но на деле – ироничный комментарий к борьбе с расизмом и причудам политкорректности. В первую же минуту фильма персонажи представляют себе Барака Обаму как гендерно флюидную персону – кажется, российский зритель должен быть счастлив. Разбираемся, действительно ли фильм так смел и прогрессивен, как кажется.
Снять смешную и небанальную романтическую комедию в 2023 году – непростая задача. Особенно если это фильм про отношения парня и девушки. Поэтому Кенья Беррис (режиссер, сценарист) и Джона Хилл (сценарист) особо и не пытаются. Из трех определений они оставляют два – «смешная» и «небанальная», а «романтическая» отбрасывают. В полнометражном дебюте Берриса «Что за люди» главные герои действительно строят любовь, но их отношения – просто каркас для развернутого социального высказывания. Авторы собрали в одну корзину самые заметные противоречия американского общества: расовые, религиозные, поколенческие, даже классовые.
Эзра (Джона Хилл) – обеспеченный американский еврей из религиозной семьи. Среди родственников-иудеев он – белая ворона: весь в татуировках, на ногах модные кроссы, одежда от Gucci. Ему тридцать пять, он работает брокером, но мечтает бросить все ради подкаста, который ведет на досуге вместе с подругой Сэм (Сэм Джей).
Однажды Эзра случайно садится в машину к Амире (Лорен Лондон), темнокожей красавице, которая только что рассталась с парнем. Между незнакомцами пробегает искра – и вот они уже планируют свадьбу. Но для этого нужно согласие родных. Проблема в том, что отец Амиры Акбар (Эдди Мерфи) строит из себя ревностного мусульманина и недолюбливает белых, а родители Эзры (Джулия Луи-Дрейфус и Дэвид Духовны) – иудеи, которые очень хотят понравиться новой родне, но не блещут умом и тактом.
Под таким идеологическим грузом главные герои растворяются: чудесам любви не остается места, когда вокруг бушует война за социальную справедливость. Романтические отношения Эзры и Амиры, которые должны быть сердцем фильма, тут сведены к биографической справке: встретились, влюбились, съехались, решили пожениться. Химия авторов не сильно интересует – о любви не нужно говорить, ей нужно заниматься.
А вот социология – очень даже. И здесь есть свои открытия. Несмотря на расхожие представления об удушающей политкорректности американского кино, «Что за люди» не жалеют гэгов, чтобы высмеять эти и другие стереотипы. Здесь шутят про расизм, про боязнь показаться отсталым, про показную религиозность и даже про холокост (очень аккуратно). У персонажа Мерфи есть монолог, в котором он жалуется, что афроамериканцы сильно посветлели за последние годы.
Чтобы получше узнать избранников своих детей, две семьи идут разными путями. Радушные иудеи лезут из кожи вон, чтобы темнокожей Амире было комфортно в их белом благополучном мире, но от этого лишь сильнее чувствуется фальшь. Суровый Акбар, напротив, едет со своим наряженным зятем в черный квартал, чтобы улица проверила его на прочность. Евреи – льстецы и притворщики, афроамериканцы – подозрительны и обидчивы. Одни настолько готовы на компромисс, что начинают выглядеть дураками, другие не способны даже на самую маленькую уступку. В этой смертельной битве проигрывает любовь: будущие молодожены понимают, что ожидания общества слишком сильно давят на них, и расходятся. На какое-то время.
Конечно, «Что за люди» – не революция в культурных дебатах США, а просто очередной проект Netflix. Несмотря на местами смелый юмор, авторы никогда не переходят границу допустимого. Жанровые условности соблюдаются, так что концовку зритель может представить с самого начала. Вызывает вопросы и стиль: фильм так старается выглядеть модно и современно, что превращается в демонстрацию возможностей product placement.
Главное развлечение героев – шопинг, главный атрибут их красоты – модные наряды, а культурой здесь называется магазин кроссовок. У придирчивого зрителя может сложиться впечатление, что по-настоящему героев объединяет не любовь, а потребление. Хорошо, что наш зритель не такой, и на смену марксизму в общественной дискуссии пришли более важные темы.
Комментарии