За минувшие новогодние каникулы вышло сразу два сериала-альманаха, которые с известной долей условности правомерно назвать русскими версиями «Черного зеркала». То есть оба они в той или иной степени проникнуты алармизмом по отношению к плодам технологического прогресса и как бы предупреждают об опасностях, таящихся в современных технологиях. Хотя за последние года три человечество, кажется, окончательно уяснило, что есть на свете угрозы пострашнее. И само «Черное зеркало» потому заметно подрастеряло свою актуальность. Что уж там говорить обо всяких эпигонах.
Тем не менее 1 января нам преподнесли к вчерашнему оливье сериал «Оливье и роботы». В нем Егор Корешков размножает себя, подобно Леониду Каневскому, в то время как сам Леонид Каневский рассказывает совсем другую историю о гражданине, который решил стать роботом (как «Двухсотлетний человек», только наоборот), а Ирина Горбачева освобождает от рабства бытовую технику. Стало быть, создатели избрали нарочито несерьезный подход и тем заслуживают хотя бы снисхождения.
А вот те, кто работал над сериалом «Соцсети», премьерованным аккурат к Рождеству, претендуют на более серьезное высказывание. Точнее, сразу на шесть серьезных высказываний. Но некоторого снисхождения все равно заслуживают тоже. И внимания. Пускай на первый взгляд может показаться, что, наоборот, ни того ни другого не заслуживают эти «Соцсети».
Тут ведь в первую очередь контекст важен. А контекст такой: сделала сериал команда дебютантов из Томска. Что само по себе хорошо. Все ж не каждый день у нас в регионах появляются команды дебютантов и выдают практически с порога не самый стыдный продукт. Другое дело, что «Соцсети» – продукт, сразу зафиксируем, и не самый нестыдный. Но, определенно, достойный и некоторого внимания, и кое-какого снисхождения – в таком порядке.
Вот, допустим, в первом эпизоде героиня Любови Аксеновой становится заложником собственного умного дома. Ничего более банального, казалось бы, в рамках указанного жанра и придумать нельзя. К тому же заканчивается все озвучиванием избитых морализаторских трюизмов. Но погодите, кто это тут у нас с Аксеновой рядышком? Да это же Алексей Гоман! Ну, тот блондин, поп-певец, чей единственный хит «Русский парень» двадцать лет назад какое-то время из каждого утюга доносился, и с тех пор ни от него, ни про него никто ничего не слышал. Надо ж было его вдруг зачем-то откопать, да еще и заставить по сюжету выйти из шкафа (если вы понимаете).
А в следующем эпизоде герой Кирилла Кяро промышляет тем, что по ночам обнимает людей за деньги. Профессиональный обниматор, две тысячи в час берет. Это если классика, надо полагать. Притом строго без интима, только ароматические свечи, кровать, объятия, ласковые слова на ушко, одноразовые перчатки, здоровый сон и – за отдельный прайс – бутерброды. Между прочим, самый грустный из всех сегментов, притом что по вторичности и предсказуемости недалеко от предыдущего ушел. Но развязка на удивление обескураживает, почти в положительном смысле.
Далее – Сергей Походаев, он же пацан из «Левиафана», в очередной трагической повести о дисфункциональной семье. Где покойный дед завещал все свое состояние тому из потенциальных наследников, кто наберет за сутки больше лайков. Странно, что эта идея прежде не настигла кого-нибудь из сценаристов «Елок», обычно такие вещи как раз по их ведомству проходят.
Так или иначе, примечателен эпизод в первую очередь персонажем третьестепенным, к магистральной сюжетной линии отношения практически не имеющим. А именно полицейским, который страдает от редкого недуга: стоит ему завидеть или заслышать полицейскую мигалку, как тут же он непроизвольно принимается хохотать до колик. Воплотил же этот неординарный образ не кто иной, как Александр Цин-Дэ-Шань, депутат Думы города Томска.
Однозначно лучший эпизод – четвертый. Антон Кузнецов (распрекрасный трикстер Дым из «ЮЗЗЗ») – в роли тестировщика компьютерных игр, из-за своей профессии и увлечения виртуальными развлечениями утратившего связь с реальностью настолько, что его бросает жена. И он тогда заводит себе новую. В специальном борделе с голограммами. Что приводит к разным последствиям, выражающимся в том числе в чудесной реплике: «У меня отключили семью за неуплату!»
Это уже прямо настоящий концентрированный киберпанк, духовитый такой, забористый. Антураж также под стать, очень трогательно к томскому low life изолентой примотан high tech. Перед самой кульминацией, например, Кузнецов остервенело пинает кабинку для мгновенных микрозаймов, на стенке которой начертано зловещее предостережение: «Бойся кибергонореи». Уже хочется как минимум спин-оффа, не правда ли?
В пятой главе двое стартаперов изобретают линзу, с помощью которой можно транслировать мысли прямо в смартфон. Договорившись о финансировании с инвестором, они заключают отвратительно сексистское пари: если один (Евгений Шварц, Феликс Юсупов из «Караморы») до конца недели охмурит столько-то женщин, то он организует второму (Данил Тябин, в «Художнике» мелькал) ночь возмездной любви. А если нет, то будет неделю ходить в женском платье. Подвох в том, что внятную мораль сюда прикрепить забыли, поэтому выходит так, что про себя сальные комментарии о женщинах отпускать как бы неприлично, а честно вслух похвалить форму груди незнакомой особы – это мило и забавно.
Наконец, в финальном эпизоде артисты Мулин и Калимулин играют двух братьев, и одна эта меташутка оправдывает вообще все. Не исключено, что исключительно ради нее это самое вообще все и затевалось. Сначала родилась мысль: «О, а прикиньте: Мулин и Калимулин – братья». А уже потом вокруг нее остальное как-то само собой накрутилось. Включая Любовь Аксенову с Алексеем Гоманом в шкафу и Антона Кузнецова с кибергонореей.
Собственно, о чем конкретно этот эпизод про Мулина и Калимулина, совершенно неважно. Они там по лесу бегают, участвуя еще с двумя мужиками в чем-то вроде «Голодных игр», а в конце оказывается, что все совсем не так. Даже на фоне полицейского с аллергией на мигалки выглядит посредственно. Но какая разница? Вполне ведь может статься, что именно этого и не хватало для того, чтобы восстановить гармонию в мире. Реюниона Мулина и Калимулина. Они и раньше вместе снимались, еще в прошлом десятилетии. А как перестали, так сразу и мир стал погружаться во тьму. Но теперь, благодаря людям из Томска, вернувшим нам чудотворный тандем, мы получили шанс на спасение, и можно снова смотреть с оптимизмом в будущее. Поэтому 2023 год официально объявляется годом Мулина и Калимулина.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…