Дело было в 2002 году. Я участвовал в основном конкурсе «Кинотавра» со «Звездой». Картина вышла в прокат незадолго до этого, но лишь в Сочи ее фактически впервые увидела профессиональная аудитория. И вроде бы наша работа «прозвучала». То есть был сильный конкурс — «Война» Алексея Балабанова, «Любовник» Валерия Тодоровского, «Займемся любовью» Дениса Евстигнеева… И все ходили и гадали, кто же, кто же победит.
А нас как раз это не сильно волновало, мы просто радостно общались вместе — Леша, Валера, я, другие конкурсанты. Вскоре после показа прошел слух, что «Звезде» вручат важный приз — один из главных. А уже перед самой церемонией в кулуарах заговорили о том, что все переиграли, и наш фильм ничего не получит. Так что на закрытии я уже не ждал никаких наград.
Первым объявили спецприз губернатора Краснодарского края. На сцену вынесли огромную вазу из красного хрусталя. И тут я понял, что она-то и достанется фильму. Так и оказалось! Я вышел, забрал эту тяжеленную штуковину и уже собирался спускаться, как увидел, что две фигуры бегут по проходу и машут руками. Это были Вера Глаголева и Тигран Кеосаян. Они вылетели на сцену, схватили микрофон и заявили, что присуждают нашему фильму собственный приз. Вручили мне гигантский букет роз и большую морскую звезду. Я, конечно, был совершенно ошеломлен.
Возвращаюсь в зал на свое место, а Леша Балабанов возбужденно толкает меня в бок: «Как же ты все это в самолет потащишь?» А я только глазами хлопаю. Ваза и вправду неподъемная, в половину человеческого роста, и я с ней — как Винни-Пух с горшком из-под меда. Но самое смешное было то, что мне пришлось еще несколько раз неуклюже вставать в обнимку с этой грудой хрусталя и раскланиваться направо и налево, потому что аплодисменты не стихали. Мне они казались шквальными и нескончаемыми. Было очень приятно, хотя я думаю, что столь бурную реакцию зала вызвал, скорее, поступок Веры и Тиграна — такой пылкий и трогательный.
Морская звезда за «Звезду» по-прежнему хранится у меня дома, я ее берегу и очень ценю… И когда годы спустя мне выпала честь стать председателем жюри основного конкурса «Кинотавра», говорил со сцены, обращаясь к конкурсантам, что время все расставляет по своим местам, у них всех прекрасные фильмы, и все будет хорошо в любом случае, главное — не останавливаться, любить кино и продолжать работать, снимать. Мол, я не получил ни одного приза на «Кинотавре», но, тем не менее, стою сейчас тут… И вдруг понял, что нет, был приз! И рассказал эту историю. В зале как раз сидела улыбающаяся Вера, мы обменялись с ней воздушными поцелуями. И это был последний раз, когда мы с ней увиделись…
На «Кинотавре» я была три раза. В 2006 году — как зритель и студентка первого курса ВГИКа. В 2016-м — уже как режиссер — с фильмом «Хороший мальчик» в конкурсной программе. И в 2017-м — как участник программы короткого метра — с «Как большие». Поэтому не стану лукавить: конечно, самое яркое впечатление от «Кинотавра» — это Гран-При. Тем более, что тогда у меня не было никаких фестивальных ожиданий — само попадание в конкурс и показ картины в Зимнем театре уже воспринимались мной как награда.
Если честно, в тот год мне даже не удалось погрузиться в знаменитую атмосферу фестиваля — море, кино, танцы, ночные гулянья и бесконечные разговоры с влюбленными в кино. Я побывала на открытии, представила на следующий день «Хорошего мальчика», который открывал конкурсную программу, и сразу улетела из Сочи в Кронштадт выбирать натуру для нового фильма.
Возможно, еще и от этого победа была для меня совершенно неожиданной. Я первый раз в жизни была на закрытии «Кинотавра». Вечернее платье, прическа и макияж, о которых позаботились устроители фестиваля, любимая съемочная группа рядом и полный зал невероятно талантливых людей — всего этого было более, чем достаточно, чтобы чувствовать себя абсолютно счастливой. И тут вдруг — Гран-При…
Помню ощущение, что все труды, муки, риски, жертвы, нездоровый фанатизм в профессии и борьба вдруг засчитались где-то там в небесной канцелярии. И гордость за моих артистов и команду. Сам приз, после того, как мне его вручил Александр Роднянский, я держала в руках всего пару часов — продюсеры «Хорошего мальчика» сразу же забрали его себе. Но мне кажется, что волшебный эффект «священного грааля» держится до сих пор.
«Кинотавр» открыл мне очень много возможностей в профессии. Эффект, как будто ты работал шахтером, а тут вышел на свет божий, и тебя заметили. Понятно, что я не стала в одночасье талантливей или профессиональней, но то, что появилось очень много предложений, и многие вещи в работе стали случаться легче и быстрее — это факт.
Мне как-то неловко даже, что у нас с «Кинотавром» такие пусть и бурные, но очень короткие отношения, и верю, что все еще будет! И кино, и море, и любовь)
В 2007 году я снял свой первый сольный фильм «Простые вещи», который отклонил целый ряд международных фестивалей. Для меня это было морально тяжело — я выложился по полной, а моя работа оказалась не востребованной. И вдруг картину берут на «Кинотавр»! Я как боксер перед боем настраивал себя не думать о наградах, не мандражировать, просто ходил и смотрел другие фильмы…
И вот дошел черед до «Простых вещей». После просмотра ко мне и исполнителю одной из двух главных ролей Сергею Пускепалису стали подходить люди, делать комплименты… С одной стороны было приятно, с другой — включило волнение и тревогу. Я начал переживать, не мог спать, включился механизм неприятного фестивального страха и волнения.
Нам с Пускепалисом надо было уезжать примерно за день до закрытия. Мы гуляли с ним по Кинотавру, думали, вдруг организаторы попросят остаться, намекнут на приз… Но ничего такого не произошло, и мы разъехались по домам. В вечер закрытия я старался не смотреть телевизор, не заходить в интернет, гулял по городу и не думал о «Кинотавре». И вдруг раздается звонок.
Сначала сообщили, что у Леонида Броневого спецприз. Затем, что Пускепалису дали «Лучшую мужскую роль». Я подумал: «Ну круто». Спустя время еще один звонок: мне вручают награду за режиссуру. И наконец позвонил мой продюсер Роман Борисевич и сказал, что только что в четвертый раз выходил на сцену со словами «Извините, это снова я», — наш фильм получил Гран-при.
У меня был тогда перехлест эмоций! Но, правда, у этой призовой лавины была и изнанка. После фестиваля возникла острая дискуссия в прессе, почему столько наград одной картине и как могли обойти «Груз 200»? Не могу сказать, что журналисты втаптывали «Простые вещи» в грязь в пользу балабановского фильма, но проскакивали неприятные высказывания. И, тем не менее, все, что тогда случилось на «Кинотавре», дало фильму и мне как режиссеру путевку в жизнь. А также прививку от мандража и переживаний по поводу каких-либо наград в дальнейшем.
Наверное, одним из самых памятных был для меня «Кинотавр» 2013 года. Меня пригласили в жюри основного конкурса. Председательствовал Александр Митта. С нами были еще Анатолий Белый, Сергей Мелькумов, Юрий Потеенко, Любовь Аркус и Антон Долин. Каждый вечер между показами нам накрывали ужин в дальнем углу Зимнего театра. И конечно, мы не только ели и пили, но и обсуждали увиденное. Помню, была приятно удивлена, каким невероятно тонким, тактичным и прислушивающимся к чужому мнению председателем был Александр Наумович. А главное, все эти ужины в в колоннаде — это было как-то очень по-чеховски…
Еще не забуду «Кинотавр-2017». На показе «Аритмии» держалась до последнего. Весь зал уже рыдал, а я думала: не плачется вроде… Но на финальной сцене с Сашей Яценко все-таки тоже не выдержала! На том же «Кинотавре» посмотрела «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, а потом до 5-ти утра не могла заснуть, пока не написала пост в Фейсбуке, который Антон Долин и Леша Медведев одарили «любовными сердцами».
Так и остался у меня в памяти тот «Кинотавр», как фестиваль, на котором были эти две картины. Причем я их никогда не сравнивала — просто два любимых фильма.
А.Ч. Для нас самым незабываемым стал, конечно, «Кинотавр» 2013 года. Я перед Сочи был в Каннах, и там в один из дней увидел из окна, как на пляже, во время какого-то мероприятия, парень сделал предложение своей девушке. Со стороны выглядело крайне романтично. И это событие послужило побудительным мотивом сделать нечто подобное — в конце концов, мы с Наташей к тому моменту уже шесть лет были вместе. Через неделю, оказавшись на Черноморском побережье, я вместе с нашим режиссером монтажа Руфатом Гасановым долго искал по городу кольцо для предложения…
Н.М. Это при том, что я ему недвусмысленно давала понять, что к официальному браку не сильно расположена. Свадьба с белым платьем в моей жизни уже была, и желания повторять ее не возникало. Сидело в голове некое предубеждение, что оформление отношений может все испортить. Так что церемония награждения «Кинотавра» обернулась для меня натуральным кошмаром. С одной стороны радость от врученного приза за нашу картину «Интимные места», а с другой Леша вдруг на одном колене и с кольцом — прямо на сцене на глазах у всего Зимнего театра. Я была ошарашена, но выручила привычка топ-менеджера принимать мгновенные решения — я сказала «да» — деваться было некуда. Но все равно по отношению ко мне это был варварский трюк. В моем варианте это должно было бы быть тихо, возле ночного моря, например, чтобы никто не видел…
А.Ч. Собственно, я так и планировал изначально, но когда нас наградили за картину, мне показалось, что это самый лучший момент. Такая двойная радость. И вообще красиво.
Н.М. В итоге, через месяц мы сходили в загс — в самой обычной одежде — и поставили свои подписи в документах. Три тысячи свидетелей не давали мне покоя.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…