Рецензия на 8-серийную криминально-романтическую драму про злоключения двух беглых детдомовцев.
Главная роковуха детдома Полина Красота (Валентина Ляпина) влюбляется в руководителя детдомовской театральной студии Бориса Ивановича (Дмитрий Козельский), где она играет Джульетту. Женатый мужчина втрое старше нее поддается искушению, но уходить из семьи не хочет. Девушка начинает его шантажировать беременностью (вполне реальной), чтобы подтолкнуть к непростому решению, но тот находит еще более непростое – через друга-мента нанимает киллера.
Полине удается сбежать с помощью немного наивного, но решительного Якута (Максим Сапрыкин), который открыто ее боготворит. Но до Москвы путь неблизкий, нужны деньги, так что парочка недолго думая, грабит местного мелкого авторитета Влада (Никита Кологривый) и с общаком в рюкзаке удирает от погони на попутке…
Жиза – если кто-то не в курсе молодежного сленга (хотя это словечко уже далеко не новомодное), это что-то очень жизненное, то, что хорошо знакомо, пережито тем, кто его произносит. Типа «да, у меня такое было!».
Насколько уместно было называть подобным образом сериал платформы Start о двух детдомовцах, которые невольно превращаются практически в российских «Прирожденных убийц», – большой вопрос. Свинцовые мерзости жизни в провинциальных детдомах и психбольницах (а Якуту и через это приходится пройти), мало кому из зрителей знакомы. И ад, который щедро вываливают на экран создатели сериала, «жиза» – для очень немногих. А уж среди подписчиков платформы их и вовсе чуть. Но дело не только в этом.
Сценарист Александр Пронин пошел примерно по тому же пути, что и его коллеги, писавшие «Игру на выживание», где смешались в кучу беглые зэки, зомби, староверы-каннибалы, маньяки. Не хватало только инопланетян, чтобы объявить роял-флэш. У Пронина расклад, скорее, на фулл-хаус, но тоже малореалистичный: мелкие бандиты, киллер, еще одни бандиты… Когда Красота и Якут встречают серийного убийцу, невольно вырывается: «Да лааадно!»
В итоге эпизоды напоминают уровни в компьютерной игре, где, чтобы пройти на следующий, надо победить «босса». При этом у тех, за кого ты играешь, в арсенале, по сути, нет ничего, кроме инстинкта самосохранения и фантастического везения. А чтобы закрыть тему вопросов к сценарию, необходимо отметить самую распространенную беду – неправдоподобные диалоги.
Да, сериал снимался для платформы, так что его герои вполне свободно используют табуированную лексику (по счастью, без перебора!), но, вместе с тем, их речь однотипна, словно все говорит один человек. А главное, слишком богата. Дети из провинциального детдома и бандиты демонстрируют словарный запас и образное мышление, какими может похвастаться не всякий выпускник вуза.
На этом с претензиями к «Жизе», пожалуй, можно покончить, оговорившись, что хорошего в проекте все-таки больше. Сериал вообще смотрится довольно увлекательно – особенно когда заканчивается полоса беспросветной чернухи. И в этом, безусловно, заслуга режиссера-дебютанта Арсения Робака, сумевшего вдохнуть жизнь в местами явно безжизненный текст.
Стоит похвалить молодых актеров во главе с Валентиной Ляпиной и Максимом Сапрыкиным, чьи герои сражают органикой и обаянием. При всех уже проговоренных недостатках текста, вопросов к мотивационной логике персонажей не возникает, а их поведение – даже порой иррациональное – вполне понятно.
Нельзя не сказать и о Никите Кологривом, который внезапно оказался буквально везде, но чуть ли не впервые предстал в роли злодея, и она ему идет куда больше, чем, например, роль Геры в «Двух холмах». Пусть его мелкий бандит с чего-то знает, что такое «риторический вопрос», в остальном он более чем правдоподобен.
И в нехитрых мошеннических манипуляциях, и в ревности к бывшей, и в загорающихся порой в глазах инфернальных огоньках, от которых вдруг становится страшно. Особенно, когда он при этом улыбается, демонстрируя свою фирменную щербинку…
Сопутствующих линий тут предостаточно и, к чести Пронина, они увязаны с основной достаточно логично. Так что в историю несчастных беглецов погружаешься быстро и без остатка. Симпатизировать героям не мешает даже то, что Красота – та еще стервоза. Все-таки она не живет, а выживает – тут уж не до сантиментов. Да и за ее мнимой беспечностью – немало пережитой боли.
Удивительно, что актеру Арсению Робаку, который до этого даже короткометражек не снимал, доверили режиссерское кресло в таком серьезном проекте. Но еще более удивительно, что он отлично справился. Можно не сомневаться, что это начало большого пути.
Комментарии