В прокат вышла остросюжетная драма «Одна» – первый российский фильм, на дистрибуцию которого средства были собраны с помощью краудлендинга. Картина рассказывает реальную историю Ларисы Савицкой, которой в 1981 году удалось выжить в авиакатастрофе после падения с 5-километровой высоты в глухую тайгу. Группа компаний CD Land привлекла для продвижения картины 10 млн рублей от независимых инвесторов с помощью онлайн-платформы Ко-Фи. Президент CD Land, певец и музыкальный продюсер Юрий Цейтлин, рассказывает, зачем нужен краудлендинг в кино.
Наши кинематографисты уже давно освоили краудфандинг. Таким образом было, например, собрано 3,19 млн рублей для съемок полнометражной военной драмы «28 панфиловцев», вышедшей в 2016 году. А что такое краудлендинг? Чем он от краудфандинга отличается?
— С помощью краудфандинга авторы собирают средства на безвозмездной основе или в обмен на мерч. Краудлендинговые платформы, как и краудфандинговые, работают за небольшую комиссию – обычно это от 1 до 7% от собранной суммы. Но краудлендинг – дело не безвозмездное. Создатели проекта с помощью интернет-платформы берут деньги у физических лиц или фирм в долг. Средства эти должны вернуться инвесторам с процентами. Это своего рода альтернатива банковскому кредитованию.
А если проект не выстрелит? Инвесторы, получается, рискуют потерять вложенные деньги?
— Заемщик предоставляет в качестве залога уже приносящую доход интеллектуальную собственность, то есть права на контент или право на получение вознаграждения за его использование. В частности, моя компания выставила права на получение вознаграждения за использование анимационного полного метра «Ван Гог. С любовью, Винсент» и полнометражного игрового фильма «Грань времени». То есть у нас как у заемщиков уже есть план, с каких доходов мы будет возвращать деньги. Это снижает риски для инвесторов, потому что им не нужно ждать, пока проект выстрелит.
Краудфандинговых платформ в России несколько. А краудлендинговых?
– Ко-Фи, запущенная в 2021 году, – пока единственная краудлендинговая платформа для инвестиций в креативные индустрии. Музыканты таким способом могут быстро собрать средства на запись альбома или съемки клипа – знаю, что платформой пользовались Zivert, Максим Леонидов, Стас Намин. В России есть и были раньше краудлендинговые платформы для инвестиций в недвижимость и средний и малый бизнес, но к рынку контента они отношения не имеют.
А как вы узнали о Ко-Фи и почему решили этой платформой воспользоваться?
– Узнал как раз от коллег-музыкантов. Они собирали деньги на клип и рассказали мне об этой площадке. Условия мне понравились, и наша компания решила протестировать сервис.
Сложно было разобраться в том, как работать с платформой?
— Очень просто. Мы в короткие сроки зарегистрировались и предоставили юридические документы компании, оформили заявку, где детально описали свой проект, его ценность, указали сумму, которую нам необходимо собрать, и написали о том, как планируем возвращать деньги. Мы получим доходы от продажи прав на картину за границу. Если вдруг так случится, что доходов будет недостаточно, во что я с трудом верю, то мы вернем средства за счет продаж принадлежащего нам цифрового контента на другие проекты. После того как проект сбора инвестиций для иностранной дистрибуции нашего фильма попал на витрину платформы Ко-Фи, мы подождали несколько дней, собрали лайки от пользователей, которым это показалось интересным, и затем открыли раунд финансирования.
Сколько длился раунд в вашем случае?
— Тридцать дней. Наш проект вызвал большой интерес – в него вложились 24 независимых инвестора. Это воодушевляет! Собранные деньги мы направили на зарубежное продвижение фильма «Одна». Мы планируем презентовать его на крупнейших международных фестивалях в Европе и США и разослать ведущим мировым дистрибуторам.
Когда вы вернете деньги инвесторам?
— По условиям договора мы должны вернуть всю сумму в течение 2 лет и уже начали ее ежемесячно выплачивать по частям равными долями. Процентная ставка на Ко-Фи – от 15 до 25% годовых. Она фиксируется в договоре между заемщиком и инвесторами. В нашем случае это 19%, мы сами предложили такую ставку, когда подавали заявку, и специалисты платформы ее одобрили.
За последние месяцы возможности международной дистрибуции российских картин резко снизились. Это повлияло на ваши планы?
— Пока мы этого в полной мере не ощутили. Контракты по продаже прав на фильм «Одна» за границу заключены давно и частично предоплачены, поэтому мы надеемся, что они будут в ближайшее время исполнены. Свои новые картины мы иностранным коллегам еще не предлагали, но, думаю, с этим могут возникнуть сложности.
Дистрибуция фильма «Одна» за пределы России уже началась?
— Потихоньку начинается. Мы оповестили всех западных партнеров, что фильм доступен, что мы уже готовы предоставить им цифровые копии. Обычно иностранные покупатели вносят предоплату в размере 20% от стоимости прав. После получения копии оплачивают оставшуюся часть. Пока только испанские коллеги перевели всю сумму. Мы ждем информации от других стран, с которыми заключили договоры. Права на показ фильма приобрели Германия, Франция, Испания, Польша, Южная Корея и Япония.
До введения санкций фильмом «Одна» интересовался Netflix. На каком этапе переговоры остановились?
— На этапе подписания контракта и оплаты. Сделка и все договоры уже были согласованы и подписаны с нашей стороны. Но с конца февраля Netflix перестал выходить на связь. По факту они не подписали договор и, к большому сожалению, сделка не состоялась.
Как вы оцениваете опыт работы с платформой Ко-Фи?
— Здорово, что такая площадка появилась в России! Это важно именно для креативных проектов, потому что привлечь какие-либо инвестиции на такой проект через банк практически невозможно. А теперь мы можем обратиться со своей идеей к независимым инвесторам через платформу краудлендинга и получить необходимые средства. И главное – все происходит быстро. Обычно на переговоры с инвестором уходит от 3 месяцев до полугода: бесконечные уточнения, проверки, документы. На платформе все удобнее и проще – мы потратили на это меньше 3 месяцев.
Над чем сейчас работает ваша кинокомпания? Планируете ли и дальше использовать для кинопроектов краудлендинг?
— Безусловно! Не так давно в прокат вышла наша документалка «Ласточки Христовы» о гонениях на сербскую православную церковь в Черногории. В прокате она собрала 4,5 млн рублей – для документального кино это успех. Мы продолжим снимать фильмы о православии, об истории России и ее святынях и организовали для этого отдельную кинокомпанию «Доброе слово и дело». И конечно, будем привлекать деньги на производство таких проектов на платформе Ко-Фи. Дорога, что называется, протоптана.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…