К 50-летию главной it-girl Голливуда.
Сегодня юбилей отмечает актриса и модель Хлоя Севиньи, которая покорила сердца любителей инди-кино 1990-х яркой внешностью и поразительной искренностью на экране и в жизни. «КиноРепортер» вспоминает роли, сделавшие Севиньи звездой поп-культуры.
Невинная жертва обстоятельств
«Детки» (1995)
Севиньи, названная журналом The New Yorker «самой классной девушкой в мире», получила первую роль благодаря знакомству с юным сценаристом Хармони Корином. Хлоя уже тогда была не из робких – ее кинокарьера стартовала с весьма смелой роли. В скандальной драме Ларри Кларка о подростках и их аморальных увлечениях актриса сыграла юную Дженни, которая заражается СПИДом от недалекого и жестокого Телли (Лео Фицпатрик). На протяжении всего фильма героиня пытается разыскать паразита, но постоянно оказывается на шаг позади.
«Детки» подверглись шквалу критики из-за явной «чернушности», что тем не менее не делало фильм менее животрепещущим. Да и насчет таланта Севиньи у публики не возникло сомнений. Дженни в ее убедительном исполнении кажется самым трогательным персонажем ленты, а моральные терзания и скитания девушки по зараженному вирусом вседозволенности Манхэттену разбивают сердце. Так что молодая актриса однозначно заслужила все комплименты со стороны ценителей реализма и злободневности в кино.
Девушка-вихрь из Огайо
«Гуммо» (1997)
Творческий (и на тот момент любовный) союз Корина и Севиньи вылился еще в один инди-хит – экспериментальную и местами фантасмагоричную драму «Гуммо», режиссерский дебют Хармони. Картина представляет собой набор зарисовок из жизни забытого богом городка в штате Огайо, а Хлоя играет взбалмошную Дот, которая перемещается от одной локации к другой, делая странные, но безобидные вещи. Например, на пару с сестрой обесцвечивает волосы и целуется в бассейне с мальчиком в костюме кролика.
Образ героини Севиньи в «Гуммо» – это витиеватая метафора сумасшествия и безнадеги, которые рождаются на почве унылой провинциальной жизни. Дот балансирует между классической manic pixie dream girl и полоумной антигероиней, и критики со зрителями оценили как неоднозначность персонажа, так и безграничную смелость Севиньи, которую она впоследствии продемонстрирует еще не раз.
Всепринимающая возлюбленная
«Парни не плачут» (1999)
Драматический талант Хлои засиял во всей красе в криминальной драме Кимберли Пирс по реальной истории Брэндона Тины, которого жестоко убили в 1993 году. Герой фильма скрывает от общественности личную тайну, а Севиньи исполняет роль его чуткой девушки Ланы, которая приняла его во всем и была рядом до конца. «Парни не плачут» собрал неплохую кассу, однако скептически настроенные зрители придали большей огласке возмутительные, по их мнению, постельные сцены, нежели правдивость трагичного сюжета.
Для Севиньи же фильм Пирс стал еще одним важным достижением, обеспечив ей номинации на «Оскара» и «Золотой глобус» за лучшую женскую роль второго плана. Это закрепило успех Хлои как актрисы, чествуемой не только фанатами андеграунда, но и влиятельными мэтрами киноиндустрии. Вскоре ее стали приглашать в проекты уже других жанров и бюджетов.
Секретарь дьявола
«Американский психопат» (2000)
Восходящая звезда Севиньи вспыхнула и в сатирическом хорроре Мэри Хэррон о гадостях и радостях культуры потребления. «Американский психопат» стал культовым прежде всего из-за персонажа Кристиана Бэйла, самоуверенного маньяка и по совместительству идола сигма-культуры Патрика Бейтмана. Тем не менее без секретарши Джин в исполнении прекрасной Хлои лента бы утратила значительную часть смысла и очарования.
Изначально Джин предстает перед нами как наивная девушка, особо не вникающая в делишки злобного босса. Но героиня Севиньи не так проста, как кажется: именно чистота ее намерений начинает сеять зерна сомнений в голове Бейтмана. Более того, в итоге она становится единственной целью маньяка, сумевшей избежать смерти. Джин олицетворяет искренность, еще не погибшую в стенах многоэтажных бизнес-центров. Без красноречивых глаз и выразительной мимики Хлои эту метафору считать было бы сложно.
Активная гражданка
«Догвилль» (2003)
После грандиозного успеха «Американского психопата» Севиньи попала в цепкие руки Ларса фон Триера, противоречивого гения европейского кинематографа. Актерские работы в его минималистичном триллере о горном городке, погрязшем в пороках, потрясают – Николь Кидман, Пол Беттани и Стеллан Скарсгард убедительны как никогда. Севиньи, сыгравшая самую желанную девушку Догвилля Лиз, не потерялась на их фоне, но украсила ленту своей неординарностью. Не зря датский режиссер позже пригласил Хлою поучаствовать и в драме «Мандерлей».
Красотка Лиз становится символом лицемерия, процветающего в триеровском городе. Сперва она благосклонна к Грейс в исполнении Кидман. Но как только «ветер» общественного мнения по поводу последней направляется в другую сторону, туда же флюгером обращается и героиня Севиньи. Актриса перевоплотилась в хитрую лису столь умело, что грань между человеком и персонажем в зрительском восприятии стирается, словно она нарисована тем же мелом, что и границы домов и объектов в «Догвилле».
То ли женщина, то ли виденье
«Бурый кролик» (2003)
Как бы ни старались «Детки», самым скандальным фильмом с участием Севиньи все равно оказалась драма Винсента Галло «Бурый кролик». Став главным актером, режиссером, сценаристом и даже оператором ленты, горе-творец предложил Хлое роль девушки, которую его апатичный герой разыскивает по всей Калифорнии. Образ Севиньи в «Кролике» манит и очаровывает так, что даже не особо приятному персонажу Галло начинаешь сочувствовать, а его боль ощущается практически на физическом уровне.
Нашумела картина, конечно, не из-за своего киноязыка или всей прелести Дейзи, сыгранной Севиньи. Причиной негодования публики стала откровенная постельная сцена, в которой девушка занимается с героем Галло оральным сексом, не симулированным во время съемок. Можем оставить в стороне дискуссии о том, насколько это было необходимо в контексте развития сюжета и раскрытия персонажей. Что точно раскрылось по-новому, так это бесстрашие Севиньи и ее энтузиазм по отношению к затеям коллег по цеху. А предреченный злыми языками конец карьеры актрисы так и не случился.
Мать и полковник в одном лице
«Мы те, кто мы есть» (2020)
Завершаем подборку знаковых проектов Севиньи мини-сериалом Луки Гуаданьино о подростках, живущих на военной базе США в Италии. Хлоя предстала в образе стойкой женщины по имени Сара, армейского полковника, командующего базой, и матери 14-летнего мечтателя Фрейзера (Джек Дилан Грейзер). На хрупкие плечи Сары возложена немалая ответственность, а на плечи самой Севиньи – непростая актерская задача (с чем она справилась на все сто).
Оценили талант уже зрелой актрисы не только зрители HBO, но и сам Гуаданьино, впоследствии пригласивший ее в хоррор-роуд-муви «Целиком и полностью». Надеемся и дальше видеть Хлою в ярких фильмах и сериалах, разрывающих не только устоявшиеся кинематографические шаблоны, но и стереотипы мышления.
Комментарии